К.Сарыбаев: "Минобороны Кыргызстана (генерал Исаков) пытается взять на себя функции правоохранительных органов и спецслужб" 12:38 07.05.2010
Кубаныч Сарыбаев: Министерство обороны Кыргызстана пытается взять на себя функции правоохранительных органов и спецслужб
"Министерство обороны Кыргызстана пытается взять на себя функции правоохранительных органов и спецслужб", - считает бывший первый заместитель председателя Погранслужбы КР Кубанычбек Сарыбаев. Он утверждает, что армейский генералитет пытается подмять под себя ПС КР, чтобы оправдать свое существование.
- Сейчас Погранслужба Кыргызстана курируется Министерством обороны, - говорит Кубанычбек Сарыбаев. - Это объясняется тем, что МО поможет пограничникам решить их материальные проблемы. Но передача ПС КР в ведение Минобороны некорректна.
- А что было бы корректно?
- Было бы понятно и логично, если бы ПС КР передали Государственной службе национальной безопасности или МВД республики. Тем более что в большинстве европейских стран пограничники входят в состав органов внутренних дел.
ПС КР выполняет охрану границ, погранконтроль, ведет учетно-регистрационную, административную, оперативно-разыскную, разведывательную и контрразведывательную деятельность. То есть то, что не совпадает с задачами Министерства обороны. Охрана и оборона рубежей, а также все, что с этим связано, - составляющие государственной политики. Когда-то говорили, что погранслужба - политические войска.
- Но, судя по всему, политики как раз этого и не понимают?
- В 2004 году в Кыргызстане приняли государственную программу по развитию Погранслужбы. Предполагалось строительство около 20 новых застав, развитие ПС за счет увеличения финансирования со стороны государства. Но с тех пор открыли всего 16 застав. Причем сделано все за счет оптимизации внутренних резервов Погранслужбы. А она финансировалась на 30 процентов от потребности. Условий для ее развития так и не создали. Более того, формировалась Погранслужба если не по остаточному принципу, то, по крайней мере, много недобирала. При этом на Минобороны только в 2010 году планировалось выделить около 1,5 миллиарда сомов. Что мешало передать часть средств Пограничной службе? Это ведь государственные деньги, а не ресурсы Минобороны.
Пограничная служба формируется военными комиссариатами Министерства обороны. И если посмотреть на то, как это делается, то получается, что мы еле-еле выбирали 10 процентов из основного списка своих призывников. То есть представители ПС КР отбирали личные дела молодых людей, подходящих к службе по уровню физической и интеллектуальной подготовки. Но 90 процентов из них забирало Министерство обороны. Получалось, что МО призывало на службу в Бишкек ребят ростом 1,75 метра и первой категории здоровья. А ПС КР доставались новобранцы из дополнительного списка с ростом 1,65 метра и третьей категорией здоровья. В 2009 году, к примеру, Погранслужбу досрочно покинули свыше 40 срочников, 31 из них - по болезням, приобретенным до призыва. Остальные - по болезням, появившимся в период прохождения службы. То есть в ПС КР призывают больных!
Чтобы прекратить подобную практику, я предлагал изменить время призыва в ПС КР. Тем более что стандартные сроки нам не подходят. Призывать в Погранслужбу в мае или ноябре поздно. Чтобы, к примеру, контролировать перевалы из Таджикистана, а они открываются в мае, надо успеть забросить людей на заставы. Причем уже подготовленных, прошедших обучение хотя бы в течение месяца.
- А может быть, есть смысл отказаться от собственной пограничной службы и пригласить обратно россиян?
- Это можно рассмотреть в качестве варианта действий в будущем. Но не думаю, что подобное будет реализовано.
- Судя по тому, что вы говорите, сейчас между Погранслужбой и Минобороны разгорается скрытый межведомственный конфликт...
- В том виде и составе, в котором ныне существует Минобороны, оно неспособно выполнять военные задачи. Оно вообще не имеет реальных задач. Все аналитики, эксперты утверждают, что войны с какой-либо страной у Кыргызстана не будет. То есть рано или поздно встанет вопрос о целесообразности существования Министерства обороны. В том, по крайней мере, виде, в котором оно есть. Зачем тратить 1,5 миллиарда сомов в год на структуру, которая едва ли нужна? И это притом, что военнослужащий в Погранслужбе получает в два раза меньше, чем в МО.
Нельзя сказать, что в Минобороны этого не понимают. При прежних властях готовились документы, где МО обозначало своими задачами борьбу с терроризмом, наркотрафиком, трансграничной преступностью, миграцией. То есть то, чем занимались и занимаются ГСНБ и МВД.
Таким образом, самой большой проблемой, связанной с военными угрозами, остаются возможные пограничные конфликты и инциденты, связанные с земельными вопросами и водопользованием, - то, что вне компетенции Министерства обороны. По большому счету, Кыргызстану необходимо переходить на новый путь развития Вооруженных сил.
- Создавать компактную, мобильную и профессиональную армию?
- Идея замечательная. Но она может быть реализована, если группировка вооруженных сил будет заметно увеличена. И, соответственно, вырастут расходы на оборону. Либо... В свое время я предлагал отталкиваться от современной концепции ведения войн - бесконтактных. В Ираке группировка американцев два месяца долбила противника, не вступая с ним в прямой огневой контакт. На него сбрасывались тысячи тонн бомб. Враг был деморализован. Когда США ввели в Ирак сухопутные войска, победа была обеспечена им заранее. То же самое и в Югославии. То есть победа достигнута Пентагоном без прямого столкновения с противником.
- Чем можно противостоять такой тактике?
- Заблаговременным созданием эффективного партизанского движения. То есть военнообязанных не надо собирать в каких-либо центрах. С ними необходимо работать на местах, готовить к действиям с противником, обладающим более мощной технической базой, складировать оружие в специальных схронах. То есть готовить гражданское население к тому, чтобы в случае агрессии военнообязанные уходили в горы, где их уже ждали бы офицеры для формирования мобильных групп. Это серьезная задача, и она требует больших усилий, ума, усидчивости.
- Вам не кажется, что появится - или уже существует - лобби, которое этому воспрепятствует?
- Не исключаю. Ведь генералитету надо оправдать свое существование. В Министерстве обороны раздут управленческий штат. Не понимаю, зачем в Кыргызстане существует Военный институт, который выпускает ежегодно 100-150 молодых офицеров для армии в несколько тысяч человек. Куда их девать, где им найти работу?
07/05 07:15, Бишкек – ИА "24.kg", Данияр КАРИМОВ
|