М.Аликперов: Несбывшееся бессмертие Туркменбаши 11:36 21.05.2010
Несбывшееся бессмертие Туркменбаши
Хотя современный Ашхабад поражает даже самое смелое воображение вычурной помпезностью, циклопическими масштабами и ослепительным сиянием белоснежного мрамора вперемешку с сусальной позолотой, в городе было и остается только два подлинных произведения архитектурного искусства. И одному из них в мае этого года исполняется 35 лет.
Барельефы на здании бывшего ЦК КПСС ТССР (сейчас в здании располагается Госархив) стали последней работой Эрнста Неизвестного перед эмиграцией в США. Сейчас Э. Неизвестный – это всемирно-признанный корифей модернизма, а в 1975 году он был своего рода "советским Церетелли". Власти бесперебойно снабжали его заказами на осуществление грандиозных проектов во всех концах Советского Союза (Артек, Зеленоград, Ашхабад) и даже за его пределами (Египет), и, в то же время, нещадно ругали за "дегенеративное искусство" и "искажение лиц советских людей".
В своем ашхабадском панно скульптор тоже изобразил лицо. Лицо Туркмении, сбросившей оковы царизма, и через борьбу, потери и лишения, пришедшей к светлому коммунистическому будущему. В центре композиции размещены оторванные головы державного орла, которые попирает ногами женщина в платье с национальным орнаментом. Женщина, по совместительству, также является носом на этом пятнадцатиметровом лице.
Панно получилось по-настоящему пугающим, но от него трудно оторвать взгляд. Можно только подивиться мастерству Неизвестного, который успешно совместил идеологию победившего социализма, национальный колорит, неугасимый факел свободы, свирепую кошку, страдающую лошадь и гипертрофированные человеческие конечности с картин Пабло Пикассо. И все это в одном лице, в самом буквальном смысле.
Между тем, автор был далеко не в восторге от своего творения. Накануне отъезда из СССР, на вопрос одного из друзей: "Почему ты решил эмигрировать?", Неизвестный ответил так: "Да надоело, пойми, если я сделаю еще хоть одну работу, как в Ашхабаде, я просто умру".
Прошли десятилетия, Советский Союз канул в прошлое, а Эрнст Неизвестный стал живым классиком и одним из самых знаменитых скульпторов в мире. И его фреска стала бесценным произведением искусства, настоящей достопримечательностью Ашхабада, которую с гордостью показывают иностранным туристам.
Хотя серый бетон уж очень не гармонировал с общей стерильной белоснежностью туркменской столицы, когда все здание архива покрыли мрамором, панно не тронули.
Сапармурат Атаевич Ниязов, для которого градостроительство стало такой же маниакальной страстью, как и стремление обессмертить свое имя, в 2003 году пригласил Неизвестного в Туркменистан. Визит носил полуофициальный характер, но несомненно одно - Туркменбаши хотел не только похвалиться перед Мастером своими достижениями в архитектурных фантазиях и перекинуться в картишки, но и сделать еще один шаг к бессмертию. Видимо Ниязов посчитал, что Хрущева будут помнить вечно не только за кукурузу, Карибский кризис и стучание башмаком на ассамблее ООН, но и потому что на могиле Никиты Сергеевича стоит надгробный памятник работы Эрнста Неизвестного.
Понятно, что "Вождь всех туркмен" не хотел надгробия, он хотел быть увековеченным при жизни. Прекрасно понимая, что все позолоченные штамповки бездарных придворных "ваятелей" после его смерти долго на пьедесталах не продержатся, он жаждал получить свое изображение, созданное рукой скульптора с мировым именем, уничтожить которое у неблагодарных потомков просто рука не поднимется.
И вскоре после визита скульптора в Туркменистан в международной прессе появились сообщения о том, что Неизвестный намерен создать скульптуру Туркменбаши.
Но уже через несколько месяцев на вопрос журналистов: "Намереваетесь ли вы изваять Ниязова?", Неизвестный лаконично ответил: "Нет. Этого произойти не может".
На склоне лет и в зените славы художник не позволил себе ради денег, даже очень больших денег, пойти на сделку с совестью, чтобы потом с горечью не сказать, как в далеком 1975 году: "Если я сделаю еще хоть одну работу, как в Ашхабаде, я просто умру".
Максат Аликперов 19.05.2010
|