У.Темиров: Готов ли Кыргызстан к появлению легальной исламской политической партии? 09:07 26.05.2010
Готов ли Кыргызстан к появлению легальной исламской политической партии?
Мусульмане пришли на пятничную молитву в мечеть "Имам-аль-Бухари" в городе Ош, где проживает многочисленное узбекское национальное меньшинство. Последние политические события в Кыргызстане могли подготовить почву для усиления роли религии в делах государства и легального функционирования исламистской политической партии. (Фото Дэвида Триллинга)
На взгляд ряда верующих Кыргызстана, политические волнения, в результате которых была свергнута администрация президента Курманбека Бакиева, создали новую возможность для объединения веры и политики. Начали даже поговаривать, что Кыргызстан может стать вторым центральноазиатским государством после Таджикистана, в котором будет легально функционировать исламистская политическая партия.
Администрацию Бакиева считали враждебной большинству форм изъявления исламских религиозных убеждений, в особенности имеющих политическую направленность.
Временное правительство, взявшее власть в свои руки в обстановке апрельских волнений в Бишкеке, считается более открытым по отношению к верующим, придерживающимся умеренных религиозных взглядов, и их участию в политической жизни страны.
Население Кыргызстана является преимущественно мусульманским, по крайней мере, в социо-культурном аспекте. Сделав шаг навстречу признанию данного факта, временное правительство пригласило мусульманских религиозных деятелей принять участие в выработке проекта новой конституции. Новая редакция основного закона может возвести ислам на уровень государственной религии. Текст проекта новой конституции должен быть обнародован 19 мая, а 27 июня его предполагается вынести на всенародный референдум.
По словам Дуйшона Абдылдаева – одного из членов Конституционного совещания и главы религиозного движения "Акыл эс, рух ыйман" (Разум, вера, совесть), поставившего перед собой задачу объединение верующих под знаменем традиционной для Кыргызстана формы ислама – в новой редакции конституции должны быть учтены нужды и чаяния верующих. Правда, от поддержки идеи исламистской партии он воздержался.
"Мы хотим, чтобы новая конституция отражала интересы миллионов верующих Кыргызстана, – сказал он EurasiaNet.org. – Действующая конституция устарела, поскольку после распада СССР в Кыргызстане была принята конституция для атеистического общества и государства, что больше не отражает существующей реальности, так как львиная доля населения страны является мусульманами и православными христианами".
Точка зрения Абдылдаева находит широкое понимание в кыргызском обществе. Отправление религиозных верований среди мусульман и христиан находится на подъеме, однако многие верующие не склонны поддерживать идею создания исламской политической партии. Многие опасаются, что такая партия может в итоге спровоцировать появление радикального исламизма, который, в свою очередь, будет способствовать углублению обстановки нестабильности и даже терроризма в стране.
По мнению Абдылдаева, Кыргызстану следует обратиться к опыту Соединенных Штатов и поучиться у них тому, как отделить религию от государства, и при этом сделать вопрос веры одним из пунктов избирательной программы. "Это будет способствовать приходу к власти более честных и преданных своему делу людей", – подчеркивает он.
Несмотря на широко распространенные опасения о возможном распространении исламского радикализма, некоторые религиозные активисты желают, чтобы в новой редакции конституции была заложена основа для создания партии, опирающейся на заповеди ислама.
"При соответствующих поправках в конституцию и новом политическом курсе Кыргызстана на парламентскую республику очень может статься, что постепенно мы придем к созданию некой политической партии, которая будет привлекать в свои ряды людей на основе морально-религиозных принципов", – сказал нам на условиях анонимности член одной из крупнейших международных исламских движений в Кыргызстане "Таблиги Джаамат". Он не придал особого значения опасности распространения исламского радикализма, указав на существование умеренных религиозных партий в других странах, включая Партию справедливости и развития в Турции и Партию исламского возрождения Таджикистана.
По словам имама одной из бишкекских мечетей, также пожелавшего остаться неназванным, он бы хотел, чтобы политика и политики стали ближе к исламу. Правда, он опасается, что политики станут манипулировать верой для достижения собственных целей. "У нас отсутствуют легальные структуры для религиозных политических партий, но было бы прекрасно, если бы религия в Кыргызстане составила основу системы моральных ценностей и моральных принципов наших политиков", – подчеркнул имам.
Власти явно не разделяют подобных надежд. Многие решительно настроены сохранить Кыргызстан светским государством.
Каныбек Осмоналиев, являвшийся до 14 мая директором Государственного агентства по делам религий КР, рассказал за несколько дней до своего увольнения EurasiaNet.org, что государство должно защитить светскую систему правления, дабы не допустить эскалации религиозной напряженности. "Наша конституция запрещает создание партий на религиозных принципах", – отметил он.
Центральный муфтият Кыргызстана – совет исламских религиозных деятелей, в ведении которого находятся официальные мечети на территории всей страны – поддерживает позицию Осмоналиева. "Уровень образования и готовности к политической деятельности среди верующих не соответствует современным задачам", – полагает советник муфтия мусульман Кыргызстана Юсур Лома. Вместе с тем в беседе с EurasiaNet.org он признал, что "мусульмане являются такими же гражданами и частью электората. Таким образом, с целью защиты интересов электората, в конституции должно быть прописано, что большинство населения страны являются мусульманами".
Время для создания религиозной партии пока не настало, уверен и Кадыр Маликов, руководитель независимого научно-аналитического Центра религии, права и политики и уважаемый обозреватель, специализирующийся на освещении вопросов религии. Кроме того, кыргызское общество легко поддается страхам сторонников светской модели развития, а религиозные деятели не готовы взять на себя ответственность и возглавить партию, отмечает он.
"Политические партии в Кыргызстане, как оппозиционные, так и находящиеся у власти, лишены идеологической окраски. Вот почему политическая элита твердит об угрозе влияния исламского радикализма из Афганистана, дабы застращать население и не допустить создания идеологической религиозной партии. Во-вторых, мусульмане не готовы к общественно-политической деятельности. Среди мусульман не так много профессиональных юристов, политиков и экономистов, – говорит он. – Боюсь, что если сегодня появится исламистская партия, это лишь навредит восприятию религиозных партий в обществе".
И все же, на взгляд Кадыра Маликова, государство должно создать официальную площадку для ведения открытого диалога с верующими. "Подобная политическая платформа и диалог между государством и исламом поможет не допустить экстремизма", – резюмирует он.
От редактора: Улан Темиров является псевдонимом бишкекского журналиста.
19 мая 2010 |
|