Кай Берд: Поражение прогрессивного арабского национализма создало почву для религиозного экстремизма 11:58 31.05.2010
CNN: Поражение прогрессивного арабского национализма создало почву для религиозного экстремизма
Почему арабский мир застрял во времени?
Примечание редактора: Кай Берд - историк и биограф, ставший лауреатом Пулитцеровской премии. Он также получил премию Национального совета литературных критиков. Его последняя книга называется "Проходя через Мандельбаумские ворота: вступая в эпоху зрелости между арабами и израильтянами 1956-1978 годов". Арабская современность. Почему в начале XXI века арабский мир кажется застрявшим во времени? Почему большинством арабских стран до сих пор правят короли или военные диктаторы? А конкретно, почему самой густонаселенной арабской страной - Египтом - правит один человек на протяжении уже почти трех десятилетий? В октябре 1981 года президент Египта, бывший генерал Хосни Мубарак пришел к власти после убийства Анвара Садата. С тех пор он правил Египтом в условиях чрезвычайного положения. На прошлой неделе режим Мубарака продлен еще на два года суровым законом о чрезвычайном положении, который позволяет полиции задерживать людей на неопределенный срок, запрещает несанкционированные собрания и жестко ограничивает свободу слова. Мы, американцы, должны обратить внимание на положение дел. Режим Мубарака существует отчасти благодаря нашим налоговым долларам, текущим в его диктатуру, которые составлят примерно несколько миллиардов долларов в год. Мы также поддерживаем Саудовское королевство. И хотя президент Обама и предыдущие президенты часто красноречиво говорили о необходимости демократизации, египетские выборы отнюдь не демократичны. Почему ничего не меняется? Я провел почти все свое детство на Ближнем Востоке, и, хотя это не мой дом, я беспокоюсь о нем, как будто это так. Скорблю за него, боюсь за него, а также очень боюсь его. Современность, если и не была когда-либо полностью побеждена, кажется, что была приостановлена на большей части арабского мира. Старый, 82-летний фараон все еще царит в Египте. Королевские семьи до сих пор правят в Иордании и Саудовской Аравии. По-прежнему остается ощущение, что исламисты завоевывают умы и сердца в политическом вакууме. Дело в том, что Египет моей юности в 1960 гг. был более демократичным и светским обществом, чем сегодня. Мой отец был представителем американской дипломатической службы, размещенной в Каире с 1965 по 67 год. Полковник армии Гамаль Абдель Насер был фактическим диктатором Египта. Однако Насер, по крайней мере, был избран президентом в 1956 году. Он был очень популярным и популистским политиком во всем Египте. Садат был не так популярен, как Насер. Он угождал исламистам после смерти Насера, думая, что они не опасны, а в конечном итоге был убит ими. Ни он, ни Мубарак не смогли бы пережить поистине демократических выборов. Насер стал диктатором, но, по крайней мере, он предложил арабам светское видение. Даже сегодня Насер остается символом потерянной эпохи, когда у арабов всех классов и племен еще существовала надежда на современную, светскую и прогрессивную арабскую нацию. От Насера, учтивого и четкого, веяло мирным интеллектом. Его коллеги знали, что он неподкупен. У него не было личных слабостей, помимо курения трех пачек сигарет в день. Он любил американские фильмы. Его добрый друг, редактор газеты Мохаммед Хейкел утверждает, что Насер любил смотреть сентиментальную рождественскую сказку Фрэнка Капры "Это замечательная жизнь". Его любимым американским писателем был Марк Твен. Он проводил час или два каждый вечер, читая американские, французские и арабские журналы. Его ближайшим политическим врагом на родине было "Мусульманское братство" - политические теократы, которые затем привлекли не значительное количество последователей. В настоящее время "Мусульманское братство", безусловно, победило бы демократические выборы в Египте. Но вернемся в 1960-годы, когда большинство молодых арабов стремились к светской современности. Они хотели быть инженерами, врачами или юристами, и они восхищались, как и Насер, американской культурой. Я жил в престижной пригородной местности Каира Маади, примерно в 8 километрах к югу от города, на восточном берегу реки Нил. Я с оцепенением прихожу к пониманию того, что другим жителем Маади был молодой Айман аль-Завахири. В 1965 году будущий врач и второй человек в "Аль-Каиде" ходил в государственную среднюю школу в Маади. Он был как раз моим ровесником. Как и я, Аль-Завахири любил смотреть голливудские фильмы на наружном экране спортивного клуба Маади. Аль-Завахири когда-то стремился к карьере в сфере общественного здравоохранения. Его амбиции были такими же, как и у большинства молодых арабов в эпоху Насера. Уже тогда он был практикующим мусульманином. А его религиозные чувства не были радикальными до тех пор, пока Насер не распорядился о казни лидера "Мусульманского братства" Сейид Кутба в 1966 году. Но я бы сказал, что Аль-Завахири и другие молодые люди никогда бы не выбрали путь джихадского террора, если бы не война июня 1967 года. Сирийский философ Садик Аль-Азм, имеющий йельское образование, описал поражение Насера в июньской войне как "гром и молнию" и "шок" для арабского духа. Унизительное положение Насера означало поражение идеи светского пути к арабской современности. Когда-то могущественное понятие Насера о том, что арабоязычный народ Ближнего Востока может объединиться под знаменем прогрессивного арабского националистического движения, теперь было дискредитировано. Со временем политический ислам переместился в данный политический вакуум. Аль-Завахири писал в своих мемуарах в 2001 году, что "Накса" - поражение июня 1967 года – "повлияло на пробуждение сторонников джихада". Аль-Завахири сегодня скрывается в пещерах в Афганистане или от ракетных атак БЛА в Пакистане. Когда-нибудь он будет мертв вместе со своим жалким соратником Усамой бин Ладеном. Джихадисты не имеют ничего реального, что можно предложить арабам XXI века. Они не могут положить на стол хлеб в эпоху глобализации. Аль-Азм полагает, что джихадисты уже проиграли: "Могут наблюдаться прерывистые бои в последующие десятилетия, причем с большим числом невинных жертв. Но число сторонников вооруженного исламизма вряд ли будет расти, их поддержка по всему арабскому мусульманскому миру, скорее всего, снизится... 11 сентября известило о последнем издыхании исламизма, а не начале его глобализации". Я надеюсь на это. Но если Аль-Азм прав, новое поколение молодых мужчин и женщин арабов должно обрести надежду на их жизни в других местах. И до тех пор, пока усталые старые цари и фараоны будут подавлять право на демократические выборы и свободу слова, джихадисты будут по-прежнему предлагать отчаянные альтернативы. (Мнения в этом комментарии являются исключительно Кая Берда).
Кай Берд CNN, 29 мая 2010 года Перевод –
|