"Business Week": Казахстану выгодна дружба с Китаем 00:44 07.06.2010
Китай и Казахстан: двухсторонняя улица
Китайские товары и инвестиции могут помочь повысить уровень жизни и демократию в центрально-азиатской стране. К тому же казахи имеют тенденцию предпочитать Китай России. Теоретики и аналитики по делам Центральной Азии (ЦА) из Запада зачастую видят роль Китая в первую очередь как подавителя демократических сил и "тормоза" независимых действий стран региона. Менее критичным взглядом можно обнаружить, что отношения Казахстана с соседним Китаем простираются далеко за пределы подобных узких идеологических рамок.
Руины империи После развала Советского Союза и его плановой экономики ставший независимым Казахстан оказался в шатком положении. Уровень безработицы был высоким, уровень жизни резко снизился, а государственные магазины были пусты. Я хорошо помню, как для покупки куска хлеба приходилось часами стоять в очереди. Процесс становления независимого государства из обломков советской системы привел к экономической катастрофе. Доступные товары были очень дорогими; государственные предприятия становились банкротами, их товары не выдерживали конкуренции на возникающих рынках. Многие товары, которые хотели приобрести люди, были в ограниченном количестве. Импортируемые товары, особенно из Запада, были достаточно дорогостоящими для большинства людей. Затем начала поступать помощь из совершенно неожиданного направления: товары китайского производства, недорогие, хотя зачастую низкого качества по сравнению с товарами из Запада. Эта торговля сыграла важную роль в удовлетворении потребительского спроса, а также в содействии установления внутренней стабильности и развитии независимых институтов в первые годы. Благодаря инвестициям в национальную экономику со стороны Запада (в большей степени в нефтяную и добывающую промышленность) и увеличению объема международной торговли, уровень жизни начал постепенно повышаться. Страна начала процветать благодаря своей независимости.
Коммунистические соперники В конце 1980 гг. я часто слушал китайское государственное радио. В то время я не понимал английское вещание ВВС и "Голос Америки", а российское вещание радио "Свобода" постоянно "заглушалось" советским режимом. Китайское радио также было запрещено в Советском Союзе, хотя не столь очевидно. Китайское международное радио вещает на русском и казахском. Я часто слушал его в ранние утренние часы. Его программы были однозначно антисоветской ориентации, хотя этот антисоветизм был особенным и отличался от западных вещателей по природе своей пропаганды и предоставляемой политической информации. Слушая эти передачи, я начал осознавать, что конец российского правления в Казахстане был неизбежен. В отношениях между Китаем и Россией было много облачных дней во время правления их коммунистических правительств. Приграничные конфликты привели к вооруженным столкновениям в 1969 году, как на Дальнем Востоке, так и на казахско-синьцзянской границе. Разногласия вспыхнули по поводу военного вторжения Китая во Вьетнам в конце 1970 гг.; позднее, обученные в Китае бойцы в Афганистане и Анголе воевали против советских или кубинских войск, дислоцированных в конфликтных зонах "холодной войны". Несомненно, отношения между Китаем и Россией стали значительно лучше после 1991 года, однако не так глубоко в некоторых стратегически важных областях, как может показаться. Если российская политика по отношению к бывшим советским республикам ЦА может расцениваться многими как восстановление империи, Китай не заинтересован в таком развитии событий. По некоторым ключевым вопросам интересы Москвы и Пекина в регионе очень сильно отличаются. Торговля, к примеру, остается областью соперничества и потенциального конфликта. Многие товары китайского производства занимают доминирующую позицию на рынках Казахстана и других стран ЦА. Очевидная тенденция – усиление позиций китайских товаров, а Кремль ничуть не доволен этой тенденцией. Политолог из Колумбийского университета Александр Кули в прошлом году сказал, что впервые чистая торговля Китая со странами ЦА превысила торговлю с Россией, и эта тенденция, вероятно, будет присутствовать и в ближайшие годы. Положение России в этом регионе уязвимо и по другим причинам, которые минимально связаны с экономическим благосостоянием местного населения. В прошлом российские власти и войска совершили много кровавых преступлений против народов стран ЦА. Во время принудительной коллективизации в начале 1930 гг., по некоторым подсчетам, до 40% казахов погибли вследствие искусственно вызванного голода. Горькие воспоминания среди населения будут препятствовать полному восстановлению российского влияния до тех пор, пока Россия полностью не демократизирует свою политическую систему, одним из результатов чего в долгосрочной перспективе неизбежно стал бы отказ от политики, нацеленной на господство в имперском стиле над бывшими советскими странами. В истории отношений между Казахстаном и Китаем таких мрачных событий нет.
Энергетическое равенство Правда заключается в том, что за 20 лет после открытия национальных рынков региона ЦА, Запад не смог положить конец монополии российского государственного предприятия "Газпром" на экспорт центрально-азиатского природного газа, и это красноречивее всяких слов говорит об истинном положении дел. Но Китай покончил с этой монополией: трубопровод "Казахстан-Китай", строительство которого было завершено в 2009 году, стал первым экспортным газопроводом для казахского газа, который не направляется через Россию. Линия, соединяющая газовую транспортную сеть Южного Казахстана и Китая, является частью более обширного трубопровода "Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай". В будущем дополнительные трубопроводы соединят западные казахские месторождения газа с китайским трубопроводом, увеличив объем газа, поставляемого в Китай. Система трубопровода "Туркменистан-Китай" ежегодно будет поставлять 40 млрд. кубометров газа по достижению своей полной пропускной способности в 2013 году. На сегодняшний день полный ежегодный спрос Китая в газе составляет примерно 100 млрд. кубометров. Наряду с нефтепроводом "Баку-Тбилиси-Джейхан" при поддержке Америки, который частично обеспечивается казахской нефтью и пролегает в обход России, строительство этих трубопроводов существенно увеличило свободу действий Казахстана.
Пекин и демократия в Центральной Азии Процессы, описанные выше, будут содействовать повышению благосостояния народа Казахстана. Одним из результатов станет рост среднего класса, и поскольку сильный средний класс является основой стабильного развития демократии, другим важным результатом будет сильная демократическая система в Казахстане. Торговля между Казахстаном и Китаем играет важную роль в поддержке благосостояния казахов, по крайней мере, потому, что большинство товаров китайского производства являются недорогими и доступны растущему количеству казахов. "В перспективе мы нуждаемся в Китае", - говорит казахский политолог и заместитель руководителя Института экономических исследований Адиль Каукенов. Расширяющиеся связи между экономиками двух стран расцениваются с положительной точки зрения не всеми казахами. Среди общества можно услышать опасения о незаконной иммиграции из Китая. Мурат Ауэзов - первый посол Казахстана в Китае - считает, что эта проблема потенциально является "самой большой угрозой" для Казахстана. По его словам, процесс легализации присутствия китайских мигрантов в Казахстане является не менее важным, чем строительство нефтяных и газовых трубопроводов. По некоторым неофициальным данным, численность легальных и нелегальных китайских мигрантов составляет от 300 до 500 тыс. человек. Несмотря на эти опасения, похоже, что пространство для политического маневрирования Китая в отношении Казахстана и других стран ЦА будет оставаться ограниченным в течение некоторого времени. Любая попытка Китая – возможно совместно с Россией – усилить политическое влияние в регионе будет наталкиваться на сопротивление общества. Во всяком случае, в последние годы Китай в отличие от России не продемонстрировал никаких агрессивных стремлений в республиках бывшего Советского Союза.
Баланс сил Было ли это их намерением, но действия западных держав и Китая в Казахстане дополняли друг друга, одновременно создавая противовес усиленному росту российского влияния. Если бы не этот противовес, политика Москвы, скорее всего, способствовала бы дестабилизации ситуации по всей ЦА, не только в Казахстане. Нахождение точки баланса между этими внешними силами – Западом (страны НАТО и Япония), Китаем и Россией – является оптимальным путем для Казахстана для удовлетворения своих международных интересов, а также важным условием для эффективного развития демократии в стране.
Кенжали Тинибай "Business Week", 28 мая 2010 года Перевод –
|