Д.Триллинг: Трудовая миграция чревата появлением в Кыргызстане "потерянного поколения" 00:23 08.06.2010
Трудовая миграция чревата появлением в Кыргызстане "потерянного поколения"
Дарика Мамбетова живет кыргызском городе Нарын в двухкомнатной квартире со своими тремя внуками-подростками. Два года назад ее сын с невесткой, родители мальчиков, отправились на заработки в Россию и с тех пор на родине не появлялись. Другая дочь живет в Казахстане.
Дарике Мамбетовой 63 года. Она боится, что не приглядывает за мальчишками должным образом и не может добиться от них требуемой в этом возрасте дисциплины.
"О каком воспитании может идти речь? Лучше, когда дети живут со своими родителями, – говорит она, присаживаясь к стоящей на полу небольшой электрической духовке, в которой она печет хлеб. – Я думаю, что в будущем все может обернуться не слишком хорошо. Когда дети растут без родителей, кое-что они недополучают. Даже если они делают что-то не так, я не могу наказывать своих внуков".
Хотя сын присылает денежные переводы, "он не может слать деньги регулярно. Они собирают средства на российское гражданство", – объясняет женщина.
Сложное положение, в котором оказалась Дарика Мамбетова, является предвестником серьезных социальных проблем, которые могут ожидать страну в будущем. И связаны они с нынешней тенденцией трудовой миграции, приводящей к появлению "покинутого поколения".
"Ситуация складывается нехорошая, – подтверждает Айсалкын Карасартова, заведующая вопросами миграции и трудоустройства в Нарынской обладминистрации. – Конечно, старики не могут обеспечить ребенку того, что требуется для его полноценного развития. Они из другого поколения, и поэтому не могут дать детям того, что могут дать родители. Я думаю, эти дети не получат должного образования в культурном и интеллектуальном плане. В итоге они могут отдалиться от родителей и почувствовать себя брошенными, в моральном смысле".
По оценкам экспертов, на заработки в Россию и Казахстан отправились порядка 800 тыс. кыргызских трудовых мигрантов, оставив свои семьи и населенные пункты, где нет возможности найти работу. Таким образом, в стране отсутствует целое взрослое трудоспособное поколение – родителей детей, о которых заботятся представители старшего поколения. Согласно докладу ОБСЕ и ЕС за 2009 год, в стране "появились села, в которых проживают исключительно дети и старики".
Сейчас многие жители Кыргызстана опасаются новой волны экономических трудностей как следствия апрельских волнений, приведших к падению администрации Курманбека Бакиева в Бишкеке. По некоторым прогнозам, во втором квартале 2010 года произойдет сокращение экономики вследствие политической нестабильности. В месяцы, предшествовавшие апрельским беспорядкам, страна демонстрировала признаки выхода из длительного спада.
В селении Ак-Кия Нарынской области, где зима длится больше шести месяцев в году, 51-летняя Ширин Керимбекова воспитывает двух своих внуков на мизерную пенсию, пока ее сыновья трудятся на российском Дальнем Востоке. По словам Ширин, ее сыновья присылают домой деньги на уголь, правда, нерегулярно.
"Порой у нас не хватает еды. Иногда дети просят конфет, а у нас нет сахара. Мы живем на мою пенсию в полторы тысячи сомов [34 доллара в месяц]. Мой младший сын должен был на днях получать паспорт, я заплатила за это 500 сомов", – объясняет она.
Экономические трудности ложатся тяжким бременем на плечи дедушек и бабушек. Согласно выводам исследования 2008 года, проведенного неправительственной организацией Help Age International, призванной помочь людям пожилого возраста вести "достойную, защищенную, активную и здоровую жизнь", "родители мигрантов всегда принимают на себя тяжелейшее физическо-эмоциональное бремя разлуки, связанной с трудовой миграцией".
Дедушкам и бабушкам, растящим внуков, "приходится поднимать их на свою пенсию. Это очень сложно, качество жизни падает, – говорит 63-летний учитель из села Ак-Кия Муканбет Исмакеев, также помогающий воспитывать пятерых внуков.
"Если у семьи нет, например, угля, дети не посещают уроков, отправляясь за дровами…В воспитании детей дедушками и бабушками есть множество недостатков", – отмечает он.
Региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии бишкекского отделения организации Help Age International Эппу Микконен-Жаннере (Eppu Mikkonen-Jeanneret) полагает, что многие дети "потерянного поколения" могут вырасти неподготовленными к взрослой жизни. "Если родители долгое время находятся вдали от детей и не могут с ними общаться, как это часто бывает, дети могут почувствовать себя брошенными, что самым негативным образом сказывается на их чувстве защищенности и стабильности, а также умении выстраивать отношения с другими людьми в дальнейшей жизни", – сказала она EurasiaNet.org.
Социальные последствия могут приобрести перманентный характер, вследствие чего Кыргызстану придется столкнуться с постоянным сокращением численности населения и падения уровня жизни.
Не способствует решению проблемы и падение качества образования в Кыргызстане. Сотрудница одной гуманитарной организации, пожелавшая остаться неназванной из опасения привлечь к своей организации нежелательное внимание властей, нарисовала довольно мрачную картину: дети "не получают образования и внимания, необходимого для того, чтобы они смогли в будущем пополнить ряды квалифицированной рабочей силы. Нетрудно догадаться, что пока не будут производиться инвестиции в человеческий капитал, Кыргызстан будет по-прежнему поставлять чернорабочих на рынок России и Казахстана, переживающих депопуляцию в связи со старением населения, где по-прежнему будет востребован значительный приток трудовых мигрантов", – подчеркивает она.
По данным организации Help Age, материальную помощь своим родителям оказывают 38 процентов трудовых мигрантов последних лет. В случае отсутствия внуков это количество резко сокращается.
Остались или не остались "внуки на попечение бабушек и дедушек сильно влияет на перечисление денег домой и их количество. По словам многих представителей старшего поколения, они опасаются, что если внуки переедут к родителям в Россию и Казахстан, то поступление денег прекратится", – говорит Эппу Микконен-Жаннере из организации Help Age International.
Для таких дедушек и бабушек, как Исмакеев и Керимбекова, жизнь превратилась в бесконечное волнение и беспокойство. "Я – мать. Я хочу, чтобы мои дети были со мной. Когда они где-то далеко, мне в голову лезут всякие мысли. Как бы хотелось, чтобы люди лучше жили, чтобы у них было больше денег. Я очень беспокоюсь о своих сыновьях, – говорит Ширин Керимбекова. – Надеюсь, что однажды и в Кыргызстане появится работа".
Но Исмакеев и Керимбетова оба знают, что у внуков не будет особого выбора, кроме как тоже эмигрировать. "Многие наши люди стали российскими гражданами. Они живут в России, и их дети живут в России. Они говорят по-русски. Думаю, если так пойдет, численность кыргызской нации сократится, а кыргызский язык вообще забудут", – говорит учитель Муканбет Исмакеев.
От редактора: Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet.
7 июня 2010 |
|