Д.Ювачев: Нурсултан Назарбаев "преемников" просит не беспокоиться 10:08 08.06.2010
"Преемников" просят не беспокоиться
Не подписал. Страна с облегчением выдохнула, поскольку ситуация обрела ясность. Этого ждали и боялись одновременно. В выигрыше остались самые спокойные. В проигрыше – многие. Но больше всех тот, кто метит в преемники. В своем обращении к парламенту президент просто и без обиняков объяснил: да, я лидер нации ("это уже утвердилось в общественном сознании"), но! Во-первых, такой закон может навредить нашему авторитету в мире: "Мы должны дорожить таким доверием и достойно осуществлять эту почетную миссию". Во-вторых, сейчас не время: "Если в будущем возникнет какая-либо серьезная угроза развитию страны и безопасности ее граждан, территориальной целостности и национальным интересам, я сам попрошу дополнительных полномочий и, уверен, получу их". В-третьих, подписание закона противоречит взглядам президента: "Я всегда стараюсь быть выше всяческого тщеславия и остаюсь на этой позиции", "статус Лидера нации нельзя обрести лишь на основе буквы закона, декретов и других правовых актов".
Оставаясь корректным и вежливым, президент все же не смог не попенять депутатам за излишнее рвение: "Хотел бы затронуть вопрос и о предлагаемых дополнительных мерах по защите чести и достоинства президента, о гарантиях его неприкосновенности. Эти вопросы решены Конституцией страны и в законах о Первом президенте, президенте и других законодательных актах". Иными словами, весь этот шум вокруг главы государства и об освобождении его от ответственности перед законом, все эти нормы о тюремном заключении за порчу портретов президента, весь этот глупый набор поправок, породивший шепоток, становящийся все громче, не был нужен никому, кроме его инициаторов. Он только повредил президенту, поставил его в неудобное положение, заставлял оправдываться.
Теперь, после того как президент сказал свое слово, депутатам ничего не оставалось, как "принять его к сведению", согласиться и смириться. И все те, кто утверждал, что это нужно стране, что это не подхалимаж, а насущная необходимость, что это наказы избирателей, что без этого закона Казахстану грозит катастрофа, – все эти люди оказались в положении унтер-офицерской вдовы. Они сами себя высекли! Своим поддельным энтузиазмом, своей уверенностью в том, что президент только и ждет, как бы присвоить себе новое звание, своим усердием угодить, масштабным удалением волосяного покрова на местах, предназначенных для сидения, – они просто скомпрометировали себя.
Вся эта постановка мне напомнила телепрограмму "Окна". Там тоже были эмоции, были слезы и сопли, были драки, потому что были сценаристы, режиссеры и актеры. Актеры, кстати, были бездарными, как и в нашем случае. Сценаристы – банальны до омерзения. А режиссеры мыслили штампами. Но, в отличие от "Окон", данная постановка не удалась, ибо зрителю не понравилась.
А еще интересно, что нашлись люди, которые в спектакле не участвовали и в афише заявлены не были, но бросились помогать, повизгивать, подтявкивать, создавая фон. Зачем они это делали? Наверное, они задают себе сейчас тот же вопрос. И похожи они на медведя из старого анекдота.
Помните? Попали как-то волк, лось и медведь в одну яму. Сидят день, два, три. Волк потихоньку медведю на ухо говорит: "Слышь, брат, лось все равно травоядный, сдохнет. Мы ж падаль есть не будем, давай его завалим сейчас". Лось услышал этот разговор: "Да вы, мужики, не думайте, я все понимаю. От судьбы, как говорится, не уйдешь. Только одна у меня просьба есть: жена говорит, что у меня под хвостом написано что-то. Прочитайте, а?" Те обрадовались, говорят: "Конечно, почитаем, поворачивайся". Лось встал к ним задом, поднял хвост, медведь с волком наклонились, чтобы прочитать надпись. А сохатый как даст им обеими ногами! – и выскочил из ямы. Волка сразу насмерть, а медведю грудину проломил. Лежит медведь, умирает и думает: "А я-то, дурак, куда полез, я ведь и читать-то не умею!"…
Наиболее достойно выглядели те, кто продемонстрировал "сдержанный оптимизм" и высказался за идею, но "без фанатизма". Например, Нурлан Нигматулин. Он всегда говорил, что считает инициативу депутатов правильной, но никогда не пел президенту безудержных дифирамбов. Вот и сейчас, когда стало известно, что глава государства не подписал законопроект, г-н Нигматулин сказал четко и ясно: "Несомненно, с именем первого президента казахстанский народ связывает все прошлые, настоящие и будущие достижения независимого Казахстана, поэтому Нурсултан Абишевич Назарбаев в общественном сознании давно уже признанный Лидер. И сегодняшнее решение главы государства еще раз ярко продемонстрировало, что он действительно настоящий Лидер нации, для которого интересы своей страны, своего народа превыше всего. Поэтому, вне зависимости от того, законодательно закреплено это или нет, для казахстанцев Нурсултан Назарбаев, бесспорно, национальный Лидер".
Такие люди, как Нигматулин, сегодня чувствуют себя нормально. Им не приходится краснеть перед своим народом. В отличие от, например, большинства депутатов, представляющих, кстати, ту же партию.
И еще есть один человек, который с нетерпением ждал развязки. Тот, кто уже считал себя преемником. Тот, кто мечтал о кресле президента, кто хотел порулить даже в условиях "ограниченной видимости", когда Елбасы находится рядом и фактически по-прежнему определяет курс. Он уже, видимо, представлял себе, как, подписав документ, президент объявляет о своей отставке, передает бразды правления своему преемнику и постепенно начинает отходить от дел.
Нет, президент всем показал, что не хочет никуда уходить. И, с одной стороны, это означает, что он чувствует в себе достаточно сил, а с другой – что не видит пока человека, которому мог бы передать власть. А значит, тот, о ком мы говорим, зря надеется.
Кто этот человек? Кто этот несостоявшийся преемник? Можно называть разные фамилии. Злые языки на левобережье утверждают, что это – один ну очень высокопоставленный чиновник. Тот самый, который полторы недели назад отличился тем, что слетал в Арабские Эмираты в тайне от своей пресс-службы и принял орден, который вручают обычно президентам и – внимание! – наследным принцам. Мог ли этот факт сыграть свою роль в решении президента? Думаю, вряд ли, во всяком случае – не решающую. Почему я так считаю? Да потому что не орденоносец же затеял всю эту многоходовую комбинацию! Он, может быть, хотел воспользоваться результатами чужого труда по совету своих пиар-консультантов из Москвы. Но никак не из-за него все это затевалось. А кем же и зачем был разыгран этот спектакль? Кем – не могу сказать. А вот зачем – кажется, знаю.
Помнится, осенью прошлого года в одном из интервью депутат Алтай Тлеубердин – один из умнейших и опытнейших политиков – на вопрос: "На какой почве произросла идея пожизненного президентства?" ответил просто и точно: "На почве лизоблюдства".
Идея придания Нурсултану Назарбаеву статуса Лидера нации произросла на той же почве. Но, к счастью, сорняк был выкорчеван рукой президента.
№ 20 (481) от 07.06.2010 Данила ЮВАЧЕВ
|