А.Мыскина: Китайский шопинг отменяется? 1 июля – эта дата для тысяч челноков в Казахстане звучала как приговор 10:18 08.06.2010
Китайский шопинг отменяется?
"Только ненормальный поедет сейчас за товаром в Китай!" – говорили знакомые. "Таможенный союз на носу, значит, растаможка вырастет, и челночному бизнесу конец!" – вторили эксперты. Мы решили своими глазами посмотреть, что творится на границе.
1 июля – эта дата для тысяч челноков в Казахстане звучала как приговор. Эксперты в связи с Таможенным союзом пророчили такой рост пошлин на ввоз товаров из Китая, который сделает невозможным продолжение бизнеса по прежним правилам.
А значит, десятки тысяч людей останутся без работы, и каждый из нас ощутит новые правила, так сказать, собственным карманом, ведь стоимость китайских товаров, по прогнозам, вырастет в разы.
Многие казахстанцы сейчас приостановили стройки – стройматериалы-то из Китая. Торговля замерла. А поскольку точной информации ни у кого нет, появились многочисленные слухи вокруг растаможки товаров. Чем не преминули воспользоваться проворные граждане – и тут же залихорадило рынок перевозок. Поползли вверх цены практически на все виды товаров из Китая.
И мы решили отправиться вместе с челноками в "последний рейс" – так его с иронией прозвали сами шопники.
"Последний рейс"
Обычно место в автобусе из Алматы в Урумчи приходилось бронировать заранее, желающих было столько, что некоторые соглашались ехать, сидя у входа рядом с водителем. Сегодня найти место тоже трудно, но совсем по другой причине. Как нам объяснили в одной из турфирм, вот уже несколько недель не могут набрать желающих поехать, а полупустые автобусы гонять через перевал водители не хотят.
Но вот нам сообщили – группа собралась. Каково же было удивление, когда к автобусу подошли всего около десяти человек!
Водитель недовольно пересчитал пассажиров, но все-таки повез нас, видимо, рассчитывал взять людей по дороге и на Хоргосе.
Но и здесь желающих отправиться в Урумчи не нашлось. И тогда водитель принял простое решение – он высадил нас прямо перед перевалом. С сумками посреди дороги в сумерках мы стояли и наблюдали, как руководитель группы отчаянно спорит с шофером, а тот что-то твердит на китайском и машет руками. С огромным трудом уговорили водителя везти нас дальше…
Резко снизившийся поток туристов из Казахстана чувствовался и на границе. Прошли мы ее быстро, но на китайской стороне нас ждала агрессивная толпа "помогаек". Несколько десятков человек были готовы разорвать кучку туристов. Менялы засовывали деньги прямо в карманы, а торговцы телефонными карточками даже подрались за клиента.
– Им надо семьи кормить, а людей нет, – успокаивал нас руководитель группы. – Вы их не бойтесь, просто держите кошельки и документы и, не разговаривая, идите прямиком в автобус…
Такой "горячий" прием на китайской стороне многих поверг в шок.
Что же тогда творится в самом Урумчи?
Символы "недоделанного сотрудничества"
На "осиротевшей" без челноков границе, словно миражи, стоят здания торговых центров, построенные китайской стороной в рамках международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос". Несколько лет назад об этом центре говорилось на самом высшем уровне, как о возрождении Великого Шелкового пути. По планам чиновников, на границе должна была закипеть торговля. Стоимость колоссального проекта, который был направлен на упрощение торговли с Китаем, составляла более 385 миллиардов тенге.
Но как сложится судьба этого центра в свете Таможенного союза? Пока мы увидели лишь пустые огромные помещения. Торгуют в основном китайцы – лодками, палатками и, что удивило больше всего, нашими казахскими национальными костюмами!
– Цены там все равно выше, чем в Урумчи, наши челноки туда не ходят, – заявила одна из наших попутчиц.
На нашей стороне грандиозных объектов мы не увидели. Зато с каким рвением был готов сотрудничать Китай, видно на всем протяжении пути. Проезжая по перевалу, мы увидели грандиозную стройку вантового моста. Зрелище завораживающее! Огромная бетонная лента зависла между скалами на тросах, казалось, что она парит в воздухе.
– Эту дорогу китайцы строят полтора года, мы все мечтали, что будем вскоре добираться до Урумчи по этому мосту за считанные часы, теперь Таможенный союз нам закроет дорогу в Китай… – вздыхают шопники.
Но не все в автобусе были настроены пессимистично. Услышав наши рассуждения, одна из пассажирок – Айжан-тате – раскрыла нам страшную тайну!
Как Айжан-тате отменила Таможенный союз...
– Многие сейчас не рискуют ехать, все ждут 1 июля, а я знаю, что Таможенного союза не будет, – уверенно сказала Айжан-тате.
В автобусе повисла тишина. Как так?
– Мне брат моего мужа сказал, он на таможне работает, что Таможенный союз переносится до конца года. Но этого еще никто не знает… – сообщила женщина.
И вот что любопытно: через неделю после этого разговора с обычной торговкой в челночном автобусе выступил руководитель Федеральной таможенной службы РФ Андрей БЕЛЬЯНИНОВ и сообщил, что Таможенный союз не сможет заработать в полную силу с 1 июля. Между участниками соглашения – Россией, Беларусью и Казахстаном – возникли разногласия "по особо чувствительным вопросам", передали информагентства.
Какие у нас, оказывается, осведомленные таможенники…
Прощай, Урумчи…
В самом Урумчи настроение мрачное. Казахстанские эксперты еще с 1 января пророчили экономический закат этому городу, и мы увидели первые тревожные симптомы.
Раньше в Урумчи всюду слышалась наша речь, по вечерам в гостиницах шопники гудели до утра, на рынке "Бендзянь", где они закупались, было не протолкнуться.
Сегодня совсем иная картина. В ресторанах, специально работающих для казахстанцев, перестали готовить бешбармак – держать повара для таких "экзотических блюд" стало невыгодно.
Без наших шопников Урумчи уже сейчас испытывает нехватку денежных средств. Именно на наши кровные строился этот город, превратившись в один из самых крупных торговых центров Китая! Поэтому здесь было столько мест, специально созданных для казахстанцев, – например, гостиницы "Астана" и "Алматы".
Скучают по нашим туристам и местные таксисты, раньше в Урумчи проблема была поймать такого вот "извозчика" – сегодня они стоят около гостиниц на приколе.
Но, несмотря на это, цены на товары в Китае не снизились. Напротив, с начала года на некоторые виды товаров они значительно выросли – когда стало ясно, что Таможенный союз вскоре заработает, в Урумчи ринулись тысячи шопников, чтобы закупить всего впрок.
Почем куб лиха?
Похоже, никто не сомневается, что цены вырастут. Вопрос – насколько.
Мы побывали на строительном рынке. У продавца, который представился по-русски – Миша, самые доступные цены.
– Кафель еще можно брать, – говорит покупатель из Усть-Каменогорска. – Цена ниже, чем у нас, на 30 процентов, хотя за перевозку придется сейчас платить больше, чем обычно. За один куб, который попадает в категорию "особо тяжелых", заплачу 380 долларов. А что будет после вступления в Таможенный союз – не знаю. Сейчас все пытаются быстрее вывезти кафель, автобусы набивают им до предела.
А вот в мебельных рядах покупателей практически нет.
– Мягкая мебель занимает много места, а значит, много кубов, при росте стоимости за перевозку покупка становится невыгодной, – пояснила нам женщина, которая раньше держала мебельный магазин.
Одежда – легкий товар, но нашим шопникам, чтобы привезти тряпки на рынок, придется работать легально, создавать ИП, приспосабливаться к новым условиям бизнеса. Получать прибыль в 100 и более процентов, как раньше, не получится… Мы ведь не привыкли работать, как те же китайцы, за 10–20 процентов прибыли. А слова "легализация бизнеса" многими воспринимаются как приговор.
Через несколько дней, после того как мы вернулись из "последнего шоп-тура", стало известно, что Таможенный союз начнет все-таки действовать с 1 июля между Казахстаном и Россией.
Мнение
Геннадий ШЕСТАКОВ, председатель Казахстанской ассоциация таможенных брокеров:
– Льготного порядка растаможки для физических лиц – пять тонн на 10 тысяч долларов – больше не будет. Хотя именно за счет этого развивался челночный бизнес, да и мы с вами имели относительно дешевые товары. Теперь будет норма – 50 килограммов на сумму 2 тысячи долларов для сопровождаемого багажа. Все, что свыше, придется оформлять с декларациями, таможенными пошлинами, сертификатами. А пошлины на такие категории товаров, как строительные материалы, мебель, одежда, уже выросли на 10–20 процентов.
Что касается города Урумчи, то его судьба, скорее всего, незавидна. Челночный бизнес при таких пошлинах просто вымрет, а юридические лица напрямую начнут заключать договоры с предприятиями. И Урумчи как логистический центр потеряет свое значение…
Александра МЫСКИНА №23 4 июня 2010 г.
|