В.Валеева: Афганский героин. Война в мирное время 10:13 09.06.2010
Афганский героин. Война в мирное время
Кто может стать союзником России в борьбе с наркотрафиком? По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, каждый год во всем мире от афганского опия погибает около 100 тысяч человек - это больше, чем погибло от атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Только в одной России ежегодно умирает от афганского героина до 30 тысяч человек. Наркопоток идет из Афганистана через центрально-азиатские республики, основная его цель - это Россия и ЕС. Очевидно, что для США, являющихся сегодня основным игроком в Афганистане, афганские наркотики такой угрозы не представляют, заметила "Голосу России" Наталья Харитонова, эксперт по Центральной Азии, координатор Объединенной евразийской экспертной сети (Joint Eurasian Expert Network, JEEN).
"Должна учитываться некоторая логика афганской войны. Те, кто воюет в Афганистане, так или иначе, становятся потребителями или переносчиками этой наркотической заразы. Это явление, которое прослеживается уже не первое десятилетие. А наркотрафик - это проблема для России и Европы, в первую очередь. И также это проблема для Центральноазиатских республик", - отметила Харитонова.
"Для США это просто рычаг воздействия на ситуацию в Афганистане. Потому что трафик - это способ финансирования полевыми командирами своих структур. И удар по наркопроизводителям и торговцам может привести к тому, что полевые командиры будут выступать более активно против Коалиции. Т.е. фактически получается, что трафик для США снимает напряженность для их операции там", - заметила Наталья Харитонова.
Проблема приобрела глобальный характер, и решать ее необходимо совместными усилиями многих стран. Союзниками России в борьбе с афганской наркоугрозой, по мнению эксперта, могут выступать ЕС, Китай, а также некоторые центрально-азиатские страны.
"Что касается борьбы с наркотрафиком, у России в Центральной Азии два основных союзника. Во-первых, это Казахстан. Хотя есть проблемы с границей Казахстана с Туркменией (она практически прозрачная), но, тем не менее, есть соответствующие структуры, которые занимаются этой проблемой. Казахстан много инициатив выдвинул в этой области. Но пока никаких серьезных проектов реализовано не было", - отметила Харитонова.
"И второй союзник - это Узбекистан. - ярый противник трафика. В Ферганской долине проблема наркотиков часто накладываются на такое явление, как крайний исламизм, где зелье становится способом финансирования исламистов, поэтому президент страны Ислам Каримов - очень активный противник наркотрафика", - напоминает эксперт.
И все же, что можно было бы сделать в самом Афганистане?
Как считает Харитонова, "в Афганистане нужно прорабатывать разные варианты и разные сценарии, ведь здесь есть разнообразные традиционные политические структуры. Причем России, которая могла бы решать этот вопрос совместно с центральноазиатскими странами, необходимо понимать, о чем и с кем договариваться в Афганистане. Сама база и инструментарий есть - это диаспора и авторитетные эксперты, но, к сожалению, пока нет серьезных разработок и видения деталей".
"Очевидно то, что нельзя решать эту проблему на том уровне, на каком пытаются решать ее США - посадить у кормила власти одного своего человека и ожидать чего-то. Нужно создавать более широкую коалицию или альянс политиков в Афганистане, но и при этом важно понимать, кто может эту проблему решать и что им предлагать взамен", - считает эксперт.
Россия заявила о твердом намерении бороться с наркотрафиком из Афганистана. Конкретные предложения были озвучены в ходе майского визита в Брюссель главы ФСКН Виктора Иванова.
В Москве же 9 июня состоится международный форум "Афганское наркопроизводство - вызов мировому сообществу". Наталья Харитонова будет принимать участие в данном мероприятии и надеется, что оно будет способствовать выработке плана коллективных действий в рамках решения этой серьезной проблемы.
Вилена Валеева 8.06.2010,
|