В.Крыгин: Контрасты Масанчи. В каком населенном пункте Казахстана вы не купите ни спиртных напитков, ни сигарет? 00:02 14.06.2010
Контрасты Масанчи
В теплице В каком населенном пункте республики вы не купите ни спиртных напитков, ни сигарет? Где среди местных жителей практически нет случаев хулиганства, не говоря о чем-то более серьезном? Где молодые люди после окончания школы уезжают только для учебы в вузе, а получив диплом, все возвращаются в родные места? Ответ на все эти вопросы один – дунганское село Масанчи на юге Казахстана.
Недунганского населения здесь человек 50 из 15 тысяч, но все уверенно владеют языком большинства, несмотря на его высокую сложность. Год назад в Масанчи было 14 тысяч жителей, и такой прирост здесь норма, как норма иметь в каждой семье по 7-8 детей, причем семьи – старшие с младшими – живут хоть и в разных домах, но в одном дворе. Основное занятие – овощеводство, и в этом деле дунгане признанные мастера. Весной все огороды укрыты пленкой. Это позволяет получить с одного участка по два урожая в год. Десятками тонн вывозятся овощи на север и запад республики, где их ждет множество потребителей.
Названо село по имени известного общественного деятеля – "красного командира", организатора первой дунганской школы. Но не меньше почитают здесь своего соплеменника Биянху. 110 лет назад под его предводительством жившие в западном Китае дунгане подняли восстание против деспотизма Цинской империи. Но силы были неравные. Спасаясь от неминуемой гибели, 10 тысяч дунган бежали через Тянь-шаньские горы в тогдашнюю Россию. Их приняли в сегодняшней Шуской долине, дали возможность поселиться и работать. Ничего другого беженцам и не надо было. Крепко пущены корни на новой земле, в Казахстане сейчас дунган свыше 50 тысяч, а Масанчи самое крупное место их жительства, при этом свято чтут они свой язык и традиции. До недавнего времени языком межнационального общения у них был русский, но в последние годы наряду с ним все больше изучается казахский. Сейчас именно ему стараются обучать своих детей родители. Сказывается также влияние единой с казахами религии – ислама. Два года назад случилось в селе невиданное событие: дунганская девушка вышла замуж за казаха. Шапагат и Малика Есеновы – молодые специалисты, работают учителями в школе. Сразу после свадьбы перешли жить в свой отдельный дом.
В Масанчи 10 мечетей, и все построены самими жителями. Слово "асар" здесь знакомо каждому. Женится парень, зовет на строительство дома для своей семьи друзей, родственников. Те еще деньгами помогут, чтобы купить стройматериалы, привезти их. Затем несколько месяцев дружной работы – и дом готов. В крови у дунган уважение к старшим, в любых спорных вопросах слово пожилых окончательное. Та же традиция жить без спиртного от дедов и отцов, значит, негоже оспаривать ее молодым. А где нет "зеленого змия", там и правовому спокойствию почему не быть?
Живут масанчинцы богато, почти нет дворов без одной, а чаще двух легковых автомашин. Все – от работы, хотя отдача от земледелия могла бы быть намного больше. На строительство стационарных овощных теплиц денег у большинства местных крестьянских хозяйств нет, а кредитов не допросишься, банки местный залог не берут. Только половина земли, принадлежащей местным хозяйствам, орошается. Рядом небольшое Каракунузское водохранилище, и уже много лет ставится вопрос о строительстве второй его очереди, а дело так и не двигается с места. Но особенно больны в Масанчи социальные проблемы. В прошлом году здесь наконец-то возобновил работу Дом культуры. В эпоху "прихватизации" его почти задаром купил частник и устроил в нем склад для хранения лука. Долго добивались сельчане выкупа клуба в коммунальную собственность, и вот в прошлом году нашлись деньги у Кордайского районного акимата и на выкуп, и на капитальный ремонт. Также в прошлом году открылось родильное отделение в сельской больнице. В самой же больнице материально-техническое обеспечение слабое, явно устаревшее оборудование, аппаратура.
Любой гость Масанчи сразу обратит внимание: автомобильное движение здесь оживленное, а вот "стальные кони" еле плетутся по ямам и ухабам. От прежнего асфальта на сельских улицах давно нет и следа. Люди опять же асаром сбрасываются, привозят песок и гравий, засыпают ямы. На несколько месяцев этого хватает, но не больше. Но самое серьезное положение со школами. Последняя была построена лет 20 назад, и все они забиты под завязку, так что для начальных классов введена третья смена.
- Наша школа рассчитана на 960 детей, а учатся вдвое больше, – говорит директор СШ №12 Д. Двумаров. – Под классы оборудовали лабораторию, производственную мастерскую и даже санузел. Вместе с тем выход из положения есть, надо сделать пристройку. В Масанчи умелых строителей немало, нужны только бюджетные средства на покупку стройматериалов, а работу мы сами сделаем.
Рядом с Масанчи небольшой аул Кумбатыс, в нем школьное здание недавно специальная комиссия признала аварийным. Как с ним быть – неясно, надо строить новое здание, а где взять средства? Тем более что в Масанчи также намечается строительство средней школы на 1200 мест. Проект уже имеется, отведено место, но строительство все откладывается. Вот уже на 2011 год перенесено начало работы. Но теперь уже речь надо вести о строительстве сразу двух школьных зданий – по-другому никак нельзя.
Есть чему поучиться у дунганского населения. Правопорядок – мечта для любого сельского участкового, закрепляемость молодежи на селе – лучше не пожелать, о трудолюбии людей и говорить не стоит. Получше бы решались социальные проблемы – уважительного отношения к ним местные жители заслужили вполне.
Виктор КРЫГИН Алматы
|