КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 21.06.2010
23:49  Астана уверена в своем праве собственности на иссык-кульские пансионаты
22:52  Туркменистан вошел в состав Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)
21:49  Среди журналистов Казахстана объявлен конкурс, посвященный 7-м зимним Азиатским Играм 2011 года
11:36  "Нельзя трубы класть по Каспию!" - Юрий Шафраник о возможной катастрофе
11:34  Б.Исманов: Гуманитарка. Кому в Кыргызстане достается международная помощь? Только не тем, кто нуждается!
11:33  На меня накинулась плотоядная лягушка, - автопробег по Устюрту (путевые заметки)
11:32  Б.Жанатаев: Таджикский след кыргызской трагедии – 2… Кто надавил на Кубатбека Байболова?

10:42  Л.Радзиховский: Более вероятен антракт. Увы, киргизское Государство крошится, как сломанный грифель в карандаше...
10:36  О.Тутубалина/Р.Мирзобекова: Киргизия в огне. Управляемый хаос
10:32  С.Хамидов: Афганистан-2010: мир, героин и война!
10:29  А.Оторбаева: Делим-делим, не поделим. Ош. Как это было (продолжение)
10:23  Р.Исабеков: Близ Павлодара раскопано уникальное детское захоронение андроновской культуры
10:10  Ю.Рост: Колокол по тем, кто пока жив... Статья об Ошских событиях 1990 года
10:06  Казахстанская второклассница Диана Каскеева победила в конкурсе "Маленькая мисс вселенная"
09:58  Голос Америки: Судьба "Манаса" и статус-кво
09:56  New York Times: Киргизия важна для мировых держав, но это ей, возможно, не поможет
09:52  New York Post: Циники по локоть в крови. Кто на самом деле стоит за кризисом в Киргизии
09:38  Asharq Alawsat: Кыргызстан - новое Сомали. Кыргызская нация была придумана росчерком пера Сталина
09:21  С.Домнин: Неуправляемый синтез. Нестабильность в Киргизии угрожает обострением ситуации во всей Центральной Азии
09:16  Б.Нуржанов/Т.Козырев: Казахское националистическое движение дышит на ладан
09:11  Агрессивный вид грибка Pleospora papaveracea, уничтожающий афганские маковые поля, был создан в 1987 году в Ташкентском институте генетики
09:06  В Южном Казахстане пьяный служитель мечети похитил сейф с пожертвованиями мусульман
09:05  А.Арцишевский: Археология как фактор национального самосознания. Древние казахи не только кочевали, но и строили большие города
09:01  М.Бултай: Взлет и падение беглых олигархов. Российско-казахские параллели
08:59  А.Сопранин: Лидер казахстанской нации в оппозиционном разрезе
08:49  В.Соловьев: Где Ош припрятан. В Киргизии ждут новых погромов даже на севере
08:47  "Къ": Киргизское правительство испытывают на временность. Россия и США не уверены в его силе
08:39  В Афганистане разбился вертолет с австралийскими вояками
08:34  Л.Фладунг: Кровавые тюльпаны-2
08:27  А.Дубнов: Киргизские генералы перед выбором. Референдум или "неминуемая гибель"
08:26  В Москве осужден гражданин Узбекистана, продававший секс-рабынь по 50 тысяч евро
08:25  Г.Кенжегалиева: Куда пропал древний Жайык. Неизвестные города Западного Казахстана
08:23  Сланцевый спринт. В Узбекистане планируется организовать добычу горючих сланцев и их переработку в нефтепродукты
08:14  С.Туник: Театр уж полон?.. В Шымкенте хотят соорудить 12-метровую скульптуру Н.Назарбаева "из бронзы, покрытую сусальным золотом"
08:03  Журналисты "Казправды" выпустили книгу "Казахстан: архитектура безъядерного мира".
06:46  На президентских выборах в Колумбии победил Х.М.Сантос, оставив позади потомка иммигрантов из Литвы Шивицкаса
06:45  Скончался нобелевский лауреат по литературе Жозе Сарамаго
06:08  Митрополит Владимир: За беспорядками в Киргизии стоят "сатанинские кукловоды"
01:35  В.Панфилова: В Оше больше спецназа, чем жителей. Ситуация в Киргизии продолжает оставаться взрывоопасной
01:33  С.Гамова: Непонятное бездействие Москвы. Готова ли Россия к роли регионального лидера в Центральной Азии?
01:30  "Казатомпром" пролетает. Российский холдинг ОАО "Атомредметзолото" получит контроль над Uranium One
00:58  В.Ворсобин/Д.Стешин: В Ташкенте спокойно - здесь живут по советским порядкам и мечтают переехать в Москву. Часть 2
00:46  Panorama: Ядерная геополитика - странная любовь между Исламабадом и Пекином
00:22  С.Чериков: Референдум в Киргизии. Вопрос жизни или смерти не только для Временного правительства
00:01  А.Алекперов: Кадусии - забытый древний народ Востока
Воскресенье, 20.06.2010
23:09  Президентские выборы в Польше. Во 2-й тур выходят Б.Коморовский (40%) и Я.Качиньский (37%)
20:47  В Иране казнен лидер организации "Джундалла" А.Риги, задержанный по пути в Бишкек
17:43  Комендант города К.Асанов: В Оше разобраны все баррикады
16:19  О.Суваналиев, не просидев в должности главы УВД Ошской области и неделю, подал в отставку
15:01  Мировое сообщество только через "Манас" уже вкачало в Киргизию 1.274.666 кг гумпомощи
13:05  С.Рашидов: Пожар бензином не тушат. События последних дней в Киргизии ужаснули весь цивилизованный мир
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Алекперов: Кадусии - забытый древний народ Востока
00:01 21.06.2010

Открывая завесу названия Кадус (Часть I)
17.6.2010

Алекпер Алекперов, кандидат исторических наук

Одним из сложных моментов изучения исторических процессов древности является выявление этнической принадлежности того или иного этноса. Следует отметить, что знание родословной и генеалогического древа того или иного народа всегда было в объекте внимания хронистов. Например, древние писатели большей частью свои сведения о родословной того или иного этноса строили на данных народных сказаний, в основе которых стояли религиозно-мифологические представления.

Систематическое научное освещение вопросов этногенеза начинается с конца XVIII – нач. XIX веков, когда Европа в целом, с целью захвата колоний, вступила в активную стадию решения Восточного вопроса, в основе чего была борьба с Исламом и расчленение и Османской империи.

Фактически с момента своего зарождения история, как наука, превращается в идеологическую служанку противоборствующих сторон за колонии с той лишь разницей, что, тогда как исследователи Западной Европы в острие своей идеологии выдвигали европоцентризм, якобы принесшей культуру народам Востока, российскими учеными на вооружение был взят его видоизмененный вариант - великорусский шовинизм. Именно в это время сторонники европоцентризма, в частности де Гобино и Х.С.Чемберлен, разрабатывают идеи нордической теории и расизма [50, c.81]. Следует подчеркнуть, что не малую роль в этой путанице сыграла и библейская версия Таблицы народов, которая дошла до нас в переработанном варианте Ветхом Завете.

Однако, более или менее знакомому с указанными проблемами известно, что каждую из противоборствующих сторон в этом случае методологически сближало исследование вопросов происхождения индоевропейства и поиски их прародины, а также изучение исторических библейских мест, так называемых потомков Абрама. Именно последняя из этих версий и стала доминирующей теорией в перекройке земель Передней Азии в целом.

Другим сближающим фактором исследователей этого направления была их неофициальная борьба с Исламом и со всем тюркским. А для этого был достаточно излюбленный метод, т.е. было внедрение политики etdivide et impera, т.е. разделяй и властвуй. Следует подчеркнуть, что такая политика разобщенности осуществлялась ими особенно в этнически пестрых регионах, из которых наиболее уязвимым считается Ближний Восток, составной частью которого является Передняя Азия, куда в целом входят исторические земли Азербайджана. Известно, что земли Азербайджана в Европу никогда не входили, ибо согласно письменным источникам древности Европа на востоке ограничивалась Танаисом/Доном [Сtрабо XI, I:1; 28. с.85, 128]. Земли же к востоку от указанной реки для указанных писателей считались Скифией. Но самым болезненным для историков этого направления всегда было согласиться с мыслью о наличии тюрок в переднеазиатско-балканском регионе еще до Рождества Христова.

Именно, исходя из вышеуказанной политики, народам Ближнего Востока навязали

палестинскую, курдскую, армянскую проблемы. С этим нам и ныне приходиться бороться в лице дашнаков Армении и Карабаха, садвалистов Лезгистана и талыш-муганцев Аликрама Гумбетова.

Судя по письменным источникам древности, уже с древнейших времен на территории исторического Азербайджана проживали различные племена и народности, т.е. племенной мир наших земель с древнейших времен был довольно пестрым. Интерес древних писателей к нашим землям был вызван, прежде всего, его стратегическим расположением (именно по этой территории проходили основные пути древности, связывающие Север и Юг. Запад и Восток – Автор), а также обилием природных богатств. Естественно, не последнее место в этом вопросе принадлежало сбору разведданных.

Одним из недостаточно изученных древних племен, локализуемых древними писателями на территории Азербайджана, являются кадусии. Наиболее ранние сведения об этих племенах относится к концу VI – нач.V века [35.с.144]. Если опираться на представленные нам сведения, то согласно этим источникам, кадусии располагались южнее албан, по соседству с массагетами, гелами, анариаками, гелами, киртриями, тапурами, мидийцами и матиенами [Strabo XI, 7:1; XI,8:8; XI,13:3; 29. с. 237, 299-303; 13. с. 86, 90, 97, 98, 104]. Упоминание древними писателями в соседстве с кадусиями такого большого количества племен позволяет судить, что они заселяли огромное пространство, точнее на востоке от Каспийского моря, на западе вплоть до матиенских земель, что располагалось на северо-западе Мидии. Так, судя по Страбону, в окружности моря за гирканами обитают амарды, анариака, кадусии, албаны, каспии и, быть может, до скифов другие народности… Кадусии граничат с мидийцами и матианами у подошвы Парахоафы [Herod I, 72; III:94; V:49; VII, 72; Strabo XI, 8/8], что, по мнению исследователей, является горной цепью, смыкающийся с Малым Кавказом [13. с.111]. Более конкретно, исследователи размещают кадусиев в долинах рек Карасу и Кызыл-Узен, к юго-востоку от нижнего течения реки Араз (Аракс) [25. с.32, 85, 225, 339; 28. с. 41]. Локализация же кадусиев на границе с Матиеной, видимо, и явилось причиной их упоминания в армянских источниках в форме Katişk [11. с.104; 35 с.152]

Наиболее ранние сведения о кадусиях сохранились в рассказах Ктесия и Ксенофонта в связи с событиями падения мидийской и становления ахеменидской империй [Xen., Cyrop, V,II.25; III, 22, 24, 38, 42, 57; IV, 13, 15-17, 19-23; 11. с.15]. Исследователи, ссылаясь на сообщение Ксенофонта [Xen., Cyrop, V,II, 24], полагают, что кадусии были известны еще со времен ассирийских походов IX-VIII веков. Согласно Ксенофонту, кадусии, восставшие против мидийского царя, были задействованы Киром в борьбе против последнего в качестве союзников [Xen., Cyrop V, IV, 19; VII, V, 51]. Хотя, по изложению последующих глав Киропедии, ясно, что кадусии совместно с мидийцами и армянами были включены в одну сатрапию [Xen., Cyrop, V,II,25; VIII,VI,1;VII.11], что предполагает их определенную зависимость от ахеменидов. Но, видимо, все же персам этого окончательно не удалось [12, с.178; 35, с. 145-152].

Большей частью античные авторы, рассказывая о кадусиях, характеризует их как народ храбрый, воинственный. Например, Страбон о них пишет - Кадусии немного уступают арианам по количеству пехотинцев; они превосходные метатели дротиков; в гористых местах они сражаются вместо всадников … [Strabo XI,13,4]. Их воинственность подчеркивают Дионисий Периэгет [10. с. 236-238; 31. с. 90], а также Руфий Фест Авиен (30. с.237 и далее; 13. с.98]. Так, например, согласно Ксенофонту, кадусии могли выставить двадцать тысяч пельтастов (легко вооруженная пехота - автор) и четыре тысячи всадников [Xen., Cyrop, V,III,23].

Если же полагаться на сообщение Ксенофонта, то по его высказываниям ясно, что кадусии в VI в. до н.э. жили в условиях родоплеменных отношений. Это ясно по рассказу Ксенофонта, когда он сообщает, что после гибели в бою предводителя кадусиев, им, как союзникам, было предоставлено право избрания нового предводителя. Вместе с этим по этому же рассказу Ксенофонта можно предположить, что предводитель кадусиев одновременно исполнял и функцию жреца. На это косвенно указывает Ксенофонт [Xen., Cyrop, V,IV,22]. В то же время Ксенофонт сообщает нам об именах предводителей кадусиев, среди которых упоминает Датама (Δαταμης), Алкевна и Рафина [Xen., Cyrop,V, III,38,42; VIII, III,33].

Естественно, по этим лаконичным сведениям, чего-либо конкретного об этнической принадлежности кадусиев сказать трудно. Интерес же к истории кадусиев зародился еще в конце XIX века*. Уже с того времени были предприняты различные попытки толкования названия кадус [35. c.152-154; 1.]. Но и сейчас вопрос об этническом происхождении кадусиев окончательно не решен. Исследователи в этом вопросе разделены на две группы. Одни из указанных исследователей считают кадусиев неираноязычным племенем, другие же, в противовес первым, предполагают их ираноязычность, при этом подчеркивая, что истина на стороне последних [35, c.152] Однако, сообщение Тита Ливия, что дахи, мидяне, кадусии и элимеи все сплошь сирийцы [T.Livius Hist. XXXV, 49] поставило некоторых из них в затруднительное положение. Тем не менее, исследователи единогласны в том, что языковая принадлежность кадусиев до сих пор не установлена [28. с. 42].

Во всяком случае, хотелось бы продемонстрировать подход к данной проблеме некоторых из этих исследователей. В этом отношении интересна позиция покойного Играра Алиева. Так в начале своих поисков этот исследователь считал кадусиев представителями неарийского (неиранского происхождения) [11. с.102-103]. Но уже в очередной монографии, ссылаясь на сообщение Плиния о тождественности понятий кадусий/гел, И.Алиев, посредством этого проецирования утверждает, что кадусии говорили на одном из иранских диалектов. И это он объяснял тем, что все известные нам кадусийские имена (были – автор) по происхождению иранские [12. с.16]. Даже если предположить, что первое из представленных кадусийских имен (Датам) несомненно иранского происхождения [35. c.153], разве это свидетельствует об иранском происхождении кадусиев. По этой логике получается, что Серж (Саркисян) /нынешний президент Армении/ или Шарль (Азнаур) - это французы. Вообще следует отметить, что, несмотря на огромный фактологический материал, представленный Играром Алиевым, по всему изложению этого исследователя к какому-то определенному выводу прийти невозможно и он этим наводит лишь путаницу.

Недавно, новый, правда дилетантский, подход к изучению указанной проблемы был предложен Х.Калбиевым и И Агаевым, которые настойчиво считают кадусиев предками современных талышей. По суждениям этих следопытов выходит так, что первичная зона расселения нынешних талышей охватывала чуть ли не восточные земли нынешней Грузии [1.]. В общем, так и не сумев разобраться в происхождении названия кадус, они все же выносят окончательный вердикт о тождестве понятий кадус/талыш, считая, как сказано, первых предками вторых. Ссылаясь на некоего иранского исследователя Али Абдоли, эти соавторы утверждают, что название кадус является греческой передачей этнонима талыш. По мнению же данного коллектива первичная форма вышеуказанного этнонима было саtагуш, что в постахеменидскую эпоху было преобразовано в tагуш.

Однако, каким образом и когда произошло такое фонетическое преобразование, соавторами в данном случае не оговаривается. Более интересно предположение этих соавторов о том, в современном талышском языке саtагуш используется в значении красный, и, как бы дополняя свои предположения, Х.Калбиев и И.Агаев отмечают, что талыши по сей день любят красный цвет (11. с.16). Читая такое сравнение, невольно вспоминаешь про красно Солнышко, про жар-птицу и красну девицу из русских сказок и былин, про восстание кранобровых и красных повязок в Китае, и, наконец, про использование тореодорами красной парчи при поединке с быками.

Общеизвестно, что нынешние** талыши составляют одну из этнических групп Азербайджана и по языку относятся к западной ветви иранских языков [21 с.105]. Предполагается, что используемое у ранних мусульманских географов и историков название Тайласан - это арабизированная форма персидского понятия Талышан [63. p.391] Судя по мусульманским источникам ясно, что Тайласан локализуется в соседстве с Казвином, недалеко от ал-Бабра и Дейлема, между Гиляном и Муганом [63. p.391; 53. с.75]

Ныне название талыш нашло свое отражение в тех шести районах Азербайджана (Ахсуинский, Кубинский, Исмаиллинский, Геранбойский, Сабирабадский и Шамхорский) [21. с.105], где население вовсе не ираноязычное. По предположению Г.Гейбуллаева распространение ойконима талыш было связано с политическими событиями XV-XVI веков, когда среди тюркоязычных кызылбашских племен находились и талыши [21. с.105]. Но это предположение не может считаться убедительным. Во-первых, почему-то нынешнее население вышеуказанных ойконимов являются тюрки. Процесс ассимиляции в данном случае отпадает, так как, если тюрки Азербайджана до сих не ассимилировали локально проживающие национальные меньшинства (например, удины, будухи, рутульцы), то не реален разговор об ассимиляции нетюркоязычных представителей в историческом прошлом. Во-вторых, одним из этнографических источников по истории Азербайджана является азербайджанский мугам [5. с.36-55}. В азербайджанском мугаме ярко представлены многие этнические и топонимические названия (например, Bayati-kürd, Şikəste -i-fars, Mavərənnəhr, Şicaz, İraq и т.д.) [5. с. 36-55}. Тогда как в азербайджанском мугаме упоминаются гебры***, как домусульманское население Атропатены, талыши там не фиксируются. Ныне в азербайджанском мугаме нашли отражения такие кызылбашские понятия, как Qacar, Afşar, Hehdəri (разновидность ритмического мугама -автор) , а destgah Bayati-Qacar завершается отделом Şah Xətai.

Это позволяет нам утверждать, что происхождение названия талыш вовсе не связано с иранским ареалом и восходит к более отдаленным эпохам древности. И очень странно, когда многие исследователи (все тот же И.Г.Алиев и его последователи), для построения своих догм, путают географические понятия с этническими. Так, вовсе не обязательно, чтобы житель Ирана, иранец, был бы ираноязычным, а житель Сирии – сириец, носителем семитского языка.

Интересно и то, что если обратиться к сопоставлению названий талыш и кадус, то можно заметить, что оба этнонима имеют одинаковое окончание иш/ис/ус, что уже с III тыс. до н.э. фиксируется письменными источниками и ономастическим материалом в интересующем нас регионе. Так, например, это окончание фигурирует в таких топонимических наименованиях, как Лахиш, Лагаш, Кадеш.****Например, в надписи Хаммурапи среди пограничных народов упоминается народ Тукриш, что исследователи посредством тохар хотят перепроецировать на индоевропейцев [58. p.41;20, с.14-39]. Все выводы представляемые этими исследователями достаточно интересны. Но при всех своих лингвопараллелях они допускают небольшую оплошность, забывая при этом про такую языковую закономерность, как метатеза, что характерно для многих языков. Этой языковой закономерности особенно подвержено сонорное r*****. А при этой языковой закономерности Тукриш читается как Туркиш, что говорит в пользу о наличии тюрок в интересующем нас регионе, или как было сказано, в соседстве с кутиями уже со II.тыс. до н.э.

Вышеуказанное окончание нашло отражение в названии таких гидронимов, как Tigris /Тигр/ [62. p.711], Talas, где в 751 году арабы вместе с тюрками разгромили китайцев, Иртыш, Балхаш. Это же окончание отражено в именах таких кутийских вождей, как Иа-ар-ла-га-аш, Инимабак-еш, Инэш-шу-еш и др. [20, с.18]. Вышеуказанное окончание нашло отражение в греческом языке в качестве окончания имени существительного в форме ος/υς. Впоследствии он отразился в таких персидских именах, как Щахаманиш, Чишпиш, Куруш и т.д.[22.с.69]. Это окончание фиксируется в имени кушанского правителя Каныш. Оно же в качестве ласкательного суффикса и ныне фиксируется в азербайджанском языке - Ханыш, Лятиш, Ибиш и т.д.

Великий Тюркский каганат его основателями гектюрками именовался Ел. В центре этой социально-политической системы была орда – ставка хана с воинами, их женами, детьми и слугами. Как полагает Л.Н.Гумилев, орда это упорядоченное войско с правым (восточным) крылом толос и левым (западным) тардуш [23. с.146-147] Как отмечает В.В.Радлов тардуши были одним из главных родов тюркского народа Бильге-хана. [68. с.870]

Прежде, чем перейти к изложению своего видения указанной проблемы, следует отметить, что по мнению специалистов в этой области, до появления на этих землях, так сказать, индоевропейцев (индоиранцев), насельники Древнего Азербайджана и нынешнего Ирана (где располагался Элам) говорили на агглюнативных языках [68. p.37]. Правда, было отмечено, что вышеуказанное окончание нашло отражение в греческом языке в качестве суффикса имени существительного единственного числа. Но это вовсе не свидетельствует о том, что данный суффикс был греческого, в более широком смысле индоевропейского происхождения. В то же время исследование соответствующего ономастического материала свидетельствует о том, что до появления на Балканах собственно греков (эллинов) - индоевропейцев, там уже был определенный тюркский пласт [9. с.3-16; 10. c. 3-14]. Этому масса свидетельств из греческих источников интересующего нас времени. Поэтому утверждения некоторых исследователей, настаивающих на индоевропейском происхождении выделяемого в кутийских именах суффикса ыш в качестве именительного падежа единственного числа является не более чем тенденциозным подходом исследователей индоевропейской школы, вызванным удревнить историю индоевропейства в Передней Азии.

Основываясь на выше представленных примерах полагаю, что фиксируемый в ономастике Передней Азии суффикс иш/ис/ус есть предмето(антропо)определяющим окончанием существительного, физическим определителем которого является свет. Поэтому считаю, что ключ к этому определителю восходит к тюркскому иш/ис /иш-ыг; ис-ти - свет с его диалектными вариациями ас/аз/уз. Например, в тюркском языке светоотражатель зеркало именуется и как карауш [67. с.147].

Что же касается окончания ийа в имени кадус (греч. Καδουσσοι), то без всяких сомнений - это частица также находит аналогию в тюркском ев, ей, оба /место, поселение, дом в форме uwa, ua, iya, opa, что также достаточно отчетливо фиксируется на переднеазиатско-балканском топонимическом материале с древнейших времен, например, Aзия/Aссува – страна асов; Parsua/Персия – страна персов; Гордий (Gordion) – страна Горда; Синопа – страна синдов; Ниневия - страна Нина, легендарного основателя Ассирии [Herod I7; II, 150; 57. p. 5-18; 8; 35. с.145]. Кстати, в последнем из них -ev/-iy являются дублетными окончаниями одного и того же тюркского понятия место, поселение, являвшихся отображением из различных языков, используемого местными жителями.

Исходя из сказанного можно сказать, что исследованный материал позволяет судить, что, как этноним талыш, так и название кадус, имеют общее окончание -иш/-иc, где в первом случае выделяется основа тал-, а во втором кад-.

Поэтому в этом случае интересно такое сообщение Гая Юлия Солина- за живущими в Азии савроматами, которые дали убежище Митридату и происходят от мидян, талы граничат с теми племенами, которые на востоке достигают устьев Каспийского моря [30. с.240; 13. с.92, 123]. Таким образом, вышепредставленный материал из мировоззрения местного населения, отраженного в вышеуказанных лексемах, вовсе не позволяет связывать происхождение названия талыш с иранским массивом, тем более возводить его к талышскому тагуш/красный, так как именем толыш именуются только равнинные талыши, тогда как жители гор, т.е. скотоводы - именуются голыш [21. с.105].

Но насколько не были бы противоречивы подходы исследователей к данной проблеме, все же следует отметить, сами же древние исследователи дают нам ключ к расcкрытию данной проблемы, когда сравнивают кадусиев с гелами/легами, которых однозначно считают скифами, а также локализует последних в зоне обитания каспиев.

В четвертой книге Естественной истории Плиний подчеркивает, что кадусиев также именовали гелами (Gaeli quos graeci cadusios appelavere) [Plin. Historia Naturalis. IV, 48]

В этом случае опять проявляется двойственность позиции Играра Алиева. С одной стороны в Истории Мидии этот исследователь считает, что гелы и леги были племенами неарийского /неиранского/ происхождения [11. с.103] и посредством андо-дидойских языков возводит их к представителям кавказско-хурритской языковой группы [7.с.66,103, 104]. Но уже в очередной монографии он отмечает, что … с этнонимом gel- этимологически связано название местности Gilan (Gelan – an от древнеиранск. аni). Гелы (гилянцы), являющиеся, несомненно, потомками кадусиев, говорили на одном из иранских диалектов [12. с.16].

В отличие же от И.Алиева Фарида Мамедова категорически настаивает на том, что гелы и леги были автохтонами кавказского происхождения. [33. с.380]. Но, если мы будем исходить из сообщения Страбона о том, что гелы и леги были племенами скифского происхождения [Strabo,XI,5,1], то предположения Ф.Мамедовой о кавказоязычности гелов и легов выглядят обыкновенной фикцией. Доказательств, кроме ссылки на сообщение М.Каланкатуйского о гортанности гаргарского (!!! – но не гелов и легов - автор) языка, в пользу представленной гипотезы в книге указанного исследователя нет и не может быть. Источники же однозначно свидетельствуют, лишь о том, что сами албаны были тюрками, но это вовсе не исключает того, что на их землях могли проживать и другие аборигены. Кроме этого есть свидетельства о том, что гаргары были одной родословной с ногайцами [47. с. 32b, 33a, 34a, 35b, 46b; 16. с.541]. Что же касается гортанности тюркских языков, вот что об этом пишет немецкий путешественник XVIII века Тунманн; Язык же ногайцев для них (т.е. осман – автор) менее понятен, так как они говорят очень поспешно и сильно гортанно ( курсив – автора) [49.с.99]

Когда Играр Алиев, строя свою гипотезу о кавказо-хурритском происхождении гелов, считает, что их проникновение шло с юга ( из Гиляна) на север в начале нашей [11. с.66], то он противоречит рассказу Геродота о причерноморском походе Дария I против скифов. А Геродот сообщает, что перед нашествием Дария I, скифы обратились за помощью к царям тавров, агафирсов, невров, меланхленов, гелонов (!!!- автор), будинов и савроматов [Herod. IV:102]. Таким образом, вышеуказанное сообщение Геродота, а вслед за ним Страбона и Плиния полностью ставят под сомнение выводы Ф.Мамедовой о кавказоязычности гелов/легов, а также утверждение И.Алиева о продвижении гелов с юга на север в начале нашей эры. Параллель же, проводимая античными писателями, кадусии-гелы/гелы-скифы позволяет поставить знак тождества между понятиями кадусии-скифы. Но прежде чем перейти к скифской проблеме следует подчеркнуть неловажную в данном случае деталь. Значительно позже после интересующих нас событий, византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный), рассказывая о приднепровских печенегах, упоминал у них хана Коркутэ из рода Гил [40. с.16-17], в имени которого прослеживается имя Горгуд (!!!- автор).

Таким образом, основываясь на вышеизложенных фактах, для раскрытия кадусийско/гелонской проблемы, нам придется разобраться и в этнической принадлежности самих скифов. Изучение же соответствующей литературы позволяет судить, что данная проблема не получила окончательного научного объяснения, а имеющийся исследовательский материал тенденциозно запутан и не дает правильного объяснения этнонима скиф и первичной зоны их обитания.

Продолжение следует…

Список литературы

1. Həşim Kəlbiyev, İqbal Ağayev, Kadusilərin (qədim talışların) Azərbaycan tarixində yeri.

Bakı.2008

2. Абаев В.И. Скифо-европейский изоглоссы М.1965

3. Алекперов А.Ф. О русско-хазарских взаимоотношениях в свете изучения истории

Азербайджана. Изв.АН АзССр, сер. ист. фил. права, 1990, №1,

4.Алекпер А.Ф. О происхождении этнонима саклаб // Средневековый Восток. 2. Баку.1993.

5.Алекперов Алекпер О происхождении названия мугам //Azərbaycan musiqisinin tədqiqi problemləri.Elmi məqalələr toplusu.3. Bakı.1999

6.Алекперов Алекпер Бог/Царь-Жрец/воин // Tarix və onun problemləri. 2. Bakı.1999

7.Алекперов А.Ф. О незначительной путанице русской историографии //Kitabi –Dədə Qorqud dastanının 1300 illiyinə həsr olunmuş elmi –nəzəri konfransın materialları, № 1. Bakı. 1999

8.Алекперов Алекпер О спорных моментах этнической истории Европы и Передней Азии XIII в. до н.э.-IV в. н.э. в свете изучения истории кавказской Албании// Газета Элм. 4-25 мая. 2000

9.Алекперов Алекпер О кресте, Рождестве и раскрытии их мифологической сущности; его же Азербайджан - это Страна Света или Атропатина //Sosial bilgilər. İnformasiya bülleteni. №8-9. Bakı2000

10.Алекперов Алекпeр О характеристике понятий Кентавр и Минотавр // Sosial bilgilər.. № 4. Баку. 2004

11.Алиев Играр История Mидии. Баку.1960

12.Алиев Играр Очерки истории Атропатены. Баку.1989

13.Алиев Кемал Античные источники по истории Азербайджана. Баку. 1987

14. Артамонов И.М. История хазар. Л.1962

15.Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана Соч.т.VII.М.1971

16.Бартольд В.В. Тяньшанские киргизы в XVIII и XIX веках. Соч. т.1. ч.2. М-Л.1963.

17.Большой энциклопедический словарь. М.1985.

18.Византийские историки. Пер. С.Дестуниса. СПб.1861

19.Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерк истории. М.1988

20.Гамкрелидзе Т.М., Вяч. Вс.Иванов Первые индоевропейцы в истории: предки тохар в

Древней Передней Азии. ВДИ. 1989. №.1

21.Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана Баку.1986.

22.Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М.1970.

23.Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. Баку.1991.

24. Джафаров Юсиф Гунны и Азербайджан. Баку.1993

25. Дьяконов И.М. История Мидии- с древнейших времен до конца IV в. до н.э. М-Л.1956.

26. Забелин И.О. О русской жизни с древнейших времен. М.1876

27. Каганкатваци Мовсес История страны Алуанк. Ереван.1984.

28 Kaсумова С.Ю. Южный Азербайджан в III-VII вв. (проблема этнокультурной и

социально-экономической истории). Баку.1983

29.Латышев В.В. Известия древних писателей (греческих и латинских) о Скифии и

Кавказе. СПб. 1893, вып. 1

30.Латышев В.В. Известия древних писателей (греческих и латинских) о Скифии и

Кавказе //Вестник древней истори (далее ВДИ) , 1949, № 4

31. Латышев В.В. Известия … ВДИ.1948, № 1

32. Магомедов М.Т. Образование Хазарского каганата.М.1983

33. Мамедова Фарида Кавказская Албания и албаны. Баку.2005

34.Меликов Рауф Сагартии. Изв. АН Аз.ССР, сер ист. фил, права. 1990, № 1.

35.Меликов Рауф Этническая картина Азербайджана в период Ахеменидского

Владычества. Баку. 2003.

36.Мещерский Н.А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в славянорусском

переводе . М.1954

37.Паисий Хилендарский История словеноболгарская. Препис 1772. София.1961

38.Патриаршая или Никоновская летопись. ПСРЛ. т.9-10. М.1965.

39.Петрухов Ю.Д. Васильева Н.И Евразийская империя скифов. М.2007

40.Плетнева С.А. Половцы. М.1990

41.Повесть временных лет. Под ред.В.П.Адриановой-Перетц. М.1950 т.1

42.Прокопий из Кесарии Война с готами. Пер. С.П.Кондратьева. М.1950.

43.Радлов В.В. Опыт словаря … СПБ 1899. т.II

44.Радлов В.В.Опыт словаря тюркских наречий.СПб.1905 т.III

45.Смирнов А.П. О возникновении волжских булгар. // ВДИ.1938, № "(3)

46.Снорри Стурулсон Младшая Эдда Л.1970

47.Собрание историй. Маджму ат-таварих под ред А.Г.Тагирджанова Л.1960.

48.Сулейменов Олжас Аз и Я Алма-Аты. 1989

49.Тунманн Крымское царство // Хазар. Баку.1990. № 4

50.Тойнби Д.Ж. Происхождение истории. Пер. Е.Д.Жарковского. М.1996.

51.Хабичев М.А. О древнерунических надписях в аланских катакомбах//Советская

тюркология. № 2. 1970

52.Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах

Абу Али Ахмеда бен Омар ибн Даста. СПб.1869

53.Хордадбех. Ибн Хордадбех Книга путей и стран. пер и ком. Н.Велиханлы Баку.1986

54.Хоренский Моисей История Армениии. М.1883.

55.Шелов В. Скифы // Исчезнувшие нарды. М.1988

56.Шестаков П.Д. Кто были древние булгары. ЖМНП. 1883.

57.Alekperov Alekper On The problem of autohtonity of the Turkic population of Garabag //

Sosial bilgilər. № 1, Bakı, 2000

58.Gebl I.J. Hurrians and Suberians /Studies in ancient oriental civilization, 22/, Chicago/1944

59.Giovanni B, Lanfanchi Simo Papola The correspondence of Sargon II. part.II (State Archves of Assuria). Helsinki.1990.v.5. № 5, r.1-9.

60.Golden P. The people نو كردة // Archivum Eurasia Medii Aevi.1975. v.I.

61.Gregoras Nicephori. Bizantina histоria, cura Ludovuci Shcopeni. Bonnae, MDCCI, XXIX

62.Hallo W.W. Gutium // Realektion der Assuriologie und Vorderasiatischen Arhäologie-

Walter de Gruzter. Berlin. New York., 1957-1971

63.Hudud al-A"lam /The region of the world/ tr. and ed. by V.F.Minorsky. London.1937.

64.Justi . Iranischen namenbuch von Ferdinand Justi. Magdeburg. 1895

65.Kaşгari Mahmud Compedium the Turks dialekts. Ed. and tr. by Robert Dankoff.

Harvard.1982. v.1

66.Pritsak O. The Pecenegs // Archivum Eurasia Medii Aevi. 1975. v.I.

67.Ruste. Ibn Ruste Kitab al-A’la an-nafisa. BGA.Leyden.1892

68.Zehtabi (Kirishchi) M.T. Ancient history of Iranian Turks. Tabriz

----------------------------------------
Более подробно эта проблема разработана Рауфом Меликовым. См - Рауф Меликов Этническая картина Азербайджана в период Ахеменидского владычества Баку.2003. с. 142-144

** Например, не секрет, что многие носители древнетюрских названий ныне вовсе не являются тюрками – это болгары, авары, балканские албаны. Очень интересно, что в нынешнем Масаллинском районе Азербайджана имеется село Türkoba, население которого, как ни странно, отнюдь не тюрки, а талыши.

*** Раньше в азербайджанском мугаме были такие наименования, связанные с домусульманским мировоззрением, как Novruz, Xürrəm, Məzdəkani[4. с.36-55]

**** Наши исследования свидетельствуют о том, что семитские слова вначале строились по слоговому принципу, и лишь затем приобрели трех/четырех согласную форму консонантного письма , например, Шамеш /араб. Şəms/ от Şam /небо/+еш /огонь/; или же Кудс /араб. глагол ка-ду-ся быть святы/ от Кут /святой дух/ + еш/огонь/[9. c. 23]

***** Например, возьмем семитское по происхождению русское слово гроб, дословно могила, пещера для погребения. Согласно теизму это тот момент, когда освободившаяся душа движется к Богу, для ответа перед ним, а тело предают земле. У арабов могила - قبر - кабрун, у евреев קבר בית - байт кевер. А арабский глагол ра-ка-бя и его третья порода راقب - это бояться Бога. Как видно, метатизирование сонорного r /к-б-р, к-р-б, р-к-б/ [6,. ж. 50-55] вовсе не изменяет смыслового содержания данного слова. Этот закон достаточно ярко демонстрируется в тюркских языках, например, гурд-гутр; топраг-торпаг; йапраг-йарпаг и т.д.,

Источник - ethnoglobus.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1277064060


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх