М.Купинов: Ведома ли казаху киргизская боль? 12:11 28.06.2010
Ведома ли казаху киргизская боль? Эксперт Центра восточных исследований в Варшаве Марек Матусяк нашел "крайнего" в трагедии на юге Киргизии. На извечный русский вопрос "кто виноват", поляк ответил чрезвычайно неожиданно, вспомнив принцип – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Только "провинившийся" дядька на сей раз обнаружился не в Киеве, а в Астане.
"Когда на юге Киргизии началась резня, Казахстан не смог занять какую-либо позицию, не был в состоянии сделать что-либо. А от него, даже не как от председателя ОБСЕ, ожидалась хоть какая-то реакция, даже самая общая", - заявил польский эксперт корреспонденту ИА REGNUM Новости.
Можно подумать, что ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) где-то смогла сыграть позитивную роль в прекращении конфликтов. От того, что глава МИД Казахстана Канат Саудабаев в 2010 году стал председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, сущность и возможности организации нисколько не меняются.
Но, по словам Матусяка, малы шансы на то, чтобы Казахстан подправил свой авторитет, "ведь он показал, что не в состоянии сделать что-либо в ответ на события, которые происходят в соседней стране, даже ради пиара". "Было понятно, что влиять на ситуацию он не мог, было известно, что Казахстан не пошлет туда войска. Но можно было хотя бы продемонстрировать, что он наблюдает и реагирует", - отметил он.
Эксперт подчеркнул, что избрание Казахстана на роль председателя ОБСЕ было большой ошибкой. "События в Киргизии стали своеобразным жестким тестом для Казахстана, проверкой на подготовленность. Может, Астана и осознала всю ценность пиара, создавала вид своей развитости, но оказалось, что на самом деле она абсолютно не в состоянии что-либо сделать. С этой точки зрения казахстанское руководство ОБСЕ – это ошибка", - подчеркнул эксперт.
Потрясающая претензия – "можно было хотя бы продемонстрировать". Надуть щеки и с важным видом показать, что наблюдаешь и реагируешь. И все ради пиара. Главное – осознать его ценность как показателя развитости. Да кому он нужен, этот пиар на крови? Можно подумать, что если бы Казахстан стал вести себя по заветам Матусяка, это что-нибудь изменило бы в узбекских кварталах Оша и уменьшило количество жертв. Убийцы вряд ли были озабочены чтением газет, да и взять-то их там негде было.
Прежде всего, власти Казахстана были озабочены тем, чтобы пожар в доме соседей к ним не перекинулся. Первым делом Казахстан начал заниматься своей собственной безопасностью – перекрывать границу с Киргизией. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Константин Сыроежкин заявил по этому поводу: "Зачем нам эти всадники на улицах Алма-Аты? 250 километров – недалеко. Абсолютно не нужно".
Сыроежкин очень доходчиво объяснил всю проблематичность сотрудничества с нынешними киргизскими властями: "Непонятно, с кем там можно разговаривать. Всегда можно разговаривать с какими-то конкретными персонами. На сегодняшний день эти персоны, даже те, кто пришел к власти, они же участвовали в революции 2005 года. И то, что сейчас происходит во временном правительстве – это же полный бардак, если называть вещи своими именами. Как можно разговаривать с людьми, которые не контролируют ситуацию? И сами не знают, что делать".
В такой ситуации позиция "невмешательства" казахстанских властей выглядит вполне адекватной. Правда, может быть, Каната Саудабаева можно упрекнуть за то, что он не предложил ОБСЕ послать в Киргизию польские миротворческие части? Пребывание земляков в зоне резни помогло бы эксперту Матусяку многое понять.
Максим Купинов 28/06/2010
|