И.Левин: Демократия как форма без содержания. Киргизия после референдума 11:48 07.07.2010
Демократия как форма без содержания Киргизия после референдума
На смену авторитарным режимам часто приходят хорошо организованные группы расхитителей, использующие политику как наиболее эффективную форму бизнеса. Прошедший в Кыргызстане референдум проявил истинные намерения новоявленных руководителей страны и пределы возможностей как соседей, так и мирового сообщества.
Хочется "мировое сообщество" взять в кавычки, и вот почему: никакого участия в спасении людей от истребления никто предпринять даже не пытался, осудить правительство, как минимум причастное к этническим чисткам, никто не осмелился, после успешной пиар-акции под названием "референдум" все вздохнули свободно и стали друг друга поздравлять. Теперь можно выпить и закусить. Есть повод: "Кыргызстан строит первую в Центральной Азии парламентскую республику". При этом еще не пересчитали всех убитых, тысячи раненых в погромах остаются без элементарной медицинской помощи, тысячи сожженных домов еще дымятся, сотни тысяч граждан страны являются беженцами в собственной стране. Помощь, направляемая со всего мира беженцам, до них не доходит и разворовывается. На инакомыслящих оказывается беспрецедентное давление. С экрана телевизора льется потоком гнуснейшая циничная пропаганда. И все получается, "пипл хавает". Невольно вспоминается беспомощность Лиги наций и примирительные речи евролибералов перед событиями, перевернувшими весь мир в ХХ веке. Уже и век другой, а сценарии все те же. Как же умные и порядочные люди могут так наивно заблуждаться и с удовольствием обманываться? Ведь суть референдум-шоу лежит на поверхности.
Ужас в том, что надеяться Киргизии не на кого. "Миротворческие силы" ООН всегда были абсолютной фикцией, не предотвратившей и не остановившей ни одной войны. То же самое относится и к НАТО. Хотя именно в Киргизии находится единственный в мире объект, который можно назвать "базой НАТО" (Манас), только безумец может предположить, что натовцы, все мысли которых сейчас заняты тем, как бы поскорее свалить из Афганистана, отправят своих солдат мирить киргизов с узбеками и умирать за них. Киргизам и узбекам можно хорошо и интересно рассказывать про освобождение от имперского ига и про идеалы демократии, причем особенно хорошо, если это можно делать в Брюсселе. А кровь за них проливать… Вспомним голландцев в Сребренице. Срочно требуются миротворцы Новая власть, традиционно начавшая свое триумфальное шествие с апрельских погромов в Бишкеке и массовых экспроприаций, остро нуждалась в легитимизации. Это единственный пункт программы, где реальные задачи пересеклись с декларируемыми. Легитимизация временного правительства и президента переходного периода параллельно и по умолчанию легитимизирует результаты их деятельности с 6 апреля по сегодняшний день. Погромы и гнусные этнические чистки потребовались не только чтобы канализировать звериные страсти населения, деградировавшего до уровня животных, но и чтобы "прикрыть" собственную увлекательную деятельность по переделу чужой собственности. Попытки найти виновников событий за рубежом, свалить ответственность на некий "криминалитет" - обычный прием тех, кто рвется к власти и обогащению любой ценой. Сегодняшние обитатели Белого дома - вчерашние соратники Бакиева, не будем это забывать. Когда-то они вытолкнули в первый ряд Бакиева и Кулова как фигуры компромиссные, слабые, а значит, управляемые. С Бакиевым промашка вышла. Оказалось, что в тихом омуте водятся весьма конкретные черти и их родственники. Сегодня такой "удобной" фигурой является Отунбаева: слаба, недальновидна, управляема и может получить гарантированно поддержку половины страны хотя бы по половому признаку, если других политических достоинств нет.
Киргизия считалась самой демократичной страной Центральной Азии не по наличию демократии как таковой, а по разнообразию вывесок. Неправительственных организаций в маленьком Бишкеке квартировалось больше, чем в любой другой стране региона. Разношерстных политических партий и движений уйма. На этом фоне вчерашние соратники по революции активно принялись делить власть, и совершивший рывок из глубины Бакиев в концентрации власти преуспел больше всех. Одиннадцать друзей Оушена Получение мандата на правление до декабря 2011 года определило временной коридор, в котором можно заниматься обогащением. Ведь впереди и торг с американцами за продление их пребывания на базе "Манас", и торг с русскими вокруг выделения финансирования на продолжение строительства Камбаратинской ГЭС, и торговля авиационным керосином, и дележ помощи от западных "полезных идиотов". Есть где разгуляться, есть за что побороться в маленькой и нищей стране. Что будет в 2011-м, да и в 2012-м, никто сейчас и не думает.
Зачем же понадобилось выносить на референдум проект Конституции? Ведь не было надобности принимать новую Конституцию в такой спешке: какая-никакая Конституция есть, а проблемы страны исходят точно не от ее несовершенства. Зачем потребовалось столь скоропалительно и келейно принимать решение о переходе от президентской республики к парламентской?
Семейственность лишь усилилась, что привело к дальнейшему снижению уровня демократии (начались аресты оппозиционных лидеров, закрытие неугодных СМИ - все как у соседей, какой уж там "оазис демократии"). А уж про экономическую ситуацию нечего и говорить, ее даже катастрофической назвать - приукрасить реальность. Надо понимать, что экономическая катастрофа - это объективная реальность Киргизии. Ничего другого здесь быть и не может. Это типичное failing state, несостоявшееся государство, у него нет ресурсов для собственного развития. Перманентная революция Ответ прост: трескотня об ограничении единоличной власти президента и передаче полномочий в парламент должна создать видимость демократических перемен, не предусматривая обязательств по реальной демократизации общества. Можно мягко сдвинуть фокус с реальных проблем сегодняшнего дня на задачи отдаленного будущего. Отвлекающий маневр как для своих бесполезных идиотов, так и для "полезных", чтобы им было о чем поговорить и повод был "умыть руки" поскорее и скрыть смущение. В XXI веке прибивают гвоздями младенцев к стенам, толпой насилуют пятилетних девочек и десятилетних мальчиков, режут людей в лохмотья, жгут живьем… Неловко смотреть на это просвещенному человечеству. А теперь все хорошо, не так ли? Недели не прошло, а уже все хорошо: и согласие в обществе есть, и единство, строить задумали самое демократическое государство в Азии, а кто старое помянет, тому и глаз вон.
В событиях на юге Кыргызстана отчетливо проявились нежелание и невозможность всех вокруг предпринимать что-либо, действительно адекватное ситуации. Нельзя же назвать адекватным действием направление гуманитарной помощи без возможности влиять на ее распределение, когда гуманитарные миссии играют роль тыловой службы эскадронов смерти.
О законах шариата тоже быстрее начинают вспоминать в этих широтах, когда законы государства не работают. Соединение традиционного уклада махалли с шариатским судом может дать результат почище джамаатов на Кавказе. Боюсь, тогда в правительстве страны будет много бородатых мужчин, а женщины быстро найдут себе другое применение. Срочно требуются оккупанты Я представляю, как представители "победившей демократии" торжествуют. Одержана победа над могущественным, но наивным демократическим миром. Врага побили его же оружием - процедурой. Это важный урок для всех: демократические процедуры ничто без самой демократии. Нельзя мечту подменить протоколом. Ведь это уже проходили в Ираке и России, в Афганистане и Казахстане.
Что же дальше? Все бы сошло с рук нынешнему демократическому "комитету общественного спасения", если бы Кыргызстан был островом в океане, но вокруг неспокойная суша, населенная существами отнюдь не травоядными. На севере Узбекистана базируется мощная и воинственная узбекская диаспора, в самом Узбекистане весьма сложная обстановка. Мнимое сытое спокойствие в Казахстане вот-вот закончится.
Основной базой исламистов является Ферганская долина. Здесь имеют место крайне высокая плотность населения, очень большая безработица, чрезвычайно низкий уровень жизни. При этом здесь сходятся границы Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Узбеки в Таджикистане и Киргизии являются таким солидным "национальным меньшинством", что в некоторых местах давно стали значительным большинством. Собственно, эта часть бывшего СССР сегодня представляет собой один из самых потенциально взрывоопасных регионов мира. Перспективы-2010. Постсоветское пространство Не очень подходящий регион и время для коммерческих экспериментов в столь безответственной форме. Проблемы узбекской диаспоры на юге Кыргызстана не решены, примирения не произошло. Узбеки действительно активно участвовали в референдуме, но надо понимать, что люди голосовали не за Отунбаеву, а за порядок, в надежде на то, что это принесет хоть какое-то облегчение в их ужасной ситуации. Горе, боль, безысходность, тяжелейшие условия жизни никуда не делись, как и острое чувство несправедливости. Именно это ощущение, когда не к кому пойти за справедливостью, привело к образованию джамаатов на российском Кавказе. Если судебная власть, правоохранительные и надзорные органы не функционируют, то обязательно появятся те, кто объяснит людям, в чем "корень зла". Все мы хорошо представляем, что это будут за люди. Учитывая выход американцев из Афганистана в следующем году, форма государственного устройства Кыргызстана может оказаться вовсе не парламентской республикой. Во всяком случае, в двух его южных областях.
Игорь Левин 5 июля 2010 года,
|