"Итоги": Курултаевщина. Две киргизские революции доказывают, что... 12:00 07.07.2010
Курултаевщина Те, которые... "Мы пойдем другим путем". Новый президент Киргизии Роза Отунбаева могла бы с полным на то правом повторить слова вождя пролетарской революции. Более того, результаты проведенного референдума позволяют заменить будущее время на прошедшее: не "пойдем", а "пошли". Плебисцит утвердил новую конституцию, а это означает, что Киргизия стала первой в Центральной Азии парламентской республикой. И второй в СНГ: первопроходцем здесь является Молдавия. Причем Киргизия кое в чем превзошла и Молдавию, и многие другие демократии парламентского типа.
Достаточно сказать, что киргизский президент лишается даже права законодательной инициативы. Не говоря уже о каком-либо влиянии на исполнительную власть. Единственное исключение - силовые структуры. Но и тут сильно не разгуляешься. Конституция прямо указывает, что "президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности". Правда, ограничения накладываются и на парламент. Точнее, на формирующие его политические партии: ни одной из них не может быть предоставлено более 65 мандатов (всего в парламенте 120 депутатов). Таким образом, конституция исключает какую-либо монополию на власть - как в единоличном, так и в партийном исполнении.
В общем, не конституция, а мечта либерала. Учитывая время и место ее появления - одна большая сенсация. Но, пожалуй, не меньшей сенсацией стало негативное отношение к киргизскому эксперименту российских властей, до сих пор не скупившихся на жесты поддержки временного правительства. Президент России заявил, что не представляет, как модель парламентской республики будет работать в Киргизии. Еще больше тревожных ноток прозвучало в выступлении главы российского Центризбиркома, обнаружившего в тексте конституции "очень много предложений американских неправительственных организаций".
Чем вызвано это беспокойство, понять трудно. Не исключено, что реакция Москвы - часть геополитической игры. Но это означает, что по позициям России нанесен удар: легковерные киргизские козлевичи поддались охмурению заокеанских "ксендзов". Впрочем, возможно, все гораздо проще и Москву действительно искренне волнует будущее киргизской государственности. В этом случае, однако, можно перевести дух. Две киргизские революции доказывают, что президентская форма правления обеспечивает ничуть не большую политическую стабильность. И вовсе не гарантирует использования по назначению гуманитарной помощи и кредитов, выделяемых Москвой.
№27 / 734 (05.07.10)
|