КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 08.07.2010
15:28  К.Нажимидинов: Цены на электоэнергию диктуют казахские энергокомпании, а не Кыргызстан
14:04  М.Кекилбаев: Кыргызстан. Власть новая, а методы старые
13:05  Е.Авдеева: Что скрывает Текебаев, – то раскрывает Бекназаров. Борьба за власть в Кыргызстане началась
13:01  "НГ": С оглядкой на Москву. Киргизия не торопится приглашать европейских полицейских
12:34  Б.Панниер: На пепелище. Ош, июнь 2010 года - анатомия конфликта
12:31  М.Шахназаров: Быть или не быть иностранному бизнесу в Туркменистане?
12:30  А.Мусуралиева: Будет ли сорван в Кыргызстане туристический сезон 2010?

12:03  ВВС: "Газ-люди". Туркмения начала борьбу с двойным гражданством
11:59  Недалеко от Алматы задержан подозреваемый в убийстве начальника Карасуйского РОВД во время Ошской резни
11:56  М.Юсупов: Отец всех туркмен – 2. Перезагрузка
11:52  Заложники города Ош. "Если что - кричи, что ты русская". "Труд-7" начинает публиковать истории русских семей в Киргизии
11:51  Премьер-министр Сингапура стал самым высокооплачиваемым лидером в мире - $250.000 в месяц
11:48  "КП": Строители подарили Астане и Москве новый гимн дружбы
11:43  "ВН": Душанбе снова "зачищает" оппозицию. Под разборку попали россияне
11:41  М.Вигнанский: Связанные одной трубой. Грузия может продать свой стратегический газопровод россиянам
11:15  Кот Карим (фото) добрался пешком из узбекского города Гулистана до российских Лисок
11:05  Нурсултан Назарбаев прибыл на отдых в турецкий Бодрум
10:52  В Киргизии задержаны 100 погромщиков
10:36  В.Соловьев/А.Габуев: Эскалация подгонки вооружений. Россия и НАТО созрели, чтобы вместе активно вооружать Афганистан
10:33  Я.Хуммедов: Китай покупает Туркменистан
10:18  Д.Перцев: Корни нестабильности в Киргизии. Узбекам некуда уезжать...
10:13  Д.Ашимбаев: Человек, который утер нос Биллу Клинтону. Политпортрет казахстанского вице-премьера У.Шукеева
10:08  "Къ": Долг торпедой красен. Россия может получить единственный объект ВПК в Киргизии
10:05  Высокопоставленное ДТП. Посол Таджикистана попал в аварию возле Караганды
10:04  Руководство КУИС Казахстана отправлено в отставку. Из-за побега заключенных-исламистов в Актау
10:02  Мангистау является природным очагом чумы, самым обширным и активным в республике
09:59  С.Мамедов: Англичане не собираются уступать "Газпрому" место на Каспии
09:19  Э.Усубалиев: Роль Японии в Центральной Азии - возможна ли новая организация по безопасности в регионе?
09:17  Н.Мамбетов: Опыт политического прагматизма в Исламе
09:07  Б.Дави: "Случай с Казахстаном показывает, что полезное из советского опыта было использовано творчески и новаторски"
09:01  Д.Мынбай: Представители всех этносов в обновленном Казахстане формируют новую психологию понимания мира...
07:39  Чебурашка стал символом рекламной кампании крупнейшей в Японии сети кофеен
00:35  Д.Лиллис: Казахстан больше говорит, чем действует в ответ на кыргызский кризис
00:32  И.Марченко: Кыргызстан. Ученье свет, а неученье – СПИД!
00:25  Украинский Совет по делам беженцев обеспокоен задержаниями просителей убежища из Узбекистана
00:24  Ю.Мазыкина: Торг по-кыргызски, или Особенности конспирации отечественных энергетиков
Среда, 07.07.2010
22:19  Во время учений на корабле "Дроначарья" случайно убили индийского адмирала Сингха Джамвала
16:32  К.Байболов сменил Б.Шера на посту главы МВД Киргизии
14:07  Н.Джолдошев возглавил Агентство гражданской авиации Киргизии
14:05  В.Фарафонов: Кыргызстан. Компромиссный плебисцит или эффект бумеранга
12:07  Т.Егубаев: "ОТУ", - кричит Роза. "Все мы БАИ" вторят ей кыргызы
12:00  "Итоги": Курултаевщина. Две киргизские революции доказывают, что...
11:59  "НовИзвестия": Россия и Туркмения пытаются уладить скандал с двойным гражданством "по-тихому"
11:57  "СовСекретно": Ошское побоище. Это финал киргизской национальной катастрофы или "только" ее продолжение?
11:54  Н.Лайзен: Россияне бегут из Киргизии
11:50  Новость об аресте лидера талибов муллы Омара - утка?
11:48  И.Левин: Демократия как форма без содержания. Киргизия после референдума
11:44  Б.Букашева: Знаки судьбы агностика Розы Отунбаевой. Размышления после инаугурации
11:42  М.Яновская: Исход. Люди ищут любые возможности, чтобы бежать с юга Кыргызстана
11:36  "Голос Америки": Тегеранский режим против международного сообщества
11:34  "РГ": Комплексный обед от таможенной "тройки"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Д.Мынбай: Представители всех этносов в обновленном Казахстане формируют новую психологию понимания мира...
09:01 08.07.2010

Законы истории

На достойное будущее могут рассчитывать те нации, которые не утратили исконных ценностей

Исторически обусловлено, что любое государственное образование формируется на основе определенного народа и цивилизации. И государства, формировавшиеся на территории Казахстана с древних времен, основаны на этой закономерности.
Поэтому мы не должны забывать, что культурный пласт нации, традиционные ценности, завещанные нам предками для поддержания нашей идентичности, служат питательной платформой нашей государственности.
В эпоху глобализации, чтобы не раствориться в большом мире, глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, обращаясь с посланием народу Казахстана, выдвинул Стратегию развития Казахстана до 2020 года. Помимо индустриального-инновационного развития, Казахстан должен делать ставку на укрепление нашей независимости, создание условий для всестороннего развития национального языка и культуры.
Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов наглядно продемонстрировал, что экономический прагматизм сам по себе не обеспечивает успешного развития, поскольку не может мобилизовать народ, поднять его дух. Только в тесной взаимосвязи культурного, духовного и эффективного экономического развития общество и его институты гарантированы от кризисов. К примеру, последний кризис показал, что, в то время как пошатнулась традиционная банковская система западной модели, исламские банки, работающие по нормам шариата, продолжали работать стабильно.
Многие ученые, исследующие феномен глобализации, приходят к выводу, что модернизация может быть успешной и приведет к эффективному развитию лишь в условиях тесной взаимосвязи и взаимного влияния технической и культурной ее составляющих.
Культурный аспект модернизации напрямую связан с духовной жизнью общества, его моральными ценностями и по сути представляет собой образ жизни людей. Поэтому для успешной модернизации, охватывающей все сферы общественной жизни, необходимо обеспечить соответствующую социально-культурную базу. Ведь человек с его интеллектуальным, культурным и творческим потенциалом – это тоже производительная сила, создающая условия технологического развития общества. К примеру, протестантизм в свое время стал моральной основой капитализма и затем открыл путь технологическому развитию западных стран, в то время как Япония, Малайзия, Китай, опираясь на свои национальные культурные матрицы, сегодня в своем развитии заняли достаточно прочные позиции в конкурентной структуре мировой экономики.
Убежден, что в истории останутся только нации, сохранившие свое самобытное духовное наследие. А что такое духовное наследие? Это вековая эстафета преемственности и развития обычаев, традиций, культуры, языка и религии, то есть национальных культурологических ценностей. Сегодня лишь нации, сохранившие эти ценности, способны успешно конкурировать и преуспевать, укрепляя при этом государственность.
Глобализация мировой экономики и развитие информационного общества предъявляют жесткие требования к жизнедеятельности наций, сохранению суверенитета целых государств. Следовательно, рассчитывать на достойное будущее могут только нации, не лишившиеся исконных ценностей, высоко несущие свою сущность и культурное наследие и при этом стремящиеся повысить свою конкурентоспособность в мире, модернизировать общество с опорой на национальные интересы.
В нашу жизнь широко вошли различные средства коммуникации – сегодня с мобильного телефона можно присутствовать в Интернете, смотреть телевизионные программы. Но в чьем информационном пространстве мы находимся? Соотношение продукции наиболее посещаемых информационных ресурсов далеко не в пользу Казнета, это же можно сказать о доступном телевидении. Здесь есть очень большая проблема. Зарубежное содержание довлеет и вытесняет из нашего национального информационного, культурного и образовательного пространства традиционные ценностные ориентиры, символы и образы, подменяя исконно чуждыми. Это прямая угроза механизмам традиционной самоидентификации народа – этнонациональным, культурно-историческим, конфессиональным и т.д. Наша страна преодолела все рецидивы "железного занавеса", открыла для себя мир и стала открытой для всего мира. И теперь, достигнув политической правосубъектности, укрепляя национальную государственность, мы не должны быть в той же степени, как на заре независимости, благосклонными к зарубежным информационно-культурным центрам, которые в известной мере экспортируют на территорию республики собственные гуманитарно-культурные проекты.
Социально-культурный архетип любого народа – культурное наследие, доставшееся нынешнему поколению от прошедших социальных эпох, – веками давал отпор различным деструктивным сигналам. Однако требования нынешней эпохи иные. Информационные технологии, внедренные в среду обитания сегодняшнего поколения, могут изменить взгляды и позиции человека по желанию "заинтересованного" субъекта. Но ситуация не безвыходная.
Позволю себе процитировать известного американского политолога Самюэля Хантингтона: "В мире после "холодной войны" наиболее важные различия между людьми уже не идеологические, политические или экономические. Это культурные различия… Люди определяют себя, обратившись к понятиям, имеющим для них наибольшую важность. Это такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями и – на самом широком уровне – цивилизациями. Не определившись со своей идентичностью, люди не могут использовать политику для преследования собственных интересов".
Культурная идентичность, безусловно, является необходимой платформой для сохранения национальных государств. Поэтому для обеспечения политической устойчивости государства геокультурное поле идентичности должно быть шире политического пространства. Приведу в пример соответствующие наработки нашего северного соседа. Такие институциональные структуры, как фонд "Русский мир", проект социальной сети "Все русские", Фонд содействия объединения русскому народу, Международный фонд гуманитарного сотрудничества народов СНГ, фонд "Евразия", Институт русского зарубежья, российско-национальные вузы, информационно-аналитический центр МГУ им. М.В.Ломоносова, через реализацию интеграционных проектов в сферах культуры, образования, религии, истории, этнополитики, СМИ способствуют расширению геокультурного пространства России. Целесообразно и гражданскому обществу Казахстана подобным образом вносить свою лепту в расширение нашего национального культурного поля.
Культурная матрица казахского народа сильно пострадала от советского тоталитаризма. Была ослаблена система ценностей и социально-культурных норм, которые тесно переплетались с традиционными бытовыми обычаями народа. Под эгидой создания исторической общности "советский народ", подгонки периферийных народов к статусному уровню русского формировалась когорта далеких от этноисторических корней "прогрессивных" граждан. Вследствие социально-культурного кризиса 30-х годов прошлого века казахский народ был на определенный период оторван от исторической преемственности своей интеллигенции, политико-культурного мировоззрения, основанного на национальном просветительстве. Три поколения казахов ощутили политико-культурный пресс штамповки "советского народа" и попали в референтную зависимость от внешних информационно-культурных центров. В результате сложился комплекс неверия в собственные силы своего народа.
Каким же образом в новых исторических условиях можно привить гражданам Казахстана, казахскому народу стремление направить свои силы на объединение граждан вокруг высоких идей и ценностей, на процветание страны сегодня и завтра, мобилизовать как общество, приверженное национальным интересам? Здесь не может быть единственного, "эксклюзивного", варианта. Но в основе исторического формирования и развития любой нации – американской, японской и т.д. – лежат социально-культурные ценности. Поэтому нынешняя технико-экономическая модернизация должна служить сохранению духовных и культурных ценностей нации. В институциях Гая проводится мысль, что право регулирует в первую очередь господство над людьми и во вторую очередь господство над имуществом. Таким образом, собственность и обладание собственностью – категории политические. Соответственно, с позиции укрепления государственности немаловажное значение имеет и цивилизационный статус владельцев собственности.
В современном социокультурном пространстве республики ощутима конкуренция зарубежных – русской (российской), западной, арабской и китайской – культур. К тому же ввиду низкой плотности населения, недостаточной социальной мобильности, слабого охвата сельской местности Интернетом и кабельным телевидением (которое в городах вещает преимущественно на русском) заметны тенденции регионального и социального культурного обособления между различными группами. Единой интеграции народа препятствует и то, что государственный язык, который должен быть социально-лингвистическим средством общения представителей различных этносов, на сегодняшний день еще не стал общей ценностью даже для казахстанцев, имеющих тюркские корни. Кроме того, в условиях рынка необходимы дополнительные ресурсы на возрождение и развитие культурного наследия, сформированного на основе исторического социального опыта казахского народа как консолидирующего этноса республики.
Поэтому на пути дальнейшего формирования Нации необходимо тесно опираться на такие ценности, как язык, культура и религия. С учетом всех обстоятельств формирования современного общества в нашей стране приоритеты консолидации народа как единой социально-культурной общности должны быть расставлены именно в такой последовательности. Но для того чтобы развиваться в соответствии с этими приоритетами, необходимо максимально защитить культурное ядро казахского народа от атаки зарубежных информационно-культурных центров, противостоять ценностной дезориентации национальной элиты и подрастающего поколения, информационному подавлению национального культурного и образовательного пространства. Необходимо осмыслить и адаптировать к общим задачам модернизации задачи становления и развития культурного и политического наследия, пре-
одолевая при этом отрицательный информационный баланс конкурирующих цивилизационных матриц.
Безусловно, язык является не только носителем, но и сильным средством продвижения сформированных социальных норм. Поэтому, повышая статус государственного языка во всех сферах общественной жизни, мы способствуем в целом устойчивому экономическому и политическому развитию государства.
Как правило, язык – это приобретаемый культурный компонент. Любой человек, несмотря на этническое происхождение, может изучить и освоить любой язык. А путем достижения широкого распространения государственного языка в жизни общества мы на основе общности этого языка можем создать условия для гражданской идентичности.
Сегодня созданы условия для повсеместного развития казахского языка. В рамках специальной государственной программы выделяются средства для расширения сферы его изучения, применения, формирования литературного фонда. Но проблема, видимо, в том, что люди не проявляют активности в изучении языка. И эту проблему должно решать не только государство, но и в первую очередь само общество. Возможно, нужно стимулировать процесс превращения государственного языка в средство межнационального общения. Чем больше представителей институтов гражданского общества (особенно молодежных организаций) будут в своих публичных выступлениях, интервью и комментариях обращаться к государственному языку, тем больше общество будет стремиться следовать таким примерам.
Когда государственный язык превратится в консолидирующий всех граждан фактор, можно будет привить традиционные ценности, национальную культуру всему народу, в том числе некоторым нашим сородичам, недостаточно владеющим казахским языком и отдалившимся от своих исконных корней. В этом случае народ начнет действовать в едином культурном поле.
Культура – сильнейший интегративный механизм сплочения общества, влияющий на основные сферы жизнедеятельности любого государства и социальные отношения. В свою очередь, институты традиции играют решающую роль в сохранении этнических ценностей и культурного наследия, их передаче из поколения в поколение. В национальной культуре синтезированы как современные знания и технологии, так и многовековые традиции, нормы, ценности, модели образа жизни, складывающиеся на протяжении длительного социально-исторического становления народа. Поэтому элементы этнической культуры влияют и на профессиональное творчество, хозяйственную деятельность и быт.
Профессор Сорбоннского университета Даниэль Энтунга-Мангель заметил: "Культура – мать, институты – ее дети". Позитивный опыт развития ряда современных государств свидетельствует, что единство народа, его сплочение на основе общих целей и, наконец, эффективное социально-экономическое развитие опираются на политику развития национальной самобытности на основе исторических культурных ценностей. Казахстан – прямой культурный наследник номадических империй прошлого – Тюркского каганата и Золотой Орды, в которых в свое время были передовые методы ведения хозяйства, эффективное налогообложение и, наконец, сильные институты власти. Безусловно, у этого духовного наследия имеются богатые ресурсы для дальнейшей реализации современных задач.
Лев Николаевич Гумилев считал, что "религиозная однородность нации является важным фактором обеспечения ее целостности". Религия – не менее важная культурологическая ценность, служащая обновлению нашей нации после гуманитарного кризиса прошлого века. Сегодня экспертное сообщество и публицисты недостаточно оценивают роль веры и религии в развитии казахской культуры, и при недооценке этого компонента культурный пласт нации может лишиться одной из необходимых основ.
Ислам был символом широкого культурного пространства. Тот факт, что в ХVI–XVIII веках столицей Казахского ханства был центр суфизма – город Туркестан, свидетельствует о том, что казахские роды сплачивались вокруг общего политического сознания, основанного не только на экономике, но и на культуре и религии. Сегодня сочетание традиционного учения с гражданской активностью может способствовать воспитанию у всех граждан – как верующих, так и атеистов – социально ответственного поведения. Таким образом, ислам в основном и в дальнейшем будет составляющей духовного здоровья общества.
Этнические, социально-культурные ценности являются золотым стержнем обеспечения политико-экономической жизнеспособности нашего общества, и с этой позиции должно регулироваться социальное развитие.
Важно обратить внимание и на то, что в нынешней социокультурной системе в значительной степени возрастает роль личного самоконтроля человека, его умение принимать решения и действовать на благо общества, отвечать за свои поступки. Индивидуальная самодисциплина – одно из условий устойчивости гражданского общества.
Первостепенной задачей нынешней молодежи является служение Родине, сочетая гуманитарные ценности и рациональные действия.
Социологи обращают внимание на то, что представители нынешнего поколения стали особое внимание уделять нематериальным ценностям, нежели материальным. Чем выше уровень развития страны, тем больше людей озабочены такими приоритетами, как сохранение чистоты окружающей среды, здоровый образ жизни, особая защита историко-культурных объектов. То есть на основе почитания духовных ценностей появляются новые приоритеты качественной жизни, и следование им становится естественной потребностью.

В соответствии с требованиями современности необходимо, чтобы наши люди осваивали инновации, глубоко развивали в себе такие качества, как профессионализм и мобильность в действиях. Это закономерно – институты социально-культурных традиций и ценностей с переходом из одного поколения в социальную среду другого поколения преобразовываются творчески. Поэтому в эпоху глобальной информатизации нам необходимо системно решать проблемы технической поддержки социально-культурного развития нашего общества.

Представители всех этносов в обновленном Казахстане формируют новую психологию понимания мира соответственно ценностям независимой страны. Это явление в скором времени должно дать свои плоды. Во всех развитых странах было так. Подъем страны должен придать понятиям "нация", "этнос", "диаспора" новое значение. Реалии нового века в том, что на представителей всех этносов в Казахстане начали оказывать влияние некоторые стороны традиций казахского народа. В то же время происходит "европеизация" казахов. Все это показывает, что начинает формироваться общая для всех единая система мышления и познания.
Мы верим, что на основе учета этих закономерностей наше общество поднимется на новый качественный уровень.

Дархан МЫНБАЙ,заведующий отделом внутренней политики администрации президента РК
08.07.2010

Источник - Литер
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1278565260


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх