КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 08.07.2010
15:28  К.Нажимидинов: Цены на электоэнергию диктуют казахские энергокомпании, а не Кыргызстан
14:04  М.Кекилбаев: Кыргызстан. Власть новая, а методы старые
13:05  Е.Авдеева: Что скрывает Текебаев, – то раскрывает Бекназаров. Борьба за власть в Кыргызстане началась
13:01  "НГ": С оглядкой на Москву. Киргизия не торопится приглашать европейских полицейских
12:34  Б.Панниер: На пепелище. Ош, июнь 2010 года - анатомия конфликта
12:31  М.Шахназаров: Быть или не быть иностранному бизнесу в Туркменистане?
12:30  А.Мусуралиева: Будет ли сорван в Кыргызстане туристический сезон 2010?

12:03  ВВС: "Газ-люди". Туркмения начала борьбу с двойным гражданством
11:59  Недалеко от Алматы задержан подозреваемый в убийстве начальника Карасуйского РОВД во время Ошской резни
11:56  М.Юсупов: Отец всех туркмен – 2. Перезагрузка
11:52  Заложники города Ош. "Если что - кричи, что ты русская". "Труд-7" начинает публиковать истории русских семей в Киргизии
11:51  Премьер-министр Сингапура стал самым высокооплачиваемым лидером в мире - $250.000 в месяц
11:48  "КП": Строители подарили Астане и Москве новый гимн дружбы
11:43  "ВН": Душанбе снова "зачищает" оппозицию. Под разборку попали россияне
11:41  М.Вигнанский: Связанные одной трубой. Грузия может продать свой стратегический газопровод россиянам
11:15  Кот Карим (фото) добрался пешком из узбекского города Гулистана до российских Лисок
11:05  Нурсултан Назарбаев прибыл на отдых в турецкий Бодрум
10:52  В Киргизии задержаны 100 погромщиков
10:36  В.Соловьев/А.Габуев: Эскалация подгонки вооружений. Россия и НАТО созрели, чтобы вместе активно вооружать Афганистан
10:33  Я.Хуммедов: Китай покупает Туркменистан
10:18  Д.Перцев: Корни нестабильности в Киргизии. Узбекам некуда уезжать...
10:13  Д.Ашимбаев: Человек, который утер нос Биллу Клинтону. Политпортрет казахстанского вице-премьера У.Шукеева
10:08  "Къ": Долг торпедой красен. Россия может получить единственный объект ВПК в Киргизии
10:05  Высокопоставленное ДТП. Посол Таджикистана попал в аварию возле Караганды
10:04  Руководство КУИС Казахстана отправлено в отставку. Из-за побега заключенных-исламистов в Актау
10:02  Мангистау является природным очагом чумы, самым обширным и активным в республике
09:59  С.Мамедов: Англичане не собираются уступать "Газпрому" место на Каспии
09:19  Э.Усубалиев: Роль Японии в Центральной Азии - возможна ли новая организация по безопасности в регионе?
09:17  Н.Мамбетов: Опыт политического прагматизма в Исламе
09:07  Б.Дави: "Случай с Казахстаном показывает, что полезное из советского опыта было использовано творчески и новаторски"
09:01  Д.Мынбай: Представители всех этносов в обновленном Казахстане формируют новую психологию понимания мира...
07:39  Чебурашка стал символом рекламной кампании крупнейшей в Японии сети кофеен
00:35  Д.Лиллис: Казахстан больше говорит, чем действует в ответ на кыргызский кризис
00:32  И.Марченко: Кыргызстан. Ученье свет, а неученье – СПИД!
00:25  Украинский Совет по делам беженцев обеспокоен задержаниями просителей убежища из Узбекистана
00:24  Ю.Мазыкина: Торг по-кыргызски, или Особенности конспирации отечественных энергетиков
Среда, 07.07.2010
22:19  Во время учений на корабле "Дроначарья" случайно убили индийского адмирала Сингха Джамвала
16:32  К.Байболов сменил Б.Шера на посту главы МВД Киргизии
14:07  Н.Джолдошев возглавил Агентство гражданской авиации Киргизии
14:05  В.Фарафонов: Кыргызстан. Компромиссный плебисцит или эффект бумеранга
12:07  Т.Егубаев: "ОТУ", - кричит Роза. "Все мы БАИ" вторят ей кыргызы
12:00  "Итоги": Курултаевщина. Две киргизские революции доказывают, что...
11:59  "НовИзвестия": Россия и Туркмения пытаются уладить скандал с двойным гражданством "по-тихому"
11:57  "СовСекретно": Ошское побоище. Это финал киргизской национальной катастрофы или "только" ее продолжение?
11:54  Н.Лайзен: Россияне бегут из Киргизии
11:50  Новость об аресте лидера талибов муллы Омара - утка?
11:48  И.Левин: Демократия как форма без содержания. Киргизия после референдума
11:44  Б.Букашева: Знаки судьбы агностика Розы Отунбаевой. Размышления после инаугурации
11:42  М.Яновская: Исход. Люди ищут любые возможности, чтобы бежать с юга Кыргызстана
11:36  "Голос Америки": Тегеранский режим против международного сообщества
11:34  "РГ": Комплексный обед от таможенной "тройки"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Мамбетов: Опыт политического прагматизма в Исламе
09:17 08.07.2010

Опыт политического прагматизма в Исламе

Прагматизм в политическом Исламе явление не новое и являлось в прошлом идеологической или политической установкой, помогающей решать поставленные перед политическим деятелем или движением проблемы с минимальными потерями и максимальным получением политических дивидендов. Но при этом всегда существовали определенные ограничения на основе морально-этических норм.

И на сегодняшний день в большинстве случаях, политический прагматизм в исламских политических организациях превращается в способ достижения своих целей, который характерен как получение сиюминутной выгоды, без учета перспектив в будущем.

Развитие политического Ислама, начиная с эпохи Пророка и "благородных" халифов имела одну последовательную закономерность, которая стала одной из причин упадка и деградации мусульманской общины не только в области науки, но и политике. Что естественным образом отражалась на всем спектре жизнедеятельности мусульманской общины, в частности в системе государственного устройства и управления. Суть этой закономерности заключалось в том, что многие политические концепты и установки в области государственного управления, оставленные Пророком Мухаммедом не были реализованы в полной мере, а вскоре забыты в политической борьбе за власть.

Вообще же первоначальная концепция власти в Исламе основывалась на политическом прагматизме Мухаммеда, который-то и решил вопрос противостояния Мекки и Медины мирным путем. И это только один из многих примеров достижения целей с минимизацией потерь в политическом и идеологическом плане.

Дальнейший ход развития политического ислама уже в двадцатом веке прошел путь от радикальных взглядов, с полным отрицанием иных точек зрения в сфере государственного устройства до преобладания в политическом мышлении политического прагматизма. И вполне естественно, что эта непростая борьба двух полярных воззрений одной идеологии имела свой специфический оттенок, который расходился в способе реализации.

Наиболее показательным примером радикального подхода к этой проблеме были политические движения партии Турции середины прошлого века, которые позиционировали себя идеологически как исламские. Эта Партия национального порядка, переродившаяся в Партию национального спасения.

На протяжении всего своего существования эти партии вели непримиримую борьбу со светскостью, жестко критиковали западную модель демократии, видя панацею от всех бед в создании условий для установления Шариата в Турции на примере Саудовской Аравии. Вместе с тем они использовали социальные лозунги, понятные и востребованные для большинства населения страны. Но жесткие критерии отбора членов партии в руководящие органы и религиозная пропаганда свели их популярность к ограниченному кругу избирателей. Хотя расчет, возможно, делался именно на религиозные чувства жителей Турции, судя по политической риторике и предвыборным выступлениям.

Одной из причин неудач исламских партий в Турции прошлого столетия можно считать отсутствие политического прагматизма. Очевидно, что в формировании идеологической и политической установки, основой которой стала религия, был упущен одни немаловажный момент. Вероятно буквальная трактовка тезиса "Вся власть принадлежит Аллаху" в идеологии привела к отрицанию всего положительного в государственном управлении, выработанные несколькими сотнями лет, в том числе принципы парламентаризма в западной модели демократии.

Однако наверно следует понимать, что Ислам является не только посланием Бога к людям или же инструментом борьбы за власть что, к сожалению, наблюдается в современной политике. Но и также является определенными рамками для поля деятельности человека, в том числе и в политике, в котором он сам волен выбирать способы и методы достижения поставленных задач не выходя за ограничения установленные религией. И наверняка крайне ошибочным был бы отказ от использования в достижении своих целей опыт взаимодействия в социуме или же отдельные элементы системы государственного управления будь-то западный или восточный модели.

Доказательством этому может служить то, что ни в Коране или Сунне не имеется четких указаний для построения какой-либо формы государственного устройства, а есть только морально-этические и правовые аспекты. Тем более Ислам как религия является абсолютом, который стоит выше всего мирского, в том числе и государства.

На сегодняшний день можно сказать, что политическая элита Турции в лице Партии справедливости и развития учла ошибки предшественников, что соответственно привело к тому, что были найдены пути примирения со светской системой. В ряды партии вошли представители светской интеллигенции и других слоев турецкого общества с либеральными взглядами, что естественным образом увеличило число сторонников партии.

Во многом благодаря политическому прагматизму Партии справедливости и развития Ислам смог объединить как верующих, так людей светских, для которых такие политические термины западной демократии как "гражданское общество" в мусульманском понимании "умма", "совещательная демократия" - "шура" или же "плюрализм" стали иметь одинаковое функциональное значение.

Наравне с этим в идеологии партии стали преобладать вопросы экономики, борьбы с коррупцией и обеспечение высокого уровня жизни для населения над идеологией борьбы со всем "неисламским", которая, к сожалению, стала господствующей во многих мусульманских политических движениях.

И это все в совокупности абсолютно не противоречить Исламу, тем более что, Пророк при создании своей общины отталкивался от того что основные принципы государственного управления должны исходить не от людей, а для них, невзирая не вероубеждения или социальный статус.

Следующий пример прагматизма в политике хорошо заметен в деятельности ливанского политического движения "Хезболла", которое стоит особняком от других многочисленных партий Ливана.

Главное отличие шиитской "Хезболла" и ее успех заключается в том, что партия, несмотря на свое конфессиональное происхождения, не исключает тесный союз с политическими организациями суннитов, христиан и друзов в условиях постоянной военной угрозы со стороны Израиля. Хотя на одном из этапов гражданской войны в Ливане "Хезболла" из-за политического просчета верхушки партии была втянута в 1987 году в кровавые столкновения с другим шиитским движением "Амаль".

Но в дальнейшем "Хезболла" для укрепления позиций в стране использовали в своих политических маневрах прагматизм, что позволило партии заключить союз в 2006 году с влиятельной в Ливане группой националистов во главе с маронитом Мишелем Ауном.

В чем также содействовала политическая тактика и риторика национального характера, наряду с религиозными лозунгами, основы которых принципы суверенитета, независимости Ливана и борьба с иностранным вмешательством во внутренние дела страны.

В целом же "Хезболла" избежала как организация втягивание в бесконечный внутриливанский конфликт. При этом стала не только реальной политической силой в стране, но и приобрела широкую популярность среди ливанцев, создав свою инфраструктуру из коммерческих предприятий, сети медицинских учреждений и учебных заведений. В которых простое население Ливана в состоянии постоянных военных столкновений получает стабильную экономическую, медицинскую и иную помощь, причем независимо от конфессиональной принадлежности.

В конце наверно можно сказать, что гибкость и прагматизм в современном политическом исламе постепенно станет преобладающим. Хотя бы из-за того что путь радикализации религии и борьба с "неисламским" скорее всего тупиковый путь.

И наоборот отказ от излишней идеологизации политической деятельности, в особенности партийной идеологии, при формировании которой фундаментом должна быть не только религия, но специфика и особенности народа или страны. Ведь именно в этом залог успеха ливанской "Хезболла" и турецкой Партии справедливости и развития, имеющие разные подходы в решении поставленных перед собой задач, тем не менее, основывающиеся на прагматичном видении будущего.

Мамбетов Нурдин, заместитель директора Аналитического Центра "Prudent Solutions".

05.07. 2010

Источник - analitika.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1278566220


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы рассмотрели закон об уточнении республиканского бюджета
- Глава МИД Казахстана провел ряд двусторонних встреч на полях СМИД ОБСЕ
- "Беташар" включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества
- Работники управления буровых работ АО "Озенмунайгаз" вышли на работу в полном составе
- Кодекс для проведения свадеб и тоев разрабатывают в Жамбылской области
- Выявлены системные коррупционные риски в автодорожной сфере Туркестанской области
- Бывший руководитель ЦОНа осужден за получение незаконных вознаграждений в Усть-Каменогорске
- В Москве подвергся нападению редактор сайта ЦентрАзия В.Хлюпин
- Рабочий график главы государства
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх