24.kg: Потерян ли юг для Кыргызстана? (мнения) 00:17 15.07.2010
Потерян ли юг для Кыргызстана?
14/07 17:04, Бишкек – ИА "24.kg", Юлия МАЗЫКИНА
О том, что Кыргызстан потерял "свой юг", заявила глава правовой клиники "Адилет", в прошлом рьяно боровшаяся с властью Бакиева, Чолпон Джакупова.
Как и многие наблюдатели, она отмечает, что в настоящее время регион больше напоминает Афганистан, где всем заправляют полевые командиры. Директор правовой клиники утверждает: "На юге отсутствует власть. А наши мужчины в это время бьются за места в партиях, чтобы пройти в парламент".
Так потерян юг республики или нет, как об этом заявляют некоторые аналитики? С этим вопросом ИА "24.kg" обратилось к экспертам и политологам.
Исхак Масалиев, экс-депутат Жогорку Кенеша КР:
- Я находился под следствием, поэтому сам на юг поехать не смог. Мне трудно судить о реальной картине. Но из того, что мне рассказывают, можно сделать вывод: у власти есть реальные проблемы с контролем над ситуацией. В регионе нет спокойствия, и, безусловно, есть повод для волнения за юг. Я отчасти согласен с Чолпон Джакуповой. Но сейчас объявлен новый состав правительства. Посмотрим, какие обязательства они на себя возьмут и смогут ли что-то сделать.
Леонид Бондарец, независимый эксперт по национальной и региональной безопасности:
- Я думаю, что власти контролируют ситуацию. Об этом свидетельствует информация, поступающая с юга. Сейчас там уже нет ярых бакиевских сторонников, которые считались деструктивными силами в конфликте. Я думаю, что меры принимаются. Оказывается международная и внутренняя помощь, есть намерение возродить города. Чолпон Джакупова, по-моему, немного погорячилась, сделав такое заявление. Говорить об этом во всеуслышание вряд ли стоит. Это вносит сумятицу.
Асель Наскеева, конфликтолог:
- Не могу с этим согласиться. Конечно, ситуация там сложная, и власть работает не в полную силу. Но говорить о том, что юг потерян, не стоит. Сознательные граждане КР этого не допустят. Важна политическая воля временного правительства. Мне кажется, оно должно заниматься не выборами, а южным регионом.
Сергей Масаулов, независимый аналитик:
- Я был на юге и наблюдал за происходящим. Могу сказать, что мы имеем дело со столкновением разных проектов. Включая международные. Сейчас идет война проектов, которая приняла вид межнационального конфликта. А суть на самом деле иная. Я думаю, юг не потерян. Все действия направлены против одной страны - Узбекистана. Мы попадаем рикошетом. Опять-таки наркотрафик делает свое дело. Сейчас необходимо осмысленно и четко действовать. На юге произошел исход местного населения с обжитых мест, там не верят власти и ее обещаниям. Если возобладает сила разума, то ситуацию можно исправить.
Гульнара Искакова, директор Центра политико-правовых исследований:
- Я бы не сказала, что юг потерян. Не стоит так резко говорить. Конечно, там есть проблемы. Но это не значит, что юг отказывается от севера или северу не нужен юг. Мы все граждане одной страны. Во время трагических событий на юге мы и в Бишкеке не могли спокойно работать, потому что переживали. Север и юг - это не разные понятия. Мы все должны бороться за восстановление порядка.
Давлан Тохтохунов, преподаватель столичного университета:
- Считаю, что пока не потерян. Но страна близка к этому. По-моему, максимум через месяц, когда в разгаре будет предвыборная кампания, будут предприняты очередные попытки дестабилизации. И сдается мне, что июньские столкновения покажутся цветочками. Потому как политические элиты, если учитывать особенности "национальной" политики, вряд ли смогут договориться и играть честно. После возможного обнародования компроматов и "черного пиара" противники некоторых партийных лидеров могут воспользоваться ситуацией, и тогда может случиться непоправимое. Тем более что раны на юге страны еще кровоточат.
Аида Алымбаева, директор Центра социальных исследований:
- Такое заявление свидетельствует об утере контроля над ситуацией на юге. Мы видим, что много информации поступает о нарушении прав человека, журналистов и правозащитников. Это говорит о том, что государственные институты не оказывают необходимой поддержки. Первая задача - это построение и восстановление системы госуправления, так как гражданское общество и бизнес саморегулируются.
|