В.Мухин: Торпедированная дружба. Москва не может добиться от Бишкека передачи в собственность завода, производящего уникальное оружие 00:24 23.07.2010
Торпедированная дружба Москва не может добиться от Бишкека передачи в собственность завода, производящего уникальное оружие
Роза Отунбаева продолжила торг, начатый еще Курманбеком Бакиевым.
Киргизия, как утверждает временный президент республики Роза Отунбаева, готова рассмотреть вопрос о создании в стране новой российской военной базы. В обмен, подчеркивается, на списание внешнего долга страны перед Россией, который составляет 340 млн. долл. Москву, между тем, гораздо больше новой базы интересует получение контроля (не менее 51% акций) над не имеющим в мире аналогов военным заводом "Дастан", который производит элементы торпедного оружия. Переговоры о судьбе завода, как и во времена Курманбека Бакиева, тормозятся новыми властями Киргизии, рассчитывающими на дополнительные преференции.
Для действующих властей Киргизии списание Россией долгов и получение новых кредитов является, по сути, вопросом выживания. Что касается Москвы, то о размещении в Киргизии новых российских военных объектов на официальном уровне пока не говорится. Другое дело – завод "Дастан", контроль над которым Россия желает установить уже без малого два десятка лет.
Как сообщили источники "НГ" в Минобороны РФ, решение этой проблемы для Москвы сейчас важнее, чем "пресловутые, набившие оскомину разговоры о возможности развертывания в Киргизии новых российских военных баз и военной помощи". Данный тезис обосновывается тем, что на "Дастане" производят элементы для боеголовок морских торпед типа "Шквал", которые могут быть исполнены как в ядерном (до 150 килотонн), так и обычном снаряжении (210 кг обычного взрывчатого вещества). Офицер Минобороны заявил "НГ", что для России, особенно после подписания с США нового договора о сокращении Стратегических ядерных сил (СЯС), важность подобного вида оружия трудно переоценить. Дело в том, что торпеды "Шквал" размещаются как на надводных кораблях, так и подводных лодках Военно-морского флота. Эксперты утверждают, что долгое время в мире не существовало торпеды, хотя бы немного приближавшейся к "Шквалу" по скорости. Лишь в 2005 году в ФРГ смогла создать торпеду, подобную "Шквалу".
После распада СССР завод по производству компонентов торпеды, а также уникальная исследовательская база на озере Иссык-Куль достались, естественно, Киргизии. С начала нового столетия между Москвой и Бишкеком шли непростые переговоры о переходе "Дастана" под контроль России. Вопрос так и не был решен, хотя в 2008 году на предприятии был размещен крупный оборонный заказ. "Россия заинтересована в сохранении производственного процесса на киргизском предприятии, – заявил тогда главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, напомнив и о значении для обороноспособности России Иссык-Кульской испытательной базы флота. – Аналогов этому месту нет в мире, но есть над чем работать".
После апрельских событий 2010 года в Бишкеке, когда начались кровавые конфликты на юге республики, Минобороны России в срочном порядке перебросило в Киргизию десантников из 31-й Ульяновской бригады Воздушно-десантных войск. Они, как сообщили "НГ" в штабе ВДВ, организовали охрану и оборону не только российских дипломатических учреждений и базы ВВС в Канте, но и всех других военных объектов, находящихся в ведении Главного штаба ВМФ, в том числе и находящийся под юрисдикцией Киргизии завод "Дастан". Новые власти Киргизии не возражали. Более того, Роза Отунбаева обратилась к Москве за военной помощью. "Помощь эта, видимо, пришла бы незамедлительно, если внутренний конфликт распространился на север и восток страны, то есть в случае возникновения угрозы "Дастану" и нашим военным объектам", – на правах анонимности отметили "НГ" в российском военном ведомстве.
Российский флот остро нуждается в торпедах "Шквал". Между тем, как сообщил недавно временный поверенный в делах Киргизии в России Улукбек Чиналиев, Киргизия пока не может выполнить заключенные договоренности о передаче российской стороне доли "Дастана". Дипломат объяснял это якобы нестыковками и злоупотреблениями при приватизации завода. Хотя и не упомянул того факта, что львиная доля акций предприятия принадлежит сыну экс-президента страны Максиму Бакиеву. Во время решения вопроса о приватизации Россией "Дастана" акции, которые находились в собственности государства, Бакиев-старший предлагал передать Москве в счет долгов, а те акции, что имелись в собственности частных лиц (то есть, по сути, у его сына), предлагал выкупить правительству России.
Как сейчас будет решаться проблема приватизации "Дастана" – тема предстоящих переговоров. По сообщению Азимбека Бекназарова, зампреда временного правительства, курирующего суды и прокуратуру, в настоящий момент "следственные органы Кыргызстана изучают вопрос законности решения бывшего руководства республики о передаче российской стороне 48% акций киргизского оборонного предприятия "Дастан".
Значит, может получиться так, что следствие признает: ранее достигнутые договоренности по торпедному заводу нелегитимны. Таким образом, не исключены новые переговоры, новые цены и т.д. Эти переговоры, как показывает опыт, могут длиться вечность. Особенно с учетом нестабильности и возможного распада Киргизии.
У экспертов возникают вопросы. Во-первых, кому выгодно тормозить вопрос о покупке Россией предприятия, определяющего в известной степени боеспособность наших СЯС. Во-вторых, нет ли намерения у некой третьей силы завладеть уникальным промышленным комплексом.
"Казалось бы, что затяжка с решением вопроса о приватизации промышленного и испытательного торпедного комплекса связана с возможным противодействием американцев, заинтересованных в ограничении ядерной мощи России, – сказал "НГ" директор Центра анализа и стратегий Руслан Пухов. – Однако в этом можно усомниться. Ведь после продажи киргизами китайцам образцов "Шквалов", затонувших в Иссык-Куле, роль дестабилизирующей силы может играть Пекин". По мнению эксперта, для Китая распад Киргизии и возможность "приватизации" Иссык-Куля – гораздо более реальная геополитическая цель, чем для американцев.
2010-07-23 / Владимир Мухин
|