Б.Джунусов: Кто крайний в Оше? На перекрестке мести и прощения 12:06 27.07.2010
Кто спасает одну жизнь - спасает весь мир
Конфликт на юге Кыргызстана окунул нас в мир реальной человеческой жестокости.
...В те дни страна застыла в ужасе от того, что ЭТО происходит с нами, в нашей стране, с нашими родными, близкими, друзьями, знакомыми друзей. Что ЭТО - где-то рядом, сорок минут на самолете, и воздух другой - пропитанный страхом, отчаянием, кровью, смертью.
Мы переживали за близких и не очень знакомых, коллег, совершенно не знакомых нам стариков, мужчин, женщин, детей. Мы в один день осознали, как ЭТО тревожно гнетет - каково оно, будущее нашего государства сквозь призму ошской трагедии.
Но... В принципе это был закономерный результат - с апреля 2010 года в череде гражданских столкновений, революционного безумия мы все словно бежали навстречу кровавым событиям июня. Сняты были все табу, все стоп-краны. Мы протрезвели от эйфории условного понятия "свобода" утром 11 июня и затем изо дня в день осознавали, как не свободны от гнета предубеждений, навязываемых стереотипов, слухов, сплетен, обещаний и заверений.
Кто крайний?
После активной фазы конфликта для большинства населения страны стало новостью, что, оказывается, зарубежными СМИ назначен главный виновный за братоубийственный конфликт и его последствия кыргызский народ. Возникшая и раскручиваемая тема "геноцида узбеков" - это элемент информационной войны, которую развязали против нашей страны, против кыргызов.
Геноцида не было. Были зверства, допущенные представителями двух народов в отношении друг друга, ослепленных громкими заявлениями любимых политиков и неформальных лидеров, разгоряченных гонором власти и миражом обещанных денег. Тому есть подтверждения. Что бы там ни писали в Интернете многочисленные, но безымянные анонимные "свидетели", какие бы патриотичные песни ни пели певички, не стоит обращать на это внимание. Это все либо злой умысел, либо бьющие через край эмоции. Сегодня важно другое: осознание бессмысленности продолжения кровавого выяснения отношений.
Сегодня именно кыргызы должны быть максимально заинтересованы в объективном расследовании трагических событий июня. Сегодня для всех нас важно выяснить, кто же стоял за подготовкой и организацией трагедии, кто помогал, подсобил, повел на массовое убийство первые ряды молодых людей.
Конечно, неприятно, когда видишь в Интернете множество кустарных материалов, в которых древний народ Центральной Азии возмущенно и необоснованно называют "зверями". Вот и думаешь, как хорошо, что в XXI веке в горных районах юга Кыргызстана Интернет мало читают. И такое чтиво можно с полным правом назвать геноцидом - информационным. Но лучше отказаться от подобной терминологии. Звери были как среди узбеков, так и среди кыргызов. Это факт.
Мудрость, приди!
Очень надеюсь, что расследование трагических событий в городе Оше, берущих отсчет с ночи 11 июня, озвучит не только примеры циничного или трусливого падения, но и величия человеческой души.
Для восстановления добрососедского взаимопонимания вовсе не нужно опираться исключительно на примеры ненависти и безумия. Наверное, мудрее попытаться себя убедить в том, что люди, совершавшие, мягко говоря, ТАКИЕ поступки, были послушными рабами в руках злой воли, темных сил.
Давайте опираться на примеры доброты и гуманизма, которые там, в залитом кровью Оше, демонстрировали простые люди - наши сограждане: узбеки и кыргызы, таджики и турки, русские и татары. Эти, без преувеличения, герои тех страшных дней, которые ежедневно, ежечасно, на свой страх и риск спасали кому-то жизни. Независимо от национальной принадлежности людей. Они давали пищу и воду. Принимали роды, остужали горячие головы. Оповещали мир о происходящем. Они не кричали и сейчас не кричат о мнимых ценностях. Они продолжают свою ежедневную работу по реанимации земляков, пострадавших и пока плохо отходящих от ужасов.
Легко быть злым
Легко быть злым и ослепленным яростью. Гораздо труднее оставаться человеком, когда вокруг кипит зло. А разве не сложно, отринув свое будущее, отказавшись от радостей, наполняемых жизнь других людей, поставить на кон свою судьбу и судьбу своих близких, сделать шаг навстречу тому, кого считаешь виновником своего горя, забыть о горечи обид и чувстве мести только потому, что ты выбрал добро? Только потому, что ты Человек?
...В истории еврейского народа таких людей называли праведниками мира. По древней еврейской традиции их еще называют "хасидей аммот ха-олам", что буквально означает "праведники народов мира". Еще говорят, что они дают возможность всем людям на земле сохранить Веру и Надежду.
Еврейский народ в ХХ веке пережил страшную катастрофу - холокост. Но человеческий подвиг во имя любви к ближнему принимал самые разнообразные формы. Под гнетом нацистской антисемитской пропаганды особенно ценились доброта, верность, совет и утешение. В Бельгии, после того как в 1942 году немцы обязали всех евреев носить нашивку в виде желтой звезды, многие мужчины на улице снимали перед еврейками шляпу, а в трамвае подчеркнуто уступали им место.
Чиновничий гуманизм и подвиг
У властей свои взгляды на гуманизм, особенно в призме национальной безопасности. В дни конфликта на нашем юге в Кыргызстан из Казахстана было депортировано около 300 узбеков. Хотя было неясно, как могла сложиться судьба этих мужчин в разгар конфликта.
В ХХ веке нейтральные страны и участники антигитлеровской коалиции, прежде всего США, отказывались принимать евреев из Европы. И все же для нескольких чиновников спасение человеческих жизней оказалось важнее политики их правительств. Начальник полиции швейцарского пограничного городка Сент-Гален Пауль Грюнингер позволил в начале войны сотням евреев найти спасение в Швейцарии, за что был уволен со службы и лишен пенсии.
Португальский консул в Бордо Аристедес де Суса Мендес выдал въездные визы в Португалию более 10 тысячам евреев, что противоречило прямым приказам его начальства. Он предоставил убежище многим евреям в своем доме. Даже в тот день, когда его под конвоем отправили назад, в Португалию, де Суса Мендес все еще выписывал беженцам визы. Он потерял работу и был оштрафован в наказание за свои действия. Семья с тринадцатью детьми оказалась в нищете. Звание "Праведник мира" Аристедес де Суса Мендес получил уже посмертно. В 1966 году.
Сотрудник посольства Ирана в Париже Абдул-Хусейн Садри в оккупированном нацистами Париже выдал около трех тысяч иранских виз евреям.
Согласно израильскому закону "О памяти катастрофы" (1951) праведниками мира называют не евреев, спасавших иудеев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью.
Эти чиновники рисковали собой ради спасения других.
Израильский институт Яд Вашем и сейчас проводит мониторинг спасения евреев. На 1 января 2010 года установлено 23 тысячи 226 спасителей. Больше всего праведников мира приходится на долю Польши - 6 тысяч 195 человек. На долю Украины - 2 тысячи 272, России - 164 человека.
Одним из самых символичных мест института Яд Вашема является Аллея праведников - несколько тысяч вечнозеленых деревьев, каждое из которых посажено в честь человека, который помог хотя бы одному еврею пережить холокост.
На перекрестке мести и прощения
...Свои праведники были и во время ошских событий в июне 2010 года. Подвиги человеческой добродетели проявляли как кыргызы, так и узбеки. Знаком с человеком, который трое суток прятал в подвале своего дома семнадцать узбеков, деля с ними кров, пищу и рискуя своей жизнью. Знаю, что узбеки много раз помогали кыргызам уберечься от безумной ярости своих соплеменников. Таких примеров у каждого из нас масса. Почему журналисты не рассказывают о них? Ведь очевидно, что лучше ориентироваться на таких людей, каждый из которых друг, вселяющий веру и надежду.
Может быть, у временных правителей найдутся специалисты по созидательной работе, чтобы выявить, расследовать и поведать обществу истории человеческой мудрости и доброты, показать нам тех представителей двух народов, которые перешагнули за рамки узконационального мышления? А если таковых нет, может, чиновники привлекут таких экспертов, чтобы те помогли восстановить хрупкий, но такой необходимый мир?
Мы нуждаемся в таких примерах, мы хотим опираться на них в дальнейшем, мы должны рассказывать детям не страшные подробности резни, а истории о таких людях. Во имя жизни на земле Кыргызстана. Может, удастся и нам создать свою Аллею праведников, чтобы дети нашей страны росли, понимая, что важнее мести и зла - человеколюбие.
26/07/2010 , Болот ДЖУНУСОВ, Бишкек – специально для ИА "24.kg",
|