В.Дубовицкий: Афганский римейк. Кошмарное дежавю для среднеазиатских соседей 11:30 30.07.2010
Афганский римейк
Напряженная ситуация на Среднем Востоке, имеющая перманентный характер с 1947 года, когда Великобритания решила более не "нести бремя белых", и ушла из Индии, особенно обострилась с момента "Суарской революции" (1978 года) в Афганистане где она имела характер гражданской войны, в которую на стороне конфликтующих сторон периодически вмешивались внешние силы.
Географическое местоположение Исламской Республики Афганистан (ИРА) в центре региона Среднего Востока, а также длительность и характер конфликта, в который втянуты этнические и религиозные компоненты, доминирующие в граничащих с ИРА государствах, делает проблему его окончания одной из самых злободневных для всего человечества. Ситуация сложившаяся в ИРА к настоящему времени и ожидаемые перспективы ее развития в течение ближайших полутора лет, требуют серьезного анализа в плане возможных вызовов и рисков для окружающих его стран.
Макияж для "сохранения лица"
Что касается вызовов и рисков для ЦАР и России в ближайшей и долгосрочной перспективе, то они связаны, с намечаемым на середину 2011 года выводом американских войск из этой страны. Об этом было заявлено Президентом США Бараком Обамой 1 декабря 2009 года во время его выступления перед преподавателями и курсантами военной академии в Вест-Пойнте. Эта же дата была подтверждена и Госсекретарем США Хиллари Клинтон на 9-й конференции стран-доноров в Кабуле 20 июля.
Причиной такого заявления послужил фактический провал американской операции "Несокрушимая свобода", начатой 20 октября 2001 года, а затем и всей миротворческой операции Запада в этой стране.
Несмотря на то, что в декабре 2001 года было заявлено о "победе над талибами", западные военные не посчитали важным тот факт, что "формирования исламистов не были уничтожены, а всего лишь оттеснены в труднодоступные горные районы на юге и юго-востоке страны, либо ушли в практически не контролируемую пакистанскими властями так называемую зону племен, где приступили к переформированию и подготовке к реваншу". Реорганизовав свои силы, пройдя фундаментальную подготовку в специальных лагерях в труднодоступных районах Афганистана и Пакистана и восполнив свои арсеналы вооружения и военной техники, талибы, начиная с 2006 года, приступили к методичным боевым действиям, прежде всего, в южных и юго-восточных районах страны.
Неприятным сюрпризом для ISAF стало заметно возросшее мастерство полевых командиров талибов. Они стали гибко применять различные формы и способы боевых действий. Причем, конвенциальные столкновения с пехотными подразделениями и спецназом контингентов натовских войск они сочетают с получившими широкое распространение в Ираке, а теперь и на афганской земле, самоподрывами (террористические акты) и искусным минированием дорог и объектов. В структуре потерь ISAF последние четыре года войны гибель и ранения от подрывов составляют 60%. Против последних проявлений "неконвенциальной" борьбы у альянса не находится эффективных способов противодействия.
Авторитетный Лондонский Международный институт стратегических исследований (IISS) в своем ежегоднике за 2009 год, анализируя положение в Афганистане, однозначно пришел к выводу, что "усиление действий против моджахедов и попытки повысить боеспособность сил безопасности Афганистана пока не принесли желаемого результата".
Интересно, что до самого вывода войск, в течение ближайших шести месяцев, т.е. с декабря 2009 по июнь 2010гг,, США намечают увеличить свой контингент на 30 тыс. военнослужащих, что потребует увеличения затрат более чем на $30 млрд. Пентагон также потребовал от своих союзников по НАТО усилить их воинские контингенты, введя дополнительно 10 тыс. человек. Однако Совет НАТО принял решение об увеличении воинского контингента только на 7 тыс. человек. Максимальное количество военнослужащих, дополнительно посылаемых Италией – 1000 человек, Великобританией – 500 человек. В то же время, увеличивать свой воинский контингент отказалась Франция, а Канада и Ирландия даже сокращают свое военное присутствие. В результате этих мероприятий общая численность войск ISAF достигнет "только" 140 тыс. человек.
Здесь напрашивается аналогия с пребыванием в Афганистане ограниченного контингента советских войск (ОКВ) в 1984 году, который, по-видимому, стал поворотным в осознании советским руководством бесперспективности прежней тактики в Афганистане. Контингент СССР не превышал 115 тыс. человек, из которых реальных боевых частей и соединений было не более 20% . ОКВ, видимо, исчерпал свои возможности, выходившие за рамки предназначавшейся ему роли стратегического гаранта выживаемости новой власти в Афганистане. Росли потери, существенно расширить зону контроля государственной власти, проводить операции по уничтожению (а не "вытеснению") крупнейших группировок моджахедов наличные силы не позволяли.
Военное руководство США сразу вслед за заявлением политического лидера страны внесло коррективы в сроки вывода американских войск из Афганистана: министр обороны США Роберт Гейтс в своем выступлении 8 декабря в Кабуле, успокоил афганское руководство, что "войска не выведут сразу". Понятно большое беспокойство руководства Афганистана в связи с предстоящим выводом: правительство Хамида Карзая не строит иллюзий относительно своих собственных сил и прямо заявляет, что ближайшие 10-15 лет потребуется помощь США в военной области.
Однако, предполагаемая передача функций борьбы с талибами и поддержание внутренней безопасности в стране силами афганской национальной армии (АНА) и полиции (АНП) нереальны по целому ряду причин. На конец 2007г. численность АНА составляла 37тыс. человек. Ожидалось, что к концу 2008 года она возрастет до 70 тыс. человек. По другим данным, численность АНА на октябрь того же года составила 50 тыс. военнослужащих. Численность афганской полиции в этот период насчитывала 62 тыс. человек с перспективой ее увеличения до 80 тыс. в конце 2008 года. Как отмечается в одном из исследований о положении в современном Афганистане, первоначально было заявлено, что к началу 2007 года в АНА должно было быть 70 тыс. прошедших специальную подготовку афганцев. Однако крайне низкий образовательный уровень и, соответственно, боевая выучка личного состава новой армии, помноженные на растущее дезертирство, особенно в подразделениях, принимающих участие в боевых действиях против талибов, вынудили западных советников признать, что о полной оперативной готовности АНА можно говорить еще не скоро.
На начало 2010 года в Афганистане, функционировало 60 команд, обучающих армейские кадры, и 100 команд, занимающихся подготовкой афганских полицейских. При этом численность афганской армии составила порядка 113 тысяч человек, а полицейских – почти 103 тысячи. Судя по всему, руководство НАТО приняло решение, что уже 2010 год должен стать началом передачи ответственности за страну из рук НАТО в руки самих афганцев. На языке военных и в соответствии с Операционным планом ИСАФ коалиционные силы под эгидой НАТО переходят к реализации так называемой фазе номер четыре (Phase 4) – "передача" (Transition).
В настоящее время имеющаяся численность афганской армии и полиции не позволяет центральным властям Афганистана самостоятельно поддерживать порядок в стране. Вряд ли серьезно изменит ситуацию планируемое к осени 2011 года увеличение АНА почти до 172 тысяч человек, а полиции – до 134 тысяч. Скорее всего, достижение такой численности армии и полиции будет достигнуто афганским руководством за счет формально включения в их состав "незаконных вооруженных формирований" лояльных правительству Хамида Карзая полевых командиров.
По мнению экспертов, боевые качества созданных формирований не достигают даже уровня Народной армии Афганистана 1979-1989гг. Фактически НАТО, начав войну "для поддержки дружественного правительства" (которое оно само привело к власти), повторяет опыт США и их союзников во Вьетнаме 1964-1975гг и СССР в Афганистане в 1979-1989гг., где те и другие вынуждены были воевать вместо своей креатуры.
Говоря о выводе американских войск, нужно учитывать, что названное военно-политическое мероприятие, связанное с передачей контроля над территорией административным и военным структурам ИРА, неминуемо приведет к выводу и всего контингента ISAF. Это очевидно из анализа распределения усилий в боевых действиях в Афганистане вооруженных сил различных государств. Этот вопрос стал ключевым на встрече министров обороны стран НАТО в Вильнюсе в феврале 2008 года, когда Канада, контингент которой находится в одном из самых проблемных районов юга (Кандагар), пригрозила вывести войска, если союзники не увеличат своего присутствия. Ряд стран (Германия, Франция, Италия), войска которых действуют в более спокойных провинциях, крайне неохотно предоставляют свои подразделения для поддержки британских, канадских, нидерландских и датских военнослужащих, действующих в наиболее опасных южных провинциях. Этот вопрос с большой остротой обсуждался в Вильнюсе, где Роберт Гейтс заявил, что альянс из 26 государств "разделился на две части", одна из которых готова "сражаться и умирать за свободу народов", а другая нет.
В конце 2009 года потери антиталибской коалиции (с октября 2001г.) выглядели следующим образом: убито 1296 человек из них – 746 военнослужащих армии США и 550 – из других стран Запада. Потери афганской армии за этот период составили 11152 человек. Кроме того, потери среди мирного населения Афганистана – 7589 человек. На 20 июля 2010 года потери антиталибской коалиции достигли 1937 человека. Что касается потерь США, то в феврале этого года в ходе операции "Моштарак" погиб тысячный американский военнослужащий, а на конец июля – 1180 солдат и офицеров из этой страны.
По моему мнению, вывод войск, начиная с июля следующего, 2011 года, будет произведен в короткий срок, не превышающий один год, так как более длительное пребывание в Афганистане все постоянно уменьшающемся контингенте неминуемо приведет к резкому росту ежедневных потерь. Вспомним нападения на колонны выводимых в 1988-1989гг. советских войск даже в "договорных районах" - всем нужно было хотя бы немного отщипнуть от уходящей, богатой европейской махины, да и потешить чувство собственной неполноценности – "завалили Голиафа!".
Конечно, по сравнению с потерями советского ОКВ в 1979-1989гг. американские и европейские потери выглядят не очень впечатляющими, однако современное западное общество, построенное на философии гедонизма, не готово идти даже на сравнительно небольшие жертвы.
Кошмарное дежавю для среднеазиатских соседей
Таким образом к середине 2011 года в Афганистане сложится благоприятная обстановка для возобновления гражданской войны, основными участниками которой, по моему мнению, будут не прозападные силы, стремящиеся построить демократическое общество и талибы, а этно-территориальная группировка пуштунов с одной стороны и блок среднеазиатских этносов и хазарейцев – с другой. Первая из них (учитывая численность пуштун, проживающих в Зоне свободных племен в Пакистане), будет достигать 20-27 млн. человек; вторая от 10,5- до 14 млн. По мере обострения внутренней борьбы и развала оставшихся прозападных государственных структур, произойдет сепарация по названному признаку во всех общественных институтах и, прежде всего – в АНА. По аналогии с периодом 1989-1992гг., когда произошла деградация поддерживаемого СССР режима Наджибуллы, каждая и двух противоборствующих сил получит свою долю подготовленных военнослужащих, техники и вооружения; после этого, легитимно оформив военно-политические блоки, вступит в ожесточенную борьбу.
"Пуштунская группировка" выступит за сохранение целостности национальной (читай - пуштунской) государственности и территориальной целостности нынешней территории Афганистана, в то время как другая, воссоздав новый вариант "Северного альянса", начнет борьбу за отстаивание независимости занимаемой ее этносами территории. Этот процесс, в зависимости от скорости вывода западных войск, займет от одного до полутора лет. Такое развитие ситуации, несомненно, явится серьезным вызовом для окружающих стран. Каков должен быть комплекс мер долгосрочного характера с их стороны в ответ на него?
Создание обновленного "Северного альянса" и активное военное противоборство с пуштунским блоком потребуют постоянного и дорогостоящего вмешательства в это процесс окружающих ИРА государств, как это было в 1996-2001гг. Основная тяжесть в военной и экономической поддержке блока вновь ляжет на Таджикистан, Иран, Узбекистан и, вероятно, Туркменистан. Из числа прежних патронов "Северного альянса" конечно же, будет и Россия.
Новая геополитическая ситуация, сложившаяся на юге Евразии с созданием ШОС (2001г.) и ОДКБ (2003г.), а также все более напряженная ситуация в Синьцзяне, приведет в ряды союзников обновленного "Северного альянса" и Китай. Такое развитие ситуации кажется еще более вероятным в связи со значительным потеплением в 2004-2009гг. китайско-индийских отношений. Несмотря на существующие между двумя странами противоречиями, возникшие в 1964 году из-за конфликта по Ладакху, решение данного вопроса заморожено или, как выражаются китайцы, "оставлено на усмотрение будущих поколений". За последние пять лет уровень отношений между этими странами существенно изменился. Ключевым и знаковым событием здесь можно считать десятидневный визит премьер-министра Индии Ваджпаи в Китай в 2004 году. В настоящее время перечисленные проблемы в отношениях между КНР и Индией если и не разрешены полностью, то находятся в процессе конструктивного разрешения. Снята и острота с поддержкой КНР основного политического противника Индии в Южной Азии - Пакистана. Последний все более превращается для Китая в место базирования исламских террористов из сепаратистских организаций Синьцзяна, что понижает в его глазах статус этой страны. Вместе с этим, данное обстоятельство превращает Индию и Китай в эвентуальных союзников, борющихся против одних и тех же сил на территории Синьцзяна, а также в штатах Джамму и Кашмир.
Еще одним ответом на вызов гражданской войны в ИРА станет ускоренное формирование "Персоязычного союза", тормозящееся в настоящее время двойственным этническим характером Афганистана. В случае создания на Севере политически независимой территории среднеазиатских этносов, союз получит монолитную территорию от Ходжента до Шат-эль-Араба, на которой безопасно и эффективно может развиваться общая его инфраструктура.
Однако описанное развитие геополитической ситуации несет для окружающих стран серьезные риски. Наиболее вероятным из них станет распространение боевых действий гражданской войны с ИРА на территорию окружающих государств. Дестабилизированный за последние три года Пакистан – отличный пример "расползания" афганских проблем за пределы ИГА.
Сопутствующим этому явлению риском можно считать и массовый поток беженцев с территории ИРА, что Таджикистан уже испытал в 1996-1997гг. Правда, тогда 6-8 тыс. афганских беженцев были локализованы на островах Амударьи, что конечно будет нереально в ситуации с сотнями тысяч таджиков и узбеков из Афганистана. Особые проблемы могут возникнуть у окружающих государств в том случае, если на их территорию, воспринимая ее своим глубоким тылом, начнут переходить вооруженные формирования "Северного альянса", как это уже случалось в 1994 году в районе Пянджского погранотряда в Таджикистане, когда пограничную реку с остатками своих разбитых частей пересекли 7(!) генералов афганской армии.
И, конечно, очень серьезным риском является резкое ухудшение эпидемической обстановки, сопровождающее всякую войну, особенно в условиях жаркого климата и дефицита воды на Среднем Востоке.
Учитывая слабость вооруженных сил, пограничных войск Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, а также "деградацию" 201-й мотострелковой дивизии РФ до военной базы, равно как и состояние системы здравоохранения и социального обеспечения этих стран, потребуется вмешательство союзников по ОДКБ и ШОС, что приведет к росту социальной и экономической напряженности во всех их государствах-членах.
Таким образом, намечающийся на середину 2011 года вывод американских, а затем и других западных войск из ИРА вызовет серьезные и долгосрочные последствия для всего региона Среднего Востока, равно как и для структур ОДКБ и ШОС уже до конца следующего года.
29.07.2010
Виктор Дубовицкий, востоковед, доктор исторических наук.
|