"New York Times": Бродвей и мечеть. Плавильный котел Америки переварит все, даже ислам 00:39 08.08.2010
"New York Times": Плавильный котел Америки переварит все, даже ислам
Бродвей и мечеть
Хотя есть несколько причин того, почему я не возражаю против строительства мечети около места, где стоял Всемирный торговый центр, ключевой среди них является моя привязанность к мелодиям бродвейских шоу. Позвольте мне дать пояснения. Пару недель назад президент Обама и его жена организовали концерт "Бродвейское празднество через представление в Белом Доме" в Восточной комнате с участием некоторых из самых известных имен на Бродвее, которые исполнили некоторые из самых известных хитов Бродвея. Поскольку моя жена находится в составе комиссии общественной телевизионной станции WETA, которая организовывала вечер, я принял в нем участие, но все, о чем я мог думать, была мысль: "Как мне жаль, что вся страна не оказалась здесь". Это были не только великие представления Аудры Макдональд, Нейтана Лэйна, Айдина Менцеля, Элейн Стрич, Карэн Оливо, Тони Пинкинс, Брайена Д’Арси Джеймса, Марвина Хэмлиша и Чада Кимбола или одухотворенные вращательные движения студентов из "Центра радости от движения танца" и школы искусств Дюка Эллингтона, исполнивших "Вы не можете остановить ритм", но и всецело большой, богатый капустник. Афроамериканские певцы и испано-американские танцоры, распевающие в полный голос произведения еврейских и ирландских композиторов-иммигрантов, сопровождаемых белыми музыкантами, чьи великие предки прибыли на "Mayflower", насколько мне известно - все выступали для первого черного президента Америки, отчеством которого является Хуссейн. Шоу было настолько полным жизни, что мало кто мог бы выражать недовольство 84-летней Элейн Стрич, когда ее выводили ненадолго, и она говорила президенту Обаме, сидящему в переднем ряду: "Как бы я хотела напиться с президентом". Ощущение пульсирующей энергии этого представления было таким ярким напоминанием самого важного с точки зрения конкурентоспособности преимущества Америки: чистейшей творческой энергии, которая появляется, когда Вы смешиваете все наши разнообразные народы и культуры воедино. Мы живем в такое время, когда самый ценный актив, который может иметь любая экономика, заключается в способности относиться ко всему творчески, чтобы зажечься и представить себе новые идеи, будь то бродвейские мелодии, великие книги, "iPadы" или новые лекарства от рака. И откуда в действительности черпается творческий потенциал? Мне нравится способ, которым "Newsweek" описал это в недавнем эссе относительно творческого потенциала: "Чтобы быть творчески мыслящим, необходимо иметь расходящееся мышление (генерирующее много уникальных идей), а затем сходящееся мышление (комбинирующее все те идеи в наилучший результат)". И откуда в действительности приходит расходящееся мышление? Оно приходит от возможности оказаться под влиянием расходящихся идей, культур, народов и интеллектуальных дисциплин. Как-то президент национального центра по образованию и экономике Марк Такер сказал мне об этом: "Один из моментов, который мы знаем о творческом потенциале, связан с тем, что он обычно происходит, когда люди, которые достигали вершин мастерства в двух или более совершенно различных сферах, используют основу одной из них для того, чтобы вдуматься заново о другой. Интуитивно, Вы знаете, что это верно. Леонардо Да Винчи был великим художником, ученым и изобретателем, и каждая специальность подпитывала другую. Он был великим мыслителем с широким видением. Но если Вы провели всю свою жизнь в одном бункере, то у Вас никогда не будет ни знания, ни сообразительности для того, чтобы осуществлять синтез, соединять точки, то есть достигать все то, где обычно обнаруживается следующий великий прорыв". А это возвращает меня назад к теме центра мусульманских общин - мечети, известного как "Park 51". Его предложили построить в двух кварталах к северу от того места, где стояли башни-близнецы. Он будет включать место для молитв, 500-местный центр исполнительных видов искусства, плавательный бассейн и ресторан. "Таймс" сообщала о том, что мусульманский лидер имам Фейсал Абдул Рауф, пропагандирующий проект, который возглавлял религиозные службы в районе "TriBeCa" с 1983 года, сказал, что он хочет, чтобы центр помог "сблизить и залечить разногласия" между мусульманами и другими религиозными группами. "Мы осудили действия 11 сентября 2001 года", сказал он. Я чрезвычайно уважаю чувства тех, кто потерял своих любимых 11 сентября 2001 года в результате акций, которые были осуществлены от имени ислама, и тех, кто выступает против этого проекта. Лично я, если бы имел 100 миллионов долларов на то, чтобы построить мечеть, которая пропагандирует межрелигиозную терпимость, я не построил бы ее в Манхэттэне. Я построил бы ее в Саудовской Аравии или Пакистане. Именно оттуда было организовано 11 сентября 2001 года и именно эти страны исповедуют самую пуританскую версию суннитского ислама - версию, которая демонстрирует незначительную терпимость не только к другим религиям, но и к других ветвям ислама, особенно шиитского, суфистского и ахмадийского ислама. Вы можете изучать ислам фактически в любом американском университете, но Вы не можете построить даже однокомнатную церковь в Саудовской Аравии. Тем не менее, такое сопротивление разнообразию не является чем-то, чему мы хотим подражать, вследствие чего я рад тому, что строительство мечети получило одобрение во вторник. Страны, которые не дали себе возможность оказаться под воздействием различных культур, вер и идей, никогда не изобретут следующий "Google" или лекарство от рака, не говоря уже об экспорте мюзикла или собрания литературы, которая принесла бы удовольствие детям везде, где это можно. Когда мы говорим миру "Да, мы - страна, которая будет даже терпимо относиться к существованию мечети около места, где случилась трагедия 11 сентября 2001 года", то мы посылаем настолько мощный сигнал о принципе включения самых разнообразных участников и открытости. Это шокирует другие страны. Но Вы никогда не знаете, кто там услышит этот сигнал и заявит: "Какая это замечательная страна! Я хочу жить в этом плавильном котле, даже если мне придется сделать лодку из картонных молочных пакетов для того, чтобы добраться туда". До тех пор, пока это имеет место, Силиконовая Долина будет Силиконовой Долиной, Голливуд будет Голливудом, Бродвей будет Бродвеем и Америка, если мы когда-либо исправим нашу политику и школы, будет O.К.
Томас Фридман "New York Times", 3 августа 2010 года
|