А.Гончаров: От рода к этносу? Кто такие киргизы 09:28 16.08.2010
От рода к этносу?
Как причудливы порой бывают фантазии на этнические темы! Мало, казалось бы, Кыргызстану реальных проблем, так некий кыргызский учитель-пенсионер Камчыбек Саматов из расположенного Баткенской области села Бужум призывает своих земляков менять… национальность!
Еще в 1989 году, во время последней Всесоюзной переписи населения, он предлагал в графе "национальность" вместо "кыргыз" писать "кипчак". Идея, конечно, не прошла, но в голове учителя осталась. Двадцать лет спустя, в 2009 году во время переписи населения теперь уже в суверенном Кыргызстане, он вновь стал продвигать ее в жизнь. По сообщению сайта Центральная Азия, "в своей инициативе он опирается на мнение якобы 30 тысяч баткенцев, которые попросили того посодействовать в своей новоэтнической идентификации. " - С таким же предложением ко мне обращаются кыргызы рода кипчак из Ошской и Жалал-Абадской областей, - говорит К. Саматов. Есть ли у "энтузиаста" учителя и хоть какие-то основания к его призывам? Попробуем разобраться.
Кипчаки на протяжении столетий бывшие "господами степей Евразии", как этнос перестали существовать более 500 лет назад, влившись в современные этносы Центральной Азии. Роды, напрямую ведущие свое происхождение от кипчаков, есть у казахов, кыргызов, узбеков и ногайцев. В частности, турайгыр - один из подродов кыпчаков - входит в состав кыргызов. Еще среди них есть китай-кипчаки и кара-кипчаки.
Но можно ли выделить их как отдельный этнос? Тюрколог Василий Ушницкий отмечает: "В тюрко-монгольской ойкумене Евразийских степей с VI вплоть до XIX веков в составе различных кочевых объединений встречались одни и те же племена и роды, родственные между собой, которые были потомками какого-либо крупного племени, некогда властвовавшего на весьма обширной территории, затем распавшегося на составные части. Поэтому, изучение родоплеменного состава тюркских народов и их сравнение между собой представляет определенный интерес для исследователей". Он же сообщает, что "По древней версии эпоса "Манаса", Манас был внуком Каркары. Народ же Манаса именовался кыпчаками Каркары. Кыргызские племена именуются в этом сочинении чаще кыпчаками и сравнительно редко кыргызами (Напомним, что современный кыргызский язык принадлежит к кыпчакской группе). Также отмечается, что с ними одного происхождения были и кыпчаки Джетти-кашка, жившие в области Ульмас-Кулан."
В то же время, по мнению Василия Ушницкого "роль кыпчакского этнического элемента в этногенезе кыргызов еще не оценена. Нужно сказать, что большая часть обитателей восточной части дештикыпчакских степей была физически уничтожена монгольскими завоевателями, часть попала в качестве рабов в страны Ближнего Востока (от них пошли мамлюки - славные правители Египта и Сирии). Батый и Менгу-хан вывозили кыпчакскую аристократию, батыров-богатырей их племен из Восточной Европы в Монголию и Китай, где они составили гвардию монгольских императоров в Юаньской империи, наряду с полками аланских и русских воинов. Также массовому геноциду и выселению подверглись кыпчаки Восточного Казахстана (Сыгнака) - страны Уйгур, так как армия Хорезма состояла из воинов племен канглы и уран, происходивших из данных местностей. Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-Хатун со своими сородичами из данных племен, была выселена в Монголию. Там кыпчакские ханы попали в рабство к рядовым монгольским кочевникам, до времен Хубилая, который опирался на них и объединил их в единый корпус.
…В данное время происходило слияние двух групп кыргызов: енисейских и кыпчакских в единый этнос. Позже, после их разделения, кыргызы перекочевали в Восточный Туркестан и постепенно ассимилировали своих бывших господ - монгольских племен, составлявших этническое ядро государства Моголистан. …древнекыргызская государственность заканчивается с гибелью родоплеменной аристократии в ходе борьбе против монгольских завоевателей; при этом, верными проводниками политики юаньских императоров на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии были переселенные кыпчаки…".
Как видим, взаимоотношения кыргызов и кипчаков были чрезвычайно сложными. Хотя бесспорно одно – кипчаки вошли в состав современного кыргызского этноса. У историков, тем не менее, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: кто такие киргизы, где они сформировались как единое этническое целое, когда киргизы заселили нынешние земли современного Киргизстана? Ряд современных кыргызских историков считают что, принадлежность кыргызского языка к кипчакской языковой группе говорит об исключительном значении кипчакского круга племен в процессе формирования киргизского народа.
На V тюркологической конференции в 1988 году, ряд видных тюркологов среди, которых и Сергей Кляшторный, выдвинули версию об образовании киргизов вследствие взаимодействия в Прииртышье и Горном Алтае кимако-кипчакских и киргизских племен. Киргизы, по мнению авторов, переселились туда с Енисея и полностью растворились в кимако-кипчакской среде после XII века. Эти киргизы в XV веке мигрировали на Тянь-Шань, где в свою очередь ассимилировали местные тюркские и монгольские племена. Как видим, говоря о кыргызах ,от кипчаков не уйдешь – это бесспорно, но бесспорно и другое: в XVIII веке кыргызы представляют собой уже сложившийся крупный этнос с единым языком, общим этническим самосознанием, общим типом культуры горных кочевников, при сохранении локальных и племенных особенностей, занимающихся скотоводством и охотой. Так что, попытку повернуть этническую историю целого народа вспять трудно считать продуктивной, а если учесть всю сложность этно-политической обстановки в современном Кыргызстане, можно с уверенностью считать, что кроме вреда она попросту ничего не даст.
В завершение приведем очень любопытную цитату из книги Шакарима Кудайберды-Улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий": "Киргизы - очень древний народ. Слово кыргыз - означает то же, что и казах, - "блуждающий, вольный (кочующий сам по себе, дикий)". Известно, что еще в третьем столетии до Р. X. кыргызы кочевали в землях меж хребтов Тянну-Ола и Алатау. Во времена Чингисхана ханом киргизов был Арысайнал. Айнал - титул хана у киргизов. Чингисхан направил к нему посла Бари (Турамыша) с требованием подчиниться, на что хан киргизов принял условия его и отправил ему белого сокола вместе с другими ценными подарками. По сведениям Абулгази, (прародитель) Кыргыз был одним из внуков Огуз-хана. Киргизы - потомки его. В настоящее время основная масса киргизов проживает на своей древней земле - от перевала Сынтас (у западных отрогов Алатау) до горных вершин Памира. Они делятся на правых и левых (по склонам Алатау) киргизов. Их роды: бугы, сарбагаш, солты, шериек, багыш, саяк. Эти шесть колен - потомки некого Сагая. И еще три - Едигене, Мункиш, Ишкилик - ветвь Едигене. Последние два рода - наши кипчаки, аргыны и найманы, ставшие киргизами. И хотя мы позже стали называться казахами, на самом деле мы также родом из кыргызов…".
Алексей ГОНЧАРОВ, Шымкент 12.08.2010
|