КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 17.08.2010
21:30  В.Осипов: США корректируют стратегию в Афгане
21:28  Н.Мосаки: Погромы курдов в Дортийоле и Инеголе. Обострение турецко-кудских межэтнических отношений
21:19  Индийский миллиардер Ахсан Али Сайед намерен купить британский ф/клуб "Блэкберн Роверс"
21:16  "КП": На юге Киргизии востанавливают дом Бакиевых. Местные жители не скрывают своего удивления
21:05  В.Гулевич: Узбекская экономика. Россию вытесняют на обочину
21:01  В Ташкенте оглашен приговор 9-ти членам секты "Нурчилар"
18:01  Пентагон пугает Китаем. Реальные расходы Пекина на оборону вдвое превышают официальные

17:55  Л.Иглбергер (экс-госсекретарь США) "Россия пожалеет о помощи Ирану..."
17:42  МВД Кыргызстана: Факты в статье А.Садинова "Национализм "титульной" киргизской нации" не соответствуют действительности (опровержение)
17:39  Ю.Мазыкина: Как квартирный вопрос испортил депутатов парламента Кыргызстана
14:10  Истребитель ВВС Ирана F-4 разбился вблизи Бушера
13:59  Братья по парте. Все больше студентов из Китая хотят получать образование в России и Белоруссии
13:55  Н.Назарбаев предлагает создать в Казахстане институт частной детективной деятельности
13:49  "New York Times": Водная проблема бедствующего Пакистана как новый внешнеполитический приоритет США
13:43  Таинственное исчезновение алматинского бизнесмена. Владелец сети магазинов "SMmarket" Э.Салдузи выехал на работу и...
13:39  Д.Ювачев: Масимов не в фокусе. КазПравительство прихлопнуло собственные СМИ
12:56  Д.Бисимбаева: Мода на язык в Казахстане
12:48  "Journal": Участь Аральского моря должна служить уроком для других
11:35  С.Туник: Нагадил – убери за собой. На какие подвиги способны руководители казахстанских госкомпаний?
10:58  Правительство Киргизии придумало и приняло "Антикризисный план"
10:34  Ж.Даукеев: Кыргызская Генпрокуратура воскрешает мертвецов. Кто же лжет? – комиссар ООН или местный чиновник
10:28  Кыргызская делегация воет о помощи в Астане
09:57  Верь и учись. В Алматы создана первая в ЦентрАзии православная духовная семинария
09:52  А.Далбаева: Массовые столкновения на национальной почве в Кыргызстане негативно сказались на смешанных браках
09:49  К.Фицпатрик: Кыргызские правоохранительные органы находятся "на грани физического и психологического истощения"
09:46  Дж.Лиллис: Тяжба поубавила блеска казахстанской золотодобывающей компании KazakhGold
09:29  "Степной орел" клювом не щелкает. Близ Алматы стартовали международные миротворческие учения
09:03  А.Кононец: Брат ты мне или не брат? Казахстан предоставит Кыргызстану очередную "порцию" поддержки
09:01  Нурани: Ультиматум для Эрдогана. США обеспокоены сближением Турции и Ирана
08:45  Н.Сарбагишева: Развод по-университетски в Киргизии
08:35  Король-то голый. А.Зардари (Президенту Пакистана) придется заплатить за отрыв от реальности
08:26  "Век": Влияние России в Туркмении все более ослабевает. Газпром теряет свои позиции
08:24  Игорь Савин: Узбеки Южного Казахстана. Вчера и сегодня
08:22  Исламское движение Узбекистана: В связи с гибелью Тахира Юлдашева назначен новый "эмир" - Усман Адил
08:20  И.Алекперова: Правила для газопровода. Турции нужна поддержка Азербайджана
08:19  "ВН": Истребители против Ирана. Израиль купит у США новые самолеты
08:17  Б.Волхонский: "Самое страшное несчастье". Мировое сообщество не спешит помогать Пакистану
08:15  В.Ворсобин: Тува - российская Киргизия (репортаж с мест)
08:09  Наводнение принесло в Пакистан холеру. В спасательных операциях участвуют американские вертолеты
00:10  С.Абдрасулов: Свет истины (ответ В.Ахунову и Б.Мусаеву)
00:02  Власти Киргизии национализировали ОАО "Кантский цементный завод"
00:01  США поставили ультиматум Турции
Понедельник, 16.08.2010
21:24  В Колумбии при посадке молния надвое расколола Boeing 737
21:13  Власти Ирана объявили о намерении построить новый, третий по счету ядерный центр
21:07  Уровень северной части Арала с 1994 года вырос уже на 3 метра!
21:00  К.Шарипов: Министерство обороны Таджикистана превращается в невольничий рынок
18:04  "Telegraph": Мэр Оша настойчиво продвигает план о переселении узбеков
18:02  "McClatchy Newspapers": Последствия наводнений вызывают разговоры о возможном распаде Пакистана
18:00  "Financial Times": США хотят наказать Турцию за ее внешнюю политику отказом от продажи оружия
17:39  А.Учитель: "Виктор Цой с каждым годом превращается в божество..."
17:36  А.Алымкулов: "В Киргизии нет идеологии, в сердце пустота..."
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   |   Узбекистан   | 
Игорь Савин: Узбеки Южного Казахстана. Вчера и сегодня
08:24 17.08.2010

Узбеки Южного Казахстана: Вчера и сегодня

Можно предположить, что появление на территории Южного Казахстана предков современных узбеков связано с бурными политическими событиями XV-XVIII веков, когда на этой территории постепенно оседали племена Дешт-и-Кипчака (территории, расположенной к северу - в казахстанских степях).

Часть из них современники именовали "казахами", часть - "узбеками", но и в том и в другом случае главным критерием отличия одних от других была принадлежность к тому или иному политическому объединению, а не культурная специфика. Как бы то ни было, к середине XIX века часть кочевых родов уже осела вдоль речных долин притоков среднего течения реки Сырдарьи и в разной степени смешалась с древним оседлым населением региона (сартами).

Часть все еще кочевала по степным пространствам Южного Казахстана, но уже отделяла себя от кочевников более северных степей, поскольку входила, в отличие от последних, в элиту трех наиболее крупных среднеазиатских государств: Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата.

Племена, кочевавшие севернее, в политическом отношении тяготели к протекторату России. После вхождения Южного Казахстана в состав Российской империи к последней трети XIX века это сартское население составило основу оседлых жителей, тогда как значительная часть продолжала вести кочевой образ жизни.

По переписи 1897 года в Сырдарьинской области казахи составляли 88% населения, русские - 4%, узбеки - 8%. Хотя в самом городе Чимкенте были совершенно иные пропорции: в 1897 г. узбеки - 8 тыс. человек, европейцы - около 3 тыс. человек, казахи - менее 1 тыс. человек. Это из общего числа жителей - около 12 тысяч. Почти через полвека узбеки все еще доминировали среди городского населения. По данным переписи 1939 года в Чимкенте из 74.421 человек русских было 36.675, казахов – 9.738, узбеков – 12.438, украинцев -7.729. Переписи, проведенные в 1897 и в 1926 гг., зафиксировали отсутствие четкого отделении "казахов" от "узбеков" и наличие множества переходных форм самоидентификации.

Однако постепенно мероприятия, проводимые в рамках так называемой политики "национально-государственного размежевания", стали сказываться и на повседневных формах групповых идентичностей, все более обособляя узбеков от казахов.

Узбеки Южного Казахстана говорят на северном (окающем) диалекте узбекского языка, относящегося к юго-восточной (среднеазиатской), или карлукской, группе тюркских языков.

По другим данным, современный литературный узбекский язык основан на диалектах Ферганской долиныВ начале XX века именно на основе диалектов северной группы был создан современный литературный узбекский язык (к этой же группе относятся говоры городов Ташкента, Самарканда, Бухары и др. и прилегающих районов). К настоящему времени разговорный язык узбеков Южного Казахстана (особенно Сайрамского и Туркестанского регионов) несколько отличается от языка узбеков Ташкента, который находится в 120 км к югу. Они легко взаимопонимаемы, но люди в Ташкенте сразу отличают сайрамских узбеков по выговору. Антропологический тип современных узбеков Южного Казахстана сохранил больше монголоидных черт, чем у узбеков из разных областей Узбекистана

По данным, имеющимся на начало 2010 года, в Казахстане проживает примерно 470.000 узбеков, что составляет около 3% от всего населения страны. Компактно они расселены преимущественно в Южно-Казахстанской (около 18% населения) и Джамбульской областях. В Южно-Казахстанской области узбеки живут преимущественно в Сайрамском (до 67% населения), Туркестанском и Сарыагашском районах.

Сайрамский и Туркестанский район представляют собой традиционные регионы оседлого расселения, поскольку охватывают междуречье, образуемое реками Арыс и Бадам, ограниченное с Востока предгорными зонами Заилийского Алатау, а с Востока - рекой Сырдарьей и г. Туркестаном. Этот район орошаемого земледелия с тысячелетней историей назывался в древности Фараб. В настоящее время на этой территории расположены крупные села (такие как Сайрам, Карабулак, Карамурт, Манкент, Икан и т.д.) с населением до нескольких десятков тысяч человек, состоящим на 95% из узбеков. Узбеки Сарыагашского района проживают в приграничной с Узбекистаном зоне, на территории орошенных в XX веке земель бывшей Голодной степи.

В отличие от Южного Казахстана, где 85% узбекского населения живут на селе, в Джамбульской области узбеки живут в основном в городах и пригородах. В последнее время, в связи с широким распространением трудовой миграции, заметные сообщества узбеков появились и в других городах Казахстана, особенно - в Астане и Алматы.

Значительная часть узбекского населения по-прежнему занимается сельским хозяйством (в основном овощеводством и стойловым животноводством). Для узбеков также является характерным сочетание в рамках одной большой семьи различных сфер деятельности. Мужчины и женщины средних лет могут заниматься каким-то видом предпринимательства (чаще всего торгового), быть чиновниками, учителями, врачами (особенно сельскими), по вечерам и в выходные помогая обрабатывать землю и ухаживать за скотом. В "рабочее" время этим занимаются неработающие члены семьи: (безработные, пенсионеры, женщины, ухаживающие за детьми, подростки). При этом число работающих мужчин заметно превышает число работающих женщин. Такая "диверсификация" приводит к сочетанию в рамках одной семьи нескольких стилей поведения, питания, манеры одеваться.

Например, пожилые женщины, которые никогда не работали вне семьи, могут довольно полно сохранять менталитет, привычки, одежду, обряды, описанные этнографами как "традиционные" в начале века (женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Одежда ранее работавших и ныне работающих женщин будет уже в большей степени "европеизирована". Мужчины еще более подвержены влиянию современного образа жизни - в силу своей включенности в социальные процессы.

Основные занятия узбеков Южного Казахстана в городах и вне своего традиционного обитания - торговля (помимо продуктов сельского хозяйства, чаще всего – строительными и хозяйственными товарами), общественное питание, сфера услуг.

Тип узбекского жилища восходит к древнему глинобитному строению, с деревянным каркасом и открытой террасой, соединенному с соседями глухими стенами (дувалом). Но заметно влияние длительного взаимодействия с окружающим населением: в глухих стенах стали появляться окна по европейскому типу, во внутренних двориках устраиваются не только огороды, но и скотные дворы.

Блюда узбекской кухни ( манты, плов, лагман) распространены среди меню кафе и ресторанов всех типов. Музыка, основанная на традиционных узбекских формах, заметна в сфере досуга всего Юга Казахстана.

В сельской местности и в местах компактного расселения узбеков в городах сохранились традиционные формы организации общественного быта в виде сообществ соседей и родственников (махалля). Как и раньше, они ориентированы на решение задач, значимых для всех членов данного сообщества, но сегодня не являются закрытыми общинами, а встроены в систему местного самоуправления. Во внутрисемейных отношениях сохраняется доминирование мужчин и старших женщин в большой семье, состоящей из живущих рядом семей родственников разных поколений, но оно уже не столько абсолютно как в прежние годы. В современной узбекской семье количество детей редко превышает 3-4 человека.

Узбеки вполне интегрированы в общеказахстанскую социально-экономическую и культурную среду и ощущают себя полноправными гражданами страны. Государство поддерживает образование на узбекском языке для 80 тысяч учащих средних школ. За государственный счет издаются несколько газет, транслируются передачи на узбекском языке на государственных теле- и радиоканалах. В селе Сайрам работает государственный профессиональный Узбекский драматический театр.

Определенные вопросы возникают по поводу представленности узбеков в местных и центральных органах власти и практики решения повседневных коллизий в разноэтничных сельских регионах. Как и в прежнее время, среди узбеков очень сильны региональные идентичности, основанные на принадлежности к определенной местности и сферам деятельности. Узбеки Сайрама заметно отличают себя от узбеков Карабулака, хотя и расположены эти села всего лишь в 30 километрах друг от друга.

Не менее заметны различия между сосуществующими типами самосознания, отличающимися от уровня образования, социального опыта и т.д. Скажем, одни больше чувствуют себя чимкентцами, казахстанцами, другие более привязаны к более локальным формам (профессиональным, соседским). Окружающее казахское население этого не чувствует и считает их прежде всего "узбеками", отсюда рождаются страхи по поводу их большей лояльности к Узбекистану, упреки в непатриотизме и т.д.

На самом деле, отношение узбеков Южного Казахстана к Узбекистану и узбекистанскому правительству - очень разное. Оно варьируется в диапазоне от теплого и доброжелательного из-за тесных семейных связей - до полного неприятия. Но даже и те из узбеков Южного Казахстана, кто регулярно ездит в Ташкент, отнюдь не считают себя связанными с властями Узбекистана и идеологией, концентрируясь лишь на отношениях с родственниками. Имидж Узбекистана сильно подпорчен мероприятиями узбекского правительства, направленными на дистанцирование от проблем узбеков, живущих за пределами Узбекистана. Это касается и высшего образования, и культурных связей, и решения социальных вопросов родственников, живущих по обе стороны границы.

Возмущение узбеков ЮК вызвало и недавнее решение правительства Узбекистана перекрыть границу для узбеков-граждан Кыргызстана в ходе недавних трагических событий в Оше и Джалал-Абаде. На этом фоне гораздо более предпочтительными выглядят действия казахстанского правительства по поддержанию узбекской культуры в Южном Казахстане. Очевидно, это обстоятельство и привело к тому, что в основе реакции большинства узбеков Южного Казахстана на события на юге Кыргызстана лежало ощущение себя прежде всего казахстанцами.

Игорь Савин - кандидат исторических наук, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), Института Востоковедения РАН, ИАЦ МГУ, директор НПО Диалог (Южный Казахстан). Статья написана специально для ИА "Фергана.Ру"

Источник - Фергана.Ру
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1282019040


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх