Я.Норбутаев: Ошский нарыв. У киргизских узбеков на сегодняшний момент имеются три выхода из создавшегося положения... 00:26 19.08.2010
Ошский нарыв
Современная медицинская наука рекомендует бороться с фурункулезом при помощи антибиотиков и средств антисептики. Однако народные целители во избежание рецидива всегда предпочитают вскрывать нарыв, чтобы затем после удаления гнойно-некротической массы извлечь из открытой раны "белого червячка", стержень фурункула, его "корень". Если применить данную медицинскую аналогию к межэтническому конфликту на юге Киргизии, то его стержнем, возбудителем нарыва, на мой взгляд, являются местные узбеки.
Говорю так безо всякой качественной оценки, т.е. это ни "хорошо" и ни "плохо". Просто в последние годы этнические узбеки стали предметом нетерпения в прежде родной для себя стране. Сегодня общественность больше других интересует вопрос – кто же конкретно виноват в произошедшей резне и понесут ли преступники справедливое наказание. Даже проведенное с особой тщательностью исследование, выполненное представителями Human Rights Watch и приложенные к нему соответствующие рекомендации, не содержат окончательного вывода - как дальше жить узбекам в Киргизии? И стоит ли им продолжать там жить вообще?
Мнения об истинных виновниках трагедии пока высказываются диаметрально противоположные. Например, - во всем произошедшем виноваты одни лишь киргизы, потому что все как один - безграмотные и пьяницы. Или – виноваты узбеки, это они, мол, стали чувствовать себя чересчур вольготно в чужой стране, окончательно "оборзели". Кстати, сегодня уже практически никто не упоминает в качестве инициатора беспорядков пресловутую "третью силу", рожденную на свет воображением, (или хитростью?), Ислама Каримова.
Более умеренные обозреватели относят причины незатихающей с недавних пор вражды между представителями двух нации к древним истокам. Объясняют они все давними противоречиями между обитателями гор и жителями равнин, оседлыми племенами и кочевниками. Позвольте с этим не согласится. Данный фактор нельзя сбрасывать со счетов, хотя и считать его основополагающим также не стоит.
В Самарканде и Бухаре, например, вполне спокойно уже много лет соседствуют представители таджикского и узбекского этносов, хотя предки одних были "горным" народом, а другого – "равнинным". Далекие пращуры семитов, евреев и палестинцев, все были пастухами-кочевниками, однако взаимная вражда между этими народами давно стала притчей во языцех. Скорее всего, межэтнические противоречия имеют более глубокие, пока еще не исследованные корни и их, противоречий, носители передаются из поколения в поколение на генетическом уровне. Один народ, на первый взгляд неожиданно, может вдруг ополчиться на проживающий с ним бок о бок соседний народ лишь при наличии вновь возникших определенных условий, вызванных сочетанием множественных факторов, каждый из которых носит вполне субъективный характер.
Неожиданно? На бывших друзей? Приведу пример из собственной практики. Как-то во время службы в Советской Армии в нашу часть прибыло молодое пополнение из Оша, значительную часть новобранцев при этом составляли этнические узбеки. В армии, как и в любой закрытой системе всегда существовали "землячества". Так вот – солдаты-узбеки не примкнули к своим землякам призванным непосредственно из Узбекистана, а предпочли, как говорится на армейском жаргоне, "кентоваться" с близкими им ошанами. Вот так. Географические узы представились им тогда более притягательными, чем исторические. В последнее время мне пришлось просмотреть множество социологических исследований проведенных относительно состояния межнациональных отношений в Киргизии. Они в своем большинстве, к сожалению, показались недостаточно транспрентыми, хотя бы по причине того, что практически все были выполнены на рубеже XX и XXI веков. Поэтому не стану ссылаться на конкретные источники, а укажу лишь на общие тенденции.
Процентное отношение количества этнических узбеков к остальному населению юга Киргизии продолжало до последнего времени расти, несмотря на заметное общее снижение рождаемости. Заметно снизилось и количество межнациональных браков. Узбеки стали значительно реже женится на киргизских девушках, такое для них теперь считается как бы зазорным. И это притом, что дети от подобных браков считались бы узбеками.
Среди узбекского населения значительно увеличился процент людей со средним и высшим образованием по отношению к остальным нациям. Возможно это объясняется и тем, что независимую Киргизию после распада СССР стали массово покидать русские, украинцы, немцы, татары и евреи. Среди представителей этих национальностей, особенно тех которые проживали на национальных окраинах державы, всегда была заметна тяга к получению высшего образования. На освободившиеся места, естественно настойчивей других теперь потянулись узбеки, как одно из национальных меньшинств. Этому значительно способствовало уменьшение конкуренции с покинувшими страну русскими и др.
На юге Киргизии узбекская культура стала постепенно ….. вытеснять киргизскую. Один из исследователей данного предмета обратил внимание на тот факт, что сами киргизы стали охотно покупать компакт-диски с узбекской музыкой и фильмами, отдавая им предпочтение перед национальными. Идем дальше. Чем все это вызвано? На обозримом историческом этапе этнические контакты узбеков и киргизов постепенно смещались от "симбиоза" к "ксении".
Симбиоз – взаимополезное (!) сосуществование этнических систем в одном регионе, при котором разные этносы сохраняют своеобразие. В качестве типичного примера этнического симбиоза можно привести жизнь бухарских евреев в узбекских городах. Бухарские евреи, как говорится, знали свое место. Они в основном выбирали себе сугубо "национальные" специальности, как например "часовой мастер", "портной" - на которые местные узбеки особо и не претендовали. Бухарские евреи не выпячивали свои состояния, даже наоборот, старались скрыть их, прибеднялись. В определенный момент они заметили, что соседи-узбеки стали косо поглядывать на принадлежащие евреям жилища, частные дома, и в массовом порядке покинули страну навсегда, не дожидаясь возможных эксцессов.
Ксения – нейтральное сосуществование этносов в одном регионе, при котором они сохраняют своеобразие, не вступая в конфликты и не участвуя в разделении труда. Приблизительно так же одно время сосуществовали узбеки и турки-месхетинцы, то есть турки занимались тем же, что и остальное население. В отличие от бухарских евреев, турки наоборот подчеркивали свое превосходство над коренными жителями Долины и прежде всего свое преимущественное материальное состояние. Конечно же, данный конфликт в 1989 году был спровоцирован, но его возникновению способствовали и определенные предпосылки, носящие объективный характер.
Полагаю, что состояние "ксения" на юге Киргизии в последнее время перестало устраивать как киргизов, так и узбеков. Начавшие вплотную заниматься земледелием, а в последнее время и торговлей, киргизы стали считать себя обделенными на родной земле. Лучшие места и земли, по их мнению, были заняты чужаками. В свою очередь узбеки также начали испытывать некоторую неудовлетворенность. Их представителям открыто препятствовали в продвижение на места во властных органах и силовых структурах. И это притом, что по образовательному уровню узбеки уже превосходили представителей титульной нации. Наверняка развитию данного процесса способствовали и посылаемые из Узбекистана однозначные сигналы: - Не бойтесь ничего! Качайте свои права! Мы вас в беде не оставим!
Для возгорания любого межэтнического конфликта была бы причина, а повод всегда найдется. Так произошло и на этот раз. Где же кроется выход из создавшегося положения?
Для узбеков, конечно же, предпочтительней всего было бы создание собственной национальной автономии на юге Киргизии, да только согласится ли на такое новое правительство Отунбаевой? Право на автономию не сваливается на головы на подобии манны небесной, его завоевывают. И это почти всегда становится возможным при оказании автономистам политической поддержки извне. Да не только политической, но если потребуется, то и военной. Пойдет ли на такое действо Ислам Каримов? Ни за что! "Киргизские" узбеки для него представляются более неприемлемыми, чем сами киргизы. Они в понятиях Каримова являются носителями свободомыслия, а значит, выглядят крайне опасными лично для него. Нисколько не сомневаюсь, что при случае президент Узбекистана заявит, дескать, его нежелание пускать киргизских узбеков в свою страну обусловлено опасениями, что вместе с переселенцами придет и религиозный экстремизм.
Сегодня Ислам Абдуганиевич приумолк, сидит тише воды, ниже травы. Трагедия на юге Киргизии им как бы позабыта, молчат о ней и официозные узбекские СМИ. Лучше было бы, чтобы о ней позабыли и во всем мире. Не слишком радушно Ислам Абдуганиевич тогда встретил беженцев-соплеменников. Накормил и предоставил ночлег - да, но уж слишком быстро спровадил их восвояси. Очень некрасиво получилось.
Обозреватель "Foreign Policy" Илан Гринберг довольно точно подметил – американцы из своих прагматических интересов связанных с афганскими поставками через Узбекистан, на этот раз "прикрыли" Каримова. Они по различным каналам воспрепятствовали распространению волны слухов о том, что Каримов сначала принял беженцев, а через короткий промежуток времени фактически прогнал их обратно.
Лично я бы не стал заострять этот вопрос. Любой человек, если дело обстоит так, что ему предстоит сделать выбор между неминуемой гибелью и тюрьмой наверняка предпочтет последнюю. Узбекистан – та же тюрьма для киргизских узбеков. Поэтому, как только угроза их жизни пошла на убыль, они поспешили вернуться к родным пепелищам, а Каримову это было только на руку.
В докладе HRW посвященном расследованию ошских событий отмечается тот факт, что правительство Киргизии особо не старается найти истинных виновников трагедии и дело по всему приобрело "узбекский уклон". Значит, не приходится говорить о том, что в регионе в обозримом будущем воцарятся мир и спокойствие. Напряженность между киргизами и узбеками сохраняется и неизвестно во что еще она может вылиться в недалеком будущем.
У киргизских узбеков на сегодняшний момент имеются три выхода из создавшегося положения.
Выход первый. Добиваться улучшения своего положения в стране, где как минимум видится возвращение статус-кво, а как максимум – создание национальной автономии. Насколько это реально, если учесть что правительство не может, а возможно, что и просто не желает оказывать помощь узбекскому населению? Политолог Александр Князев вполне справедливо полагает, что при таком продолжении развития событий на юге Киргизии вполне может возникнуть "вторая Палестина". Если Узбекистан, (читай – Каримов), не захочет оказать помощь своим сородичам, то и без него найдется немало "радетелей справедливости" заинтересованных в дестабилизации всего центрально-азиатского региона. Начнут стекаться различные миссионеры, а вслед за ними придет и оружие. Выход второй. Узбекам можно смириться с создавшимся положением, стать людьми второго сорта. Постараться ассимилироваться и навсегда утратить свою национальную идентичность.
Выход третий. Массовый выезд узбеков с территории Киргизии. Конечно, Узбекистан просто не в состоянии принять всех желающих в перенаселенную Ферганскую долину. Правительство будет вынужденно разбросать отдельные семьи по землям всей республики, тем самым растворив их в местном, давно порабощенном населении. Мне уже приходилось писать о том, что все центрально-азиатские республики, (за исключением, пожалуй, Казахстана), сегодня движутся к тому, чтобы стать моноэтническим. Эта тенденция, как одно из последствий крушения СССР, уже хорошо просматривается, и от нее никуда не денешься.
Переселение киргизских узбеков желательно осуществить только за пределы региона, вернуться на историческую родину Узбекистан большинство из них вряд ли согласится. Потому хорошо было бы, чтобы все это происходило под эгидой ООН и других соответствующих мировых организаций. Если извлечь "корень" нарыва, то воспаление больше не повторится.
Но прежде всего, следует провести опрос среди узбекского населения Киргизии. Чего хотят они сами? Единогласного мнения по данному вопросу, конечно же, ожидать не приходится. Пусть на историческом перепутье каждый решает сам за себя, за свою семью. Данный опрос должны проводиться представители международных независимых организаций и без включения в данное мероприятие представителей местных властей. Так будет объективней.
Примечание. Настоящий материал не претендует на какую-либо "научность", является публицистическим и выражает лишь сугубо индивидуальное мнение его автора.
Ядгор Норбутаев
|