McClatchy Newspapers: Почему столько много американцев проявляют враждебность к исламу? 00:07 31.08.2010
McClatchy Newspapers: Негативное восприятие ислама в США может ослабнуть со временем
Почему столько много американцев проявляют враждебность к исламу?
Вашингтон. Спустя почти десятилетие после 11 сентября 2001 года, к исламу положительно относится меньше одной трети страны. Большинство американцев рефлекторно выступают против строительства исламского культурного центра около "нулевого уровня", и чем ниже рейтинги одобрения президента-христианина, тем выше процент людей, которые думают, что он мусульманин. Почему? Помимо упрощенных дебатов - "Являемся ли мы патриотами или фанатиками?" - те, кто проводят опросы, историки и другие эксперты говорят, что коллективные инстинкты нации в отношении ислама были сформированы за десятилетия мешаниной факторов. Они включают демографические тенденции, психологию, террористические события, внешнюю политику США, внутреннюю политику, освещение в СМИ и Интернет. Оценки численности мусульман в США разнятся между 2,5 и 7 миллионами или приблизительно от 1 до 2% населения. Не существует официальных данных о географическом распределении мусульман в США, но мечети сконцентрированы на территориях городских зон с пригородами. Большинство американцев являются христианами, и большинство из них не имеют серьезного непосредственного контакта с мусульманами. Одна четверть американцев говорят, что они не знают "ничего вообще" об исламе, как было обнаружено в начале месяца "Pew Research Center", а из числа опрошенных немусульман 58% сказали, что они не знакомы ни с одним мусульманином. Для людей, которые не знают мусульман, естественно вырабатывать для себя сильные стереотипы из трагедии 11 сентября 2001 года и чувствовать их усиление в результате таких недавних, вызвавших панику моментов, как перестрелки в Форт-Худе штата Техас и заговор по подрыву бомбы на Таймс-сквер, считает президент международного общества политической психологии и политолог в Университете штата Нью-Йорка в "Stony Brook" Леони Хадди. "Один из выводов, которые мы знаем о перекрестных отношениях любого вида, заключается в том, что они становятся более положительными, как только люди устанавливают больше личных контактов друг с другом", сказала Хадди. В ходе опроса, проведенного Гэллапом в прошлом году, было обнаружено, что американцы, которые лично не знают ни одного мусульманина, имели в два раза больше шансов проявить намного больше предубеждения против мусульман. Республиканцы и те из опрошенных, кто не имеет высшего образования, склонны быть менее благоприятными к исламу. Мусульмане во многом представляют собой "нового пришельца", сказал директор-основатель Центра понимания между мусульманами и христианами Джорджтаунского университета Джон Эспозито. "У нас были христианские культы, которые совершали насильственные действия; убийства докторов, совершавших аборты. (Террорист из Оклахома-Сити Тимоти) Маквей. (Вместе с тем), у нас есть интуитивный контекст, через призму которого мы их рассматриваем. Мусульмане не соответствуют такому профилю". Так что же сформировало впечатления современных американцев в отношении мусульман? Задолго до 11 сентября 2001 года другие получившие широкое освещение террористические атаки взбудоражили воображение общества. Вспомните убийство 11 израильских атлетов на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене, взрыв бомбы в 1988 году на борту самолета, летящего по рейсу 103 "Pan American" над Локерби в Шотландии, в результате чего погибли 270 человек, и рост числа террористов-смертников по всему Ближнему Востоку. В то время, как большинство мусульман не являются террористами, большинство террористических атак на цели США или союзников за прошлые 40 лет были совершены агрессорами, которые были мусульманами или ближневосточными жителями. Затем наступили 11 сентября 2001 года, и десятилетие войн США на мусульманских землях. "Очень многие террористические акты было связано с радикальными мусульманами, вследствие чего не удивительно, что у ислама существует проблема связей с общественностью", сказал Джон Радсан - бывший помощник генерального советника ЦРУ иранского происхождения, который является профессором в юридическом колледже Уильяма Митчелла в Сент-Поле, штат Миннесота. В то время как многие налеты, захваты заложников и убийства на протяжении 1970- и 1980 гг. были проведены светскими палестинцами, в том числе Мюнхене. Радсан и другие сказали, что большинство американцев не проводят таких различий. Кроме того, первое впечатление многих американцев об исламе создалось в 1960 гг. в связи с ролью, которую сыграла "Нация ислама" в сепаратистском движении чернокожих. Это сформировало их впечатление об исламе в контексте расового антагонизма. Кроме того, во время советской войны в Афганистане на протяжении 1980 гг. США пришли к заключению, что ислам вполне может быть политически ценным для американских интересов. Когда ЦРУ закачивало деньги и оружие моджахедам, теория состояла в том, что "мусульманский пыл был хорошим фактором, потому что мы могли использовать ислам против СССР", сказал Радсан. Существовало понятие о наличии общей связи между мусульманами и американцами против Советского Союза: "Люди, которые верят в Бога против "безбожной империи"". Однако это также усилило стереотип о мусульманах как об экстремистах. Кроме этого, существует склонность отрицательно изображать мусульманских и ближневосточных выходцев в массовой культуре. Некоторые критики говорят о том, что освещение ислама в СМИ слишком много сосредотачивается на терроризме. Два дополнения к этому аргументу состоят в том, что в новостях, в которых не говорится о терроризме, не часто показывают мусульман, и что новости не обеспечивают достаточного контекста об антиамериканских сантиментах до тех пор, пока ситуация не взорвется. "Большинство американцев не имели опыта общения с мусульманами вплоть до иранской революции", сказал Эспозито. Революция в Иране 1979 года привела к свержению шаха, которого мусульманские революционеры осудили в качестве "марионетки США" и ставленника ЦРУ. Среди общественности США мало кто понимал роль ЦРУ в свержении демократически избранного иранского лидера в 1953 году и в результате этого проистекающего широко распространенного гнева иранского общества по отношению к США. "Когда мы видели, как люди кричали "Смерть Америке"... у нас не было никакого контекста, в который можно было бы вставить все это", сказал Эспозито. Политические и культурные лидеры США также помогают формировать подходы общественности. После 11 сентября 2001 года президент Джордж У. Буш предпринял значительные усилия для того, чтобы провести различия между исламом вообще и террористами, которые являются мусульманами. Первоначально, в ходе опросов было выявлено, что общественность США проводила такое различие. Опросом "Pew" вскоре после 11 сентября 2001 года задавался вопрос о том, поощряет ли ислам насилие больше, чем другие вероисповедания, и американцы имели в два раза больше шансов ответить на него отрицательно, чем положительно. Вместе с тем в течение нескольких лет такое различие пропало. Большинство американцев стало думать, что ислам действительно больше поощряет насилие. "События отфильтровываются через СМИ и реакцию других", а также через существующие ранее взгляды людей, сказал Алан Купермен из "Pew Forum on Religion and Public Life". Реакция общественных деятелей на создание запланированного исламского культурного центра в двух кварталах от места нахождения Всемирного торгового центра является самым свежим примером. Мэр Майкл Блумберг и президент Барак Обама поддержали право разработчиков проекта на его осуществление, и Обама высказался против религиозной дискриминации. Вместе с тем, президент послал смешанный сигнал, когда он сказал на следующий день, что он не давал комментарий в отношении того, насколько мудрым был выбор местоположения проекта в квартале, заполненном барами, ресторанами, стриптиз-клубом и салоном с внеипподромным тотализатором. Откровенная оппозиция со стороны видных республиканцев, включая Ньюта Гингрича и Сару Пэйлин, соединяет нападения 11 сентября 2001 года с исламом. В этом ноябре проблема вполне может привести к возникновению раскола в ходе некоторых выборных кампаний. Интернет и социальные сетевые системы обошли традиционный фильтр СМИ и усилили влияние активистов-экстремистов на восприятие ислама общественностью. Доцент исламских исследований в университете Кентукки Исан Багби сказал, что консервативные христиане долго были источником антиисламской риторики, но сегодня вступают в действие более светские голоса. Багби процитировал блоггера Пэма Геллера, который предупредил об "исламизации" Америки и который является назойливым противником строительства исламского культурного центра в Нью-Йорке. Багби сказал, что долго сохранявшиеся подозрения американцев в отношении мусульман "стали более озлобленными в результате действий этих групп". Антимусульманские чувства, по всей вероятности, не снизятся существенно до тех пор, пока не улучшатся подходы американцев непосредственно к самой религии, сказала исполнительный директор мусульманских исследований Центра Гэллапа Далия Могахед. Как было обнаружено Центром Гэллапа, мусульмане являются религиозным сообществом, которое в этой стране воспринимается негативнее всех. Вместе с тем, в ходе опроса обнаружено, что американцы также думают, что мусульмане сталкиваются с наибольшей дискриминацией среди любых из присутствующих в США религиозных групп, что вполне возможно подразумевало ощущение сочувствия. Мало признаков того, что американцы уровень знакомства американцев с исламом растет, даже если они не думают о том, что это так, и что это может иметь продолжение по мере того, как мусульманское население США растет. В течение многих лет "Pew" задавал вопрос американцам о том, знают ли они, как мусульмане называют Бога и их эквивалент Библии. Процент американцев, знакомых с Аллахом и Кораном, составлял 33% в 2002 году, но уже 41% к прошлому году. Вместе с тем, благоприятное отношение к исламу уменьшилось. Купермен из "Pew" сказал, если рассматривать опрос в целом, то "я не мог сказать конкретно лишь о том, ужесточилось ли или смягчилось в общем общественное мнение США" по отношению к мусульманам. Вместе с тем, история США оставляет определенные надежды на положительные изменения. Католики и евреи однажды испытали серьезную дискриминацию, которая ослабла со временем. То же самое произошло с этническими меньшинствами США, которые подверглись преследованиям во время войн с родными для них странами - вспомните интернирование японских американцев и преследование немецких американцев в ХХ столетии.
Маргарет Талев "McClatchy Newspapers", 27 августа 2010 года Перевод – "Zpress.kg-UVU" Дата создания: 30.08.10
|