С.Тойкен: Страсти по хиджабу, или Кого из министров слушать бедным казахстанским учителям? 08:48 02.09.2010
Страсти по хиджабу, или Кого из министров слушать бедным учителям?
Наступило 1 сентября, и снова непонятно, как быть со школьницами в хиджабах? Четкого ответа нет до сих пор, минобраз говорит "нельзя", минюст говорит "не запрещено". Девочки отказываются посещать школы, директора и педагоги которых испытывают стойкую идиосинкразию к покрытым волосам и спрятанной шее. Так возможен ли компромисс? Очередной эпизод оставляет мало надежд.
– Мою 17-летнюю дочь, ученицу 11-го класса, не принимают ни в одну из школ только из-за того, что она носит платок. Я считаю, что сотрудники учреждений образования ущемляют права моего ребенка. В соответствии с Конституцией каждому гражданину страны гарантирована свобода вероисповедания, – говорит Бахытжан АБУЕВА. – Мы переехали в Атырау из Актобе, там никаких нареканий со стороны педагогов по поводу ношения платка не было.
Документы дочери Бахытжан отказались принять не только школы №30, 16 и 15, но и школа №3, в которую у нее было направление от городского отдела образования. По словам Б. Абуевой, директор школы наотрез отказался выполнять предписание городского отдела образования, ссылаясь на Устав школы.
После обращения в местный филиал партии "Нур Отан" женщине все же удалось устроить дочь в школу №2, где ей будет разрешено носить платок.
"ДЕЛО НЕ В ПЛАТКЕ" Начальник областного управления образования Килымгали КАЙНЕНОВ категоричен – директора школ не имели права отказываться принимать ребенка.
Однако главный педагог области считает, что все начинается с ношения хиджаба, а потом молодежь уже не остановить, их массированно окучивают адепты нетрадиционных религиозных течений, и детям уже не до учебы.
– Для нас не суть важно – носит девочка платок в школе или нет, для нас более значима борьба с распространением нетрадиционной религии. Однозначный запрет на ношение хиджаба законом не предусмотрен, поэтому мы не можем его запретить.
СПОРЫ В ИНЕТЕ Мы попытались узнать мнение атыраусцев по этому поводу, поместив вопрос "Как вы относитесь к ношению хиджаба в школах?" на веб-сайте "АЖ" (www.azh.kz). Вопрос заинтересовал многих, и мнения были самые разные.
"Я против ношения хиджаба или паранджи. У казахов с давних времен не было таких традиций. По-моему, ношение хиджаба и паранджи тормозит развитие молодого поколения. Если верно служишь Аллаху, надо сначала очистить душу от грехов и уважать родителей. А в школе все учащиеся должны носить единую форму", – пишет один из читателей.
"Пройдет 2-3 года, и 50% молодежи (как минимум) оставят эти эксперименты с внешностью. Интересно, они (те, кто внешне причисляет себя к верующим) и ходит в одежде праведника, примерили эту "одежку" и на свои души (сердца)?", – интересуется другой.
Некоторые даже посоветовали открыть 2 школы с религиозным уклоном для мальчиков и для девочек в надежде на то, что тогда вопрос о хиджабе отпадет сам собой. Также предлагали ввести форму, которая не противоречила бы канонам Ислама, покрывала бы голову, плечи и грудь и была дополнена повязкой с национальным колоритом. Другая категория читателей считает хиджаб чуть ли не единственным контраргументом в борьбе с откровенными вызывающими нарядами нынешних подростков.
НЕВНЯТИЦА В ВЕРХАХ Напомним, нешуточный скандал вокруг ношения хиджаба в школах разгорелся еще в прошлом году. Тогда два министра в заочном споре между собой высказали диаметрально противоположные мнения на права школьников. Министр юстиции Рашид ТУСУПБЕКОВ сослался тогда на Конституцию страны:
– Если исходить из положений Конституции и закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно ношения учащимися образовательных организаций республики той или иной одежды, в том числе и хиджаба, – сказал он.
Однако, по мнению министра образования Жансеита ТУЙМЕБАЕВА, ношение хиджаба в образовательных учреждениях в Казахстане подчеркивает принадлежность учащегося к определенному религиозному течению, которое запрещено законом.
Действительно, если по закону религия отделена от государства, то по логике в государственных школах должна быть единая школьная форма? Сания ТОЙКЕН
|