А.Машнина: "Сказ о розовом зайце". В Казахстане сняли фильм о золотой алматинской молодежи 09:16 02.09.2010
Голливудские схемы "Розового зайца" Постельную сцену убрали, чтобы не напрягать зрителя Любое лишнее напряжение в зрительских умах – минус для фильма. Этим золотым правилом Голливуда руководствовался Фархад Шарипов, снимая своего "Розового зайца". И не прогадал. Его дебютную картину считают "новым казахстанским кино". Критики поют создателям дифирамбы. А попавшие на премьеру зрители не хотели отпускать актеров.
В прошлую субботу в Караганду приезжала почти вся съемочная группа, работавшая над экшн-драмой. Алматинцы вместе с карагандинскими зрителями смотрели картину в кинотеатре "Сары-Арка". Гости остались недовольны. Хотя наши выражали свой восторг бурными аплодисментами и очередью из желающих сделать памятное фото с актерами. В отличие от увлеченных фильмом зрителей, актерам мешало качество звука, который они назвали "отвратительным". - Это технический момент, – объяснил исполнитель главной роли Ануар Нурпеисов. – Мы видели картину в Алматы и в Астане – там совершенно другой эффект. А здесь интершума было очень много, а голосов героев совсем не было слышно. То есть вы смотрите и не можете уловить главного. Приходилось напрягаться. А у зрителей любой дискомфорт вызывает отвлечение.
ГОЛЛИВУДСКИЕ СХЕМЫ Дискомфорт, напряжение или раздражение – вещи в зрительном зале недопустимые. Режиссер "Розового зайца" сделал все, чтобы зрителю было хорошо, применив к своему фильму золотые шаблоны американского кинематографа. Не зря перед тем, как приступить к съемкам, он отучился на девятимесячных курсах в Нью-Йоркской киноакадемии. - Это всего лишь ремесло. Но есть четкие сценарные структуры, – объяснил Фархад. – Они прописаны очень грамотно. Потому что на голливудский продукт зритель приходит в зал и сидит от начала до конца. Это говорит о том, что их схемы работают. К примеру, на первых десяти минутах фильма нужно обязательно задать главный вопрос, который бы дал стимул главному герою. Как это сделано у нас. "У тебя есть человек, который отсидит в тюрьме за деньги?". Если мы этот вопрос зададим где-то на 21-й минуте, то зритель к этому времени уже уйдет. Если чуть раньше – он тоже может потерять интерес. Эти точки нагрузки информации на умы зрителей надо очень грамотно расставлять. В этом смысле у нас еще остались некоторые погрешности. - Но все голливудские фильмы похожи, потому что все сделаны по одному шаблону. - Да. Но мы пытались вложить немного души в какие-то истории. Поэтому делали небольшие передышки, диалоги. Но из опыта мы убеждаемся, что, допустим, молодого зрителя эти передышки не устраивают.
КТО ПОЙДЕТ В ТЮРЬМУ На самом деле передышек в фильме немного. Картина очень динамична. Сразу захватывает и не отпускает до самого конца. Провинциальный парень Ерлан мечтает о больших деньгах, а живет на съемной квартире где-то, как выразился один из героев, "в *бенях". Случайно знакомится с Локо, отпрыском богатых родителей. Тот, соблазняя доброго, но безденежного студента долларами, просит его подыскать лоха, который взял бы на себя чужую вину – за дорожную аварию со смертельным исходом. И студент находит такого же доброго провинциала, как и он сам – узбека-гастарбайтера. Но сюжет закручивается таким образом, что в итоге Ерлану самому приходится взять на себя убийство, которого он не совершал. Студент в шоке. Однако губить своего героя режиссер не стал. В финале выясняется, что совершенно случайно момент выстрела записали на видео – это было самоубийство. - Пусть зрители сами решают, стоит ли Кайрату (узбеку – авт.) сидеть в тюрьме, – говорит режиссер. - А в реальной жизни как бы произошло, по-вашему? - Я думаю, события разворачивались бы все печальнее и печальнее. Это же драма. - И главный герой от угрызений совести попал бы в психушку? - Возможно. – Интересно, что исполнитель главной роли видит возможное развитие событий совершенно в ином ключе. - Все-таки я оптимист, – улыбнулся Ануар. – И мой герой, в принципе, не глупый парень. Это урок, из которого он должен сделать вывод. Он весь день посидит, подумает, осознает. И, я думаю, потом позвонит своей девушке. Она настроит его на позитивный лад. И он станет жить в новом правильном русле. - А как же узбек? - Его должны освободить. Потому что реальный виновник аварии покончил жизнь самоубийством. Как можно посадить человека, который умер? И, соответственно, дело закрывается.
САМОЦЕНЗУРА "Сказ о розовом зайце" – это фильм об алматинской золотой молодежи. Некоторых зрителей удивляет, откуда начинающий режиссер знает тонкости нравов нашей элиты. А тот отвечает, что сам долгое время тусовался в той среде. И актеры добавляют, что также не понаслышке знакомы с богатой жизнью. К примеру, карагандинец Ануар Нурпеисов приехал пять лет назад в Алматы учиться по гранту в самом престижном вузе страны. Получая специальность инженера-нефтяника, он занимался в одной группе с детьми министров и крупных бизнесменов. Макс Акбаров, исполнитель роли коварного Локи, также упоминает о том, что был вхож в "золотые круги". Говорит, что сам когда-то жил, как его герой. Поэтому с тем, чтобы вжиться в роль, особых трудностей не испытывал. А еще Макс рассказал, что режиссер хотел показать все стороны золотой молодежи. И для этого даже отснял эротическую сцену. - Я в ней участвовал, – поделился актер. – Честно говоря, вначале я не знал о ней. Меня перед фактом поставили. Деваться было некуда. Тем более, мне кажется, актер должен делать абсолютно все, что говорит ему режиссер. В этой сцене было все очень продуманно. Но, к сожалению, потом этот момент вырезали. Что поделаешь, цензура! Когда люди посмотрели, сказали: "Нет, это слишком". А так бы фильм получился еще сильнее. Интересно, что режиссер иначе объясняет отсутствие эротики в "Розовом зайце". По его словам, сцену вырезали опять же для того, чтобы не перегружать зрителя. Ничего неприличного там не было, никто в кадре любовью не занимался. Просто это была лишняя сюжетная линия, от которой пришлось отказаться ради динамики. А актеру рассказали про цензуру, чтобы он не приставал с упреками. "Приходится ему что-то говорить, чтобы он уже угомонился, – улыбнулся Фархад. – Нельзя же, чтобы он подходил ко мне и говорил: "Все, блин, из-за тебя!". Мы замяли эту тему с актером. И я не хочу ее вновь поднимать. Он только-только успокоился.
Примечательно, что большинство зрителей не усомнились, что в "Сказе о розовом зайце" показана именно реальная картина жизни золотой молодежи. За исключением заместителя акима города Караганды Халела Максутова. После фильма он, поднявшись на сцену, обратился к режиссеру с речью. И выразился в том духе, что картина немного устарела. Поскольку прошли те времена, когда сельская и золотая молодежь отличались. Теперь же, по мнению чиновника, никакой разницы нет. И в доказательство он почему-то вспомнил о том, что в Карагандинской области скоро будут выпускать для сельчан самолеты. Подобный поворот мыслей порадовал и гостей, и карагандинцев.
Анастасия Машнина
№34 (534) 01 Сентябрь, 2010
|