"ХТ": Школа – казарма, а Рухнама - ее устав (фото туркменских школьниц) 11:56 02.09.2010
В расписании уроков туркменских школ по-прежнему остается такой предмет, как "Рухнама", а требования к ношению форменной одежды учащимися и учителями еще более ужесточились.
В официальных СМИ Туркменистана о Рухнаме Сапармурата Туркменбаши в последние годы стараются упоминать как можно реже. Больший упор сегодня делается на книги, вышедшие из-под пера нынешнего президента - Г. Бердымухамедова, а также на издания, в которых освещается его "многогранная деятельность". Не остались в стороне и предки президента, которым также отводится своя роль в печатных изданиях.
Однако в системе образования "Священная Рухнама" - так официально называется школьный предмет, не сдает своих позиций, несмотря на некоторое сокращение отведенных на ее изучение часов.
В расписании уроков Рухнама остается одним из главных предметов школьной программы. Ее будут изучать с 1 по 10 класс. Книге С. Ниязова отводится один час в неделю. Для сравнения, столько же времени у школьников уходит на изучение общей географии и географии Туркменистана, общей истории и истории Туркменистана. Также час в неделю отводится на изучение обществоведения в 9-10 классах и информатики в 8-х.
Изучают Рухнама и дошколята. Воспитанникам средней, старшей и подготовительной групп воспитатели в новом учебном году станут вдалбливать сомнительны идеи, посвящая этому целый час в неделю.
Как признается опытный педагог, введение Рухнамы в детских садах вынудило ее и ее коллег сократить время, отведенное на развитие речи, проведение познавательных занятий и подвижных игр, чтобы втиснуть туда час по изучению Рухнама.
В новом учебном году продолжится и "обязаловка" по ношению форменной одежды. В Дашогузском велаяте администрации школ предпочитают приобрести на свое усмотрение ткань на платья, а затем в принудительном порядке заставить родителей перекупить ее, естественно, гораздо дороже.
Так на базаре 2 метра материала стоят 10 манат, а в школе их продают по 16 манат, и еще обязательна национальная вышивка по вороту, а это тоже недешевое удовольствие.
В некоторых этрапах велаята от учителей требуют ношения в школу платья из дорогого панбарахта и конкретно бордового цвета. Длинный рукав и вышивка на вороте – строго обязательны. В ряде школ Дашогуза администрация пошла еще дальше, требуя от учителей ношения платка на голове.
В Лебапском велаяте платки носят только туркменки, учителя других национальностей по желанию могут не носить головной убор. Но в обязательном порядке остаются длинные платья с длинным рукавом и с туркменской вышивкой, а также обувь с закрытой пяткой. Босоножки и туфли без задников не допустимы.
Для девочек каждая школа сама приобретает или заставляет родителей шить платья зеленого цвета. Даже девочки начальных классов вынуждены носить длинные, до пят, платья. Печально наблюдать, как во время перемен восьми-десятилетние школьницы бегают по двору, путаясь в длинных подолах…
Одинаковая форма, когда все "стрижены под одну гребенку", напоминает воинскую казарму, ну а Рухнама, очевидно, ее устав, который необходимо знать назубок.
|