М.Коваль: Отфестивалили. Казахстанские компании все чаще тратятся на празднества 00:06 10.09.2010
Отфестивалили Казахстанские компании все чаще тратятся на празднества
Фестивали для бизнеса являются площадкой, где главное – установить контакт с публикой и грамотно продвинуть свой бренд. Как это сделать, чтобы от ивента не веяло "душком", разбирался "&".
Успех или неудачу ивента легко можно предсказать по программе мероприятия, утверждают опрошенные "&" эксперты. Если много рекламы, значит, организаторы "продались" компаниям, после такого пощады не ждите.
Фестивальный маркетинг в последнее время получил широкое распространение в Казахстане, рассказывает директор по работе с клиентами рекламного агентства MAD GROUP International Канат Баймуратов. По его словам, маркетологи и бренд-менеджеры более охотно, чем раньше, используют этот вид продвижения для создания и укрепления имиджа бренда, поскольку он обеспечивает заказчику 100%-ную узнаваемость и запоминаемость бренда у целевой аудитории, а также позволяет повысить лояльность и продать весь товар на мероприятии.
Все просто, считает PR-менеджер фестивалей Jazzystan и Ibiza Mega Dance’2010 Жанна Прашкевич. По ее словам, организаторы преследуют цель как можно лучше провести мероприятие, а спонсоры – как можно эффективнее на нем "засветиться". "Обеим сторонам стоит напомнить себе, что "эффективнее" означает при минимуме видимых усилий достичь максимума выгоды. Может быть, не стоит жестко брендировать под себя все пространство проведения, а сосредоточиться на спецакциях для гостей? – рассуждает собеседница. – Или не стоит вешать флаг компании на задник сцены, а лучше придумать милые подарки для посетителей? Если спонсоров на мероприятии несколько, то без креатива точно не обойтись". "Маркетологи рассматривают поддержку фестивалей как эффективный вид коммуникации, который влечет за собой одно из самых надежных средств распространения информации – от потребителя к потребителю (WOM – word of mouth)", – поясняет "&" маркетолог из Латвии Эва Бруна. "Бренды все чаще рассматривают варианты фестивального продвижения. Это говорит о том, что такое продвижение – хорошее подспорье в комплексе маркетинговых акций", – подхватывает г-жа Прашкевич. По ее словам, фестивали хорошо вписываются как в краткосрочные программы, так и в долгосрочные стратегии компаний.
Но здесь главное не потратить свои средства и нервы на фестиваль "не вашей аудитории", предупреждает она. PR-специалист советует поступать по правилам: выбрать мероприятие с правильной публикой, с правильным позиционированием, не стесняться на нем себя "светить", но и не переборщить с этим.
Конечно, эффект от презентации продукта или услуги будет во многом зависеть от уровня проводимого мероприятия. "Впечатление от продукции, которую вы представите в ходе фестиваля, будет позитивным, если мероприятие проводится на высоком уровне при содействии сильных стратегических партнеров – по коммуникации и финансовой поддержке", – отмечает г-жа Бруна.
В качестве примера успешной кампании г-жа Прашкевич приводит сотрудничество некоего бренда и международного музыкального фестиваля Jazzystan в 2009 году, который пропагандирует слияние джазовых традиций и современных электронных веяний. Тогда перед компанией стояла задача продвинуть новый продукт – недорогой тачфон для девушек. "Мы решили схитрить и сделать бренд причастным к этому фесту. Таким образом мы позиционировали продукт для людей, которые ценят качество, демократичность и инновации не только в музыке, но и в гаджетах", – добавляет она.
По мнению г-жи Бруны, казахстанские маркетологи пока не научились продвигать компанию на подобных мероприятиях. "Организаторы казахстанских фестов выбирают плохое расположение для бренда", – считает она. Собеседница советует казахстанским коллегам тщательнее изобретать "завлекалки" со спонсорами и подавать продукцию в хорошем свете, потому что постеры не всегда дают потребителю нужную информацию о бренде и продукте.
Между тем, по словам г-на Баймуратова, компании не боятся тратиться на фестивальное продвижение, даже несмотря на то что организация подобных ивентов требует хороших вложений. "Вложения составляют от $100 тыс. и выше. И они оправданы, если концепция фестиваля и его организация проведены на отлично. Но здесь много нюансов, из-за которых потраченные деньги могут уйти в бездну", – предостерегает собеседник.
Г-жа Прашкевич в свою очередь добавляет, что нужно внимательно посмотреть, насколько мотивация самих организаторов соответствует заявленной цели мероприятия.
Если от организаторов будет веять "душком", то и сам ивент вряд ли избежит этой участи, – резюмирует она.
Справка
Фестиваль – явление, имеющее свою специфику, выраженную в сложном переплетении коммерческого и некоммерческого маркетинга, классического маркетинга и маркетинга в сфере культуры и искусства, маркетинга услуг и маркетинга рекламы. Все это определяет особенности фестивального маркетинга, позволяющие выделить его в отдельное направление.
Самый громкий фестиваль в мировой истории – Вудстокская ярмарка музыки и искусств (от Woodstock Music & Art Fair). Это один из знаменитейших рок-фестивалей, "прародитель" всех нынешних фестов. Мероприятие берет начало в 1969 году. Фестиваль назывался "Вудсток", потому что изначально планировалось провести его в городе Вудстоке, округ Ольстер, однако там не оказалось подходящей территории для такого события. Место отыскалось в городке Уоллкилл. Хотя шоу планировалось в расчете на 200 тыс. посетителей, прибыло более 500 тыс., большая часть из них была без билетов. Шоссе по направлению к месту проведения фестиваля были переполнены. Люди оставляли свои машины и шли пешком несколько миль, чтобы попасть на шоу. Впоследствии проводились юбилейные фестивали: Вудсток-79, Вудсток-89, Вудсток-94 (25-я годовщина), Вудсток-99, приуроченные к годовщинам фестиваля 1969 года. В 2009 году должен был состояться очередной фестиваль, однако из-за проблем с бюджетом шоу так и не состоялось, но вышло много вещей, приуроченных к юбилею фестиваля.
Михаил Коваль
03.09.2010
|