С.Перхальский: Казахстанские казаки закончили поход по следам исчезнувшей в 1920 году святыни Урала - иконы Табынской Божьей Матери 08:10 10.09.2010
Атаманскими тропами Карагандинские любители истории вернулись из "крестного похода", маршрут которого проложили по пути известного казачьего белогвардейского атамана Александра ДУТОВА. Именно он в 1920 году вынес в Китай одну из самых почитаемых православных икон - лик Табынской Божьей Матери - покровительницы Урала и Казахстана.
Идея пройти по маршруту, которым известный атаман во время гражданской войны уводил в Китай свое войско, принадлежит мастеру спорта по альпинизму Анатолию ЛИМАНУ. Когда-то он водил экскурсии по местам боевой славы Красной Армии, рассказывая о подвигах героев революции. Но, как говорит сам, в душе всегда хотелось отдать дань и тем, кто в силу обстоятельств вынужден был покинуть родину. Мечту удалось осуществить лишь в этом году, ровно через 90 лет после того, как по казахстанским степям и горным перевалам спасал свое войско от расстрелов и репрессий генерал-лейтенант Дутов. С собой в Китай казачий атаман унес одну из самых почитаемых в России православных святынь - икону Табынской Божьей Матери. Казаки подобрали ее на дороге, когда красногвардейцы разогнали крестный ход в Оренбурге. Тысячи людей, шедших с иконой, надеялись, что она остановит братоубийственную войну... - Нашей задачей было не просто пройти по следам войны, а как бы примирить враждующие стороны, - объясняет Анатолий. - Ведь люди уходили ожесточенными, несли в себе много обид и негатива. Тех, кто остался, репрессировали или расстреляли. Прошло столько времени, а их потомки до сих пор помнят те смутные времена. Стоило Анатолию поделиться своей задумкой, как к нему потянулись новые и новые единомышленники. Благочинный Карагандинского церковного округа Михаил ПАТРИКЕЕВ, узнав о походе, благословил настоятеля шахтинской церкви отца Владимира сопровождать копию иконы Табынской Божьей Матери и совершить службу на перевале. Затем к экспедиции присоединились два члена Союза казаков Степного края, чьи предки тоже уходили с атаманом в Китай. А когда Анатолий набирал воду из святого источника на месте явления иконы, одна из паломниц подарила ему горсть земли с Соловков. И попросила непременно развеять ее на горном перевале, где казаки последний раз молились на родной земле.
В итоге набралось шесть человек, которые свой путь начали в поселке Ботакора - бывшей станице Санниковской. Здесь сохранилась церковь, которая недавно справила свой вековой юбилей. В далеком 1920-м в ней несколько дней ночевала икона и молился мятежный атаман со своими соратниками. Затем путешественники проехали на машине в Каркаралинск, Сергиополь (нынешний Аягоз), Ушарал и Лепсинск. Кстати, по архивным данным, атаман тоже проделал этот путь на автомобиле - это был один из первых попавших в империю "Мерседесов". - Почти везде путь пролегал по пустынным местам, - рассказывает участник похода Александр КИРЬЯНОВ. - На каждой из казачьих стоянок мы находили могилы тех, кто не выдержал перехода. Люди ведь шли зимой и без запасов продовольствия. Небольшие холмики, не похожие на казахские курганы, попадались нам очень часто. В некоторых местах степь была буквально усеяна остатками конской сбруи. Путешественники находили и кости. Чаще всего лошадиные. Но попадались и человеческие. - Эмоциональная нагрузка во время похода была сильнейшая, - продолжает Александр. - Сейчас страшно себе представить, что переживали те люди, которые шли с атаманом. И все эти эмоции как бы отпечатались по их тропе.
По разным данным, атаман Дутов уводил с собой от 30 до 100 тысяч казаков вместе с семьями. До Китая дошли меньше половины. Остальные нашли свой последний приют в казахстанских степях. Самым трудным оказался последний этап пути - джунгарский перевал Карысарык, который чуть-чуть недотягивает до 4 тысяч метров над уровнем моря. Этот участок пришлось преодолевать пешком. И если карагандинцы покоряли перевал летом под руководством опытного альпиниста, то армия Дутова проделала этот путь зимой. В дневнике атамана есть запись: "Срывались люди и лошади. Вспомнить только пережитое - один кошмар! Вышли мы пятьдесят процентов пешком, без вещей, вынесли только икону, патроны и оружие". Кстати, последний этап сумели пройти не все участники экспедиции. Лишь у троих из шести хватило сил. Они и выполнили главную миссию: развеяли над перевалом землю с Соловков, прочитали молитву над копией известной иконы. И прибили на большом камне табличку из нержавеющей стали, на которой заранее выгравировали стихи белогвардейского поэта: "Мечта не сбылась, но по-прежнему с нами. Мы верим в последний, Божественный Суд. Мы знаем, что чистое белое знамя Другие как память о нас донесут!" Сейчас карагандинские путеше-ственники готовят документальный фильм "След Табынской святыни". И прокладывают новый маршрут на следующий год. Теперь они хотят пойти по пути Бориса АННЕНКОВА - последнего атамана Семиречья.
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда, тел. 8-7013255702, e-mail: perkhalsky@mail.ru ,
9 сентября 2010 |
|