Приз за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале-2010 получил американец В.Галло, сыгравший пленного афганского моджахеда 12:33 12.09.2010
Тарантино подарил "Золотых львов" учителю и бывшей подруге
София Коппола получила "Золотого льва" Подведены итоги Венецианского кинофестиваля [видео] Российский фильм "Овсянки" (рецензию читайте здесь), выбившийся в лидеры рейтинга критики, получил награду в формате "пустячок, но приятно": оператор картины Михаил Кричман (известность ему принесли фильмы Андрея Звягинцева "Возвращение" и "Изгнание") получил"Озеллу" за лучшее изображение.
Тем не менее, картина екатеринбуржца Алексея Федорченко (он получил приз из рук члена жюри Ингеборги Дапкунайте, явно посодействовавшей в его получении) прозвучала на фестивале неожиданно сильно, снискав несколько неофициальных наград, самой престижной из которых является приз ФИПРЕССИ – Международной ассоциации кинокритиков. На финальной пресс-конференции Тарантино характеризовал "Овсянок" "чистой поэзией".
Виктор Сухоруков сыграл в "Овсянках" роль отца Аиста – мерянского поэта-самоучки
Отвязная киевлянка и сумасшедшие клоуны
Личность президента жюри - а им в этом году являлся великий и ужасный Квентин Тарантино - не могла не отложить отпечатка на призовой расклад. За бортом остались многие достойные картины, принимавшие участие в венецианском конкурсе – без сомнения, сильнейшем фестивальном соревновании этого года. Ничего не снискали "Ваза" Франсуа Озона, "Черная Венера" Абделатифа Кешиша, чилийский фильм "После смерти" Пабло Лоррейна, китайская "Канава" Ван Биня. Но поскольку хороших и очень хороших фильмов в конкурсе было много, упрекать Тарантино за самоуправство нисколько не хочется. Хотя выбранные им картины, несомненно, укладываются в представления о прекрасном автора "Бесславных ублюдков" и "Доказательства смерти". И не очень вписываются в фестивальные стереотипы, предписывающие награждать томительное "кино не для всех".
Премию имени Марчелло Мастроянни, вручаемую лучшему молодому актеру, Тарантино присудил 27-летней уроженке Киева Миле Кунис, сыгравшей в психотриллере Даррена Аронофски "Черный лебедь" (Black Swan). Обычно этот приз выписывают совсем юным актерам, у сделавшей же себе отличную карьеру в Голливуде Кунис за плечами уже больше 30 картин. И все же широкая известность к ней придет именно сейчас, после "Черного лебедя" - фильма, в котором Кунис сделала куннилингус героине Натали Портман. Не вызывает сомнений, что покинувшая Украину в 7-летнем возрасте Мила – из породы отвязных "крутых телок", которая всегда привлекала Тарантино. Возможно, теперь ее ждет роль в одном из его фильмов.
"Озеллу" за лучший сценарий и "Серебряного льва" за лучшую режиссуру отхватил испанец Алекс де ла Иглесия за самый дикий и отвязный фильм конкурса – "Печальная баллада для трубы" (Balada triste de trompeta). Главные герои – сумасшедшие рыжий и белый клоуны ("В клоуны я пошел, чтобы не стать убийцей", - объясняет один из них) уничтожают вокруг себя все живое, соревнуясь за любовь прекрасной акробатки Натальи. Этот необузданный, варварский, лопающийся от избытка комических гэгов и трюков высокоталантливый фильм не придется по вкусу только тем, кто окончательно утратил чувство юмора. Все остальные придут в неописуемый восторг, которым и преисполнился Тарантино. Получая приз, режиссер Иглесия, долгое время пребывавший в тени утратившего былую легкость Альмодовара, не придумал ничего лучшего, как бухнуться на колени перед Тарантино, с которым потом обнимался и целовался на пресс-конференции.
Криминальное чтиво на старый лад
"Кубком Вольпи" за лучшую женскую роль была по делу вознаграждена юная гречанка Ариан Лабед, сыгравшая в абсурдистской трагикомедии "Аттенберг" (Attenberg) Афины Рэйчел Цангари девушку, отстающую в сексуальном развитии, но изо всех сил стремящуюся наверстать упущенное. Симметричную награду за мужскую роль выдали культовому американскому актеру, режиссеру, нарциссу и скандалисту Винсенту Галло – только не за ту, что он сыграл в собственной картине "Обещания на воде", а за работу в фильме замечательного поляка Ежи Сколимовского "Просто убийство" (Essential Killing). В этой почти бессловесной притче отпустивший бороду Галло (вы видели его в "Аризонской мечте" Кустурицы, "Похоронах" Феррары и недавнем "Тетро" Фрэнсиса Форда Копполы) играет … афганца Мохаммеда, попавшего в плен к американцам и переправленного на военную базу в одну из неназванных (хотя в фильме и звучит польская речь) восточно-европейских стран. Оттуда ему удается бежать, но чтобы выжить в заснеженных лесах, на глазах теряющему человеческий облик антигерою приходится убивать все живое. Чем он и занимается на протяжении всей картины, полной неожиданного сочувствия к этому человеку-животному, в чьей жизни не осталось ничего, кроме инстинкта выживания.
Традиционного "Специального Золотого льва" (его некогда удостаивался Никита Михалков за "12") Тарантино не мог не отдать известному в очень узких кругах 78-летнему режиссеру Монти Хеллману – классику американского независимого кино, не снимавшему 20 лет и вот разразившемуся "черным фильмом" "Дорога в никуда" (Road to Nowhere) – виртуозно рассказанной истории о нравах, царящих в Голливуде, где откатов и криминала, как выясняется, ничуть не меньше, чем в любой другой киноиндустрии. Хеллман был в числе исполнительных продюсеров громкого дебюта Квентина Тарантино "Бешеные псы". Человеческое желание председателя венецианского жюри отблагодарить учителя за все хорошее лично у меня не вызывает возмущения: Хеллман и вправду снял любопытнейший фильм, напрямую протягивающий руку классическим образцам жанра, обильно процитированным в картине.
Слезы за стеклами темных очков
Столь же важным личным поступком для Тарантино стало и присуждение главного приза, "Золотого льва", картине Софии Копполы "Где-то" (Somewhere). Как известно, автора "Убить Билла" и дочь создателя "Крестного отца" когда-то связывали личные отношения, которые, без сомнения, помогли Квентину удобно обосноваться среди голливудских небожителей. Теперь судьба распорядилась таким образом, что он судил ее картину. Кто же виноват, что "Где-то" - лучший фильм, снятый Софией Копполой на сегодняшний день, и одна из лучших картин фестиваля?
После неудавшегося заплыва в Историю в капустнике "Мария-Антуанетта", Коппола-младшая вернулась к более подходящему ей формату интеллигентной минималистской комедии, в которой более чем ощутимы нотки безысходности и экзистенциальной тоски. Именно таковой была картина "Трудности перевода", несколько лет назад тоже впервые показанная в Венеции. Ее главным героем был знаменитый в прошлом актер (Билл Мюррей), поехавший в Японию сниматься в рекламе и разделивший печаль пребывания в Токио со случайно встреченной Скарлетт Йоханссон. Персонаж новой картины "Где-то" (Somewhere) - тоже актер, только на пике звездной карьеры (не столь знаменитый, но отличный Стивен Дорф играет звезду статуса Джонни Деппа, никак не меньше). Он безвылазно живет в знаменитом лос-анджелесском отеле Chateau Marmont, ведет беспутную и бессмысленную жизнь, и только оставшись на несколько дней в обществе отдельно живущей 11-летней дочери (чудная Эль Фаннинг), начинает осознавать всю ее бессмысленность. Разумеется, эта прозрачная, легкая и умная картина отнюдь не сводится ко всегда актуальному и всегда банальному сюжету о поисках смысла жизни человеком, который полностью его утратил. Это и меланхолически отстраненная мелодрама, и нежная история взросления (в первую очередь отца, а не дочери), и гомерически смешная пародия на Голливуд, и личное переживание человека, с детства знакомого с миром богатых и знаменитых….
Перед тем, как вручить приз Софии Копполе, Тарантино на несколько секунд остановил свои пламенные речи, замешкавшись в явном волнении, но что творилось в его душе сказать никак невозможно, поскольку на протяжении всей церемонии он не снимал темных очков.
Стас ТЫРКИН - 12.09.2010
|