К. Боев: Если бы Верховный суд не объявил салафитов вне закона, Таджикистан повторил бы историю Пакистана 19:21 14.09.2010
К. Боев: Если бы Верховный суд не объявил салафитов вне закона, наша страна повторила бы историю Пакистана
На вопросы посетителей сайта "Азия-Плюс" отвечает заведующий отделом фетвы Исламского центра Кобилджон Боев.
Орфография и стилистика авторов вопросов сохранены.
1. Parviz Atoev, atoevparviz@gmail.com
Уважаемый Кобилджон Боев,
1. Является ли правильным в Исламе отмечать день рождения Пророка Муххамада (да благословит его Аллах и приветствует), разве Имоми Аъзам отмечал день рождения Пророка? Я хочу получить от вас точный ответ, так как вы являетесь Заведующим отделом фетвы Исламского центра.
2. Является ли правильным установление надгробий над могилами Мусульман?
3. Можно ли читать молитву без головного убора? Если нет, тогда приведите источник, указывающий на обязательность прочтения молитвы только с головным убором?
Уважаемый Парвиз, спасибо Вам за ваши вопросы, они очень важные.
1. О дне рождении пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) много преданий. В том числе, когда спросили пророка, почему ты держишь рузу, каждый понедельник, то он ответил, что это день моего рождения, и в этот день мне было послано предание о том, что я пророк, и я встречаю этот день молитвами и держу пост. Наши прежние улемы позволили нам праздновать день рождение пророка, но насчет того, праздновал ли день рождения пророка Имоми Аъзам, мы нигде не встречали таких преданий. О дне рождения пророка есть предание, что его празднование имеет больше преимуществ, чем шаби кадр. Но вопрос состоит теперь в том, что о преимуществах шаби кадр написано в Коране? Вместе с тем, в "Тафсири Рухулбаен" говорится, что если бы не было рождения пророка, то и не было бы и шаби кадр, то есть ночи, с которой начинается ниспослание Корана пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
2. Фетвы запрещают устанавливать надгробия, за исключением могил великих людей. Обычно рядом с могилами устанавливаются лишь камни или кирпичи. Можно делать пометки для того, чтобы узнать могилу. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) установил на могиле своего брата камень, чтобы потом узнать его могилу и похоронить рядом с ним других своих близких людей. И тем более неправильно окружать могилу железными решетками, так как по преданиям пророка это отождествляется с адом.
3. Читать молитву без головного убора можно только в случае непредвиденной ситуации. Например, когда вы пошли в мечеть и забыли свой головной убор. В этих случаях можно. Но если вы дома и все рядом, и специально не одевать головной убор, это неправильно. А для женщин вообще нельзя читать молитву без головного убора, не должно быть видно ни одного волоска. Женщина должна прикрыть все, кроме лица, кистей рук и ступней.
2. Halima Naimova, hnaimova@fc.ul.pt
Уважаемый Заведующий отделом фетвы Исламского центра - Кобилджон Боев, поздравляю вас со священным Рамазаном. Могли бы ответить на мой комментарий, благодарю заранее.
Меня беспокоит воспитание детей в Таджикистане. Как вы знаете таджикские семьи многодетные и в основном неимущие. Родители, у которых есть экономическая возможность послать детей в школу, надеются, что их детей будет воспитывать школа. Это не так.
В школе учителя должны выполнять учебную программу, а самые созидательные учителя делают больше, чем учебная программа.
Эта неправильная мысль, что школа должна воспитывать детей, сидит у всех в голове. Дети воспитываются дома, родителями. Элементарные "Адаб" и "Маданият" должны родители воспитывать в своих детях. Если родители сами элементарно не воспитаны, то они также не могут воспитывать своих детей: давать только еду своим детям и когда вырастут быстро женить или выдать замуж - этого мало. Животные также охотятся за едой для своих детей. Так как большинство населения страны, с уважением к другим религиям, мусульмане, какие фетвы существуют относительно воспитания детей? Какой вклад вносит мечеть и Исламский центр в воспитание детей? Зубрение ал-Фуркан вносит вклад в развитие памяти детей, как и выучивание стихов или таблицы умножения. Вы же знаете, что даже переведенный на таджикский язык Коран является тяжелым текстом, с грамматической, религиозной стороны, полон арабских слов, более 50%. Как дети могут быть воспитаны на этом? Спрашивается только для того, чтобы отличать кафир от некафира? Харам от нехарам? Знать, когда Рамазан? Знать, что свидетельство женщины стоит половину свидетельства мужчины, согласно Корану, знать "талок"? Скажите, пожалуйста, вот на такой базе мышления как может развиваться наше общество, где базовая ячейка есть Семья как в любой человеческой организации?
С уважением.
Halima Naimova
Наш пророк говорил, что ребенка сначала должны воспитать мы сами. Мы должны дать ему имя, воспитать его до школьного возраста, и когда отправили в школу, следить за ним. Главное воспитание лежит на плечах родителей. Параллельно с вышесказанными отличиями Ислам пропагандирует изучения современных наук. Есть много фетв относительно воспитания детей "Одоб", "Ахлок". Те, кто учатся в медресе, изучают их, а имам-хатибы берут программы с Исламского Центра, где сказано о воспитании детей, и пропагандируют в мечетях. Доносят до отцов детей. В них говорится, что не надо обучать детей только религии, им нужно дать и другие знания. По этим дорогам нужно идти параллельно. Для того, чтобы дети учились, имам-хатибы говорят, что если во время пятничной молитвы у вас занятия, то учитесь, а молитву можно читать дома. Если бы вся жизнь заключалась только в этом, то Европа бы сейчас не достигла космоса и такого развития, а мы до сих пор не нашли свой халал и харам. Насчет Корана, хочу сказать, что многие слова не переводятся с арабского на таджикский язык, но некоторые из них уже знакомы всем. А то, что вы не понимаете, можете спросить у мулл, которые живут рядом.
3. Имярек, tyu@mail.ru
Уважаемый Боев Кобилджон!
Раньше, в старину, людей с младшего возраста учили хорошим манерам. Была такая книга "Адаб-ус-салихин" (Кодекс приличий Востока) Мухаммеда Садика, по которой преподавали в любом медресе, читали на проповедях в мечетях. И люди вели себя с приличием, соблюдая все нормы общения, которые были приняты у нас.
А что сейчас: мат, ругань, вызывающее поведение, в том числе и среди женского населения. Может стоит вспомнить старину и обязать на всех проповедях учить людей, как подобает вести себя среди людей? И начинать это с самого младшего возраста?
Вы правы, в прежние времена, была книга "Адабу-ус-салихин". Люди изучали и использовали ее. Народ был более воспитан. После того, как ее перестали изучать, везде слышится мат. Со стороны Исламского центра всегда проводится пропаганда в пятничных мечетях, как подобает вести себя в обществе. Мы объясняем людям, что это некрасиво, но население само выбирает свой путь. В основном, это зависит от родителей. Если хоть один раз они потаскают детей за ухо за нецензурные выражения, то дети больше не будут этого делать.
4. Артем Забиров, azabir@mail.ru
Мухтарам домулло Кобилджон,
Суволи ман иборат аз се кисм иборат буда оид ба масъалаи додани талок аз тарафи мард ба зан аст. Пеш аз додани саволи худ як мисоле мехохам ба инобати Шумо биерам. Дар Хиндустон, марде аз истеъмоли май маст шуда ба зани худ бо тарики телефон смс-и "се талок"-ро мефиристонад. Вакте ки дар хона баъди мастиаш хушьер мешавад, ва ба масчиди минтакавиаш рафта аз мулло маслихати дини мепурсад, ба у мефахмонанд, ки у талоки пурраи худро ба занаш додааст. Саволхои ман чунинанд:
1) Ба хамагон маълум аст, ки додани талоки пурра аз гуфтани калимаи "талок" се маротиба аз чониби мард ба зан хаст. Мехостам, ки бифахмам додани талоки пурра дар як маврид гуфтани "се талок" ва е "талок, талок, талок" кифоя хаст? Е, байни талокхо бояд ягон муддати вакт гузарад?
2) Дар замони хозира мардуми мусулмон бисер воситахои электрониро истофада мебаранд. Ое мукин аст ки талокро ба воситаи почтаи электрони, хатхои смс ва е телефон дода шавад?
3) Дар холати масти ва бе шохиди додани талок дуруст аст?
1.Агар шахси талоқдиҳанда, агарчанде маст бошад, вале навиштани смс-ро ба ед дошта бошад, талоқ аллакай вуқуъ шудааст. Лекин агар ин амал ба еди ӯ намонда бошад, талоқаш вуқуъ намешавад, чунки нафари дигаре метавонад аз телефонии ӯ истифода карда ин смс-ро равон кунад.
Хар ду мавриди талоқ хам талоқ ба хисоб меравад.
Агар дар се моҳ, ҳар бор пас аз пок шудани зан як бори талоқ дихад, ин талоки суннати мешавад. Якуякбора се талоқ гуфтан хам талоқ мешавад, лекин ин талоқи будъати мешавад. Мешавад се талоқро яку якбора гуянд, мешавад талоқ, талоқ, талоқ гӯяд. Новобаста аз намуди талоқ, он вуқуъ мешавад.
2.Талоқ сухан аст, ва агар касе ҳам набошад, гӯянда худаш агар фаҳмид талоқ ба ҳисоб меравад, яъне он бо воситаи телефон ҳам вуқуъ мешавад. Шахси шунавандаи ин калима, бояд мутмаъин бошад ки овози мард аз худаш аст. Бо воситаи смс ва умуман хат бошад, фатвоҳо ҳастанд, ки бояд мард иқрор кунад ки инро ман худам навиштаам ва ман барои амали шудани ин кор розӣ хастам. Агар гуяд ки не ман инро нанавиштаам, талок воқеъ намешавад, чунки мумкин аст ин гуфтаҳоро каси дигар навишта бошад.
3. Дар авали китоби "Талоқ" омадааст ки агар шахс болиғ бошад ва новобаста аз он ки мадҳуш аст, талоқ воқеъ мегардад. Оиди шоҳид бошад, агар касе шоҳиди надиҳаду зан гӯяд, ки дар холати мастӣ маро талоқ дод, талоқ вуқӯъ мешавад.
5. Шодрух, toislam@gmail.com
Ассаламу алейкум, уважаемый гость. Если вы не посчитаете сложным, ответьте пожалуйста на 2 вопроса.
1. Не считаете ли вы, что бесконечные заявления Муфтията и имамов Центральной Мечети в Правоохранительные органы на молодых людей, которые причисляют себя к Салафии, являются истинной причиной того, что сегодня Правительство страны, а именно уважаемый Президент Эмомали Шарипович, устал от бесконечных споров, между двумя группами верующих в стране?
2. Почему вы не выступаете против известных "Проповедников", которые открыто выступают против тех или иных поступков Правительства??? Разве в Исламе нам не приказано подчинятся Правителю страны, и уважать его??
1. Это хорошо, что Верховный суд РТ объявил эти группы незаконными, так как в будущем они могли бы увеличиться и усилиться. И наша страна повторила бы историю Пакистана. Каждый день там сжигают и взрывают новые места. В этом случае каждое направление защищало бы свою позицию, и начались бы войны. Это не от усталости президента, а от того, что он думает о будущем страны. У салафитов нет целей насчет Ислама. Их цель создать халифат и разжечь конфликты среди народа. Президент дал им время - 6 месяцев.
2. На совещаниях, которые проходят в Центре, мы просим имам-хатибов, чтобы они последние десять минут своей проповеди выделили для объяснения народу, чтобы не надо выступать против правительства. Есть разные люди: некоторые из них ругают власть, и если вы оказались среди них, напомните им, что это правительство заботится о нас, и мы будем следовать за ним. Муфтий сам учит верующих этому. Он говорит, что в конце молитвы помолитесь и за представителей властей, и не позволяйте народу осуждать или говорить плохо о них. В уставах мечетях также запрещается проводить пропаганду против властей. Заступитесь за правительство, и оно ответит вам тем же.
6. Сайфиддин Рофех, contact@totalpropertycare.us
Асалому алейкум акаи Кобилчон, мой вопрос к вам наверное из разряда этико-эстетика-религиозного плана.
Скажите, пожалуйста, почему у наших религиозных деятелей, да и у многих даже молодых верующих очень заросшая, неподстриженная борода, которую не увидишь в других странах как: Узбекистан, Иран, Турция, даже в тех же арабских странах.
Насколько я знаю, наша религия ИСЛАМ в плане гигиены самая чистоплотная религия, но со стороны неухоженная борода смотрится не очень красиво и порой пугает гостей и туристов. Разве нельзя узаконить какой-то порядок в этом плане.
Ташакури зиед.Сайфиддин Рофех.
Аллах чист, и он требует чистоту. Оставлять бороду, это один из суннатов нашего пророка. Но у каждого есть свой выбор. В шариате сказано, что борода должна быть с размером одно кулака. Но она должна быть чистой, ухоженной, чтобы не вызывать отвращения у людей. Но это личные проблемы каждого человека, а мы только проповедуем это среди имам-хатибов, так как по некоторым преданиям нельзя читать молитву позади человека без бороды.
7. Сайехат Хисоризода, nilu_2000@mail.ru
Дар бораи сатр камтар маълумот медодед!
Сатри аврат ин фарз аст. Худованд фармудааст, ки танҳо бояд руй, кафи дастон ва пойи занони мусалмон намуддор бошад. Ин ҳам бошад барои он аст, ки домодшаванда бояд рӯйи духтарро бинад, то ӯ зебо бошад, ва панҷахои сиҳат дорад, ки аз солимии духтар далолат медихад. Касе ки ин гуфтахоро раъд мекунад, гуноҳи зиедеро бар сари худ мегирад. Лекин он сатрҳое ки имрузхо аз хорича либос меоваранд, вале он ба бадан чафс часпидаги аст, тамоман ба сатрҳое ки дар "Қуръон" оварда шудааст, ҷавобгӯ нест. Либоси миилли бо руймоли калон сатри хубест.
08.09.2010
|