Я.Норбутаев: Мифы Древнего Узбекистана. Миф первый. Да, Ислам Каримов был... 00:10 15.09.2010
Мифы Древнего Узбекистана
В те, уже далекие от нас брежневские времена, когда тогдашние диссиденты только-только впервые озвучили термин "застой", в Узбекистане проявился неожиданный феномен – ренессанс культа личности Сталина. Характерно, что этот "культик" не был спущен массам непосредственно властями, а вырос как бы сам собой из народных низов. Режим этому не особенно препятствовал, сталинизм для партийной верхушки КПСС всегда представлялся боевым знаменем, хотя и временно зачехленным.
Хрущевская "оттепель" в те годы уже окончательно канула в Лету, а когда Леонид Ильич в одном из своих выступлений произнес: "Во времена так называемого "культа личности" Иосифа Виссарионовича Сталина…", всем сразу стало ясно, что теперь про Великого Вождя всех народов можно не только говорить открыто, но и понемножку его нахваливать. Бешенной популярностью тогда пользовались опубликованные мемуары генерала-генштабиста времен войны Сергея Штеменко, где с подчеркнутой дотошностью описывались, к примеру, обеды у Сталина, - как он подходил к столу, сам (!) наливал себе в тарелку борщ или харчо, а в именную рюмку - спиртное, как набивал в трубку табак, кроша всегда для этого папиросы "Герцеговина Флор".
То, что Сталина не забывали в Грузии это понятно, но каким образом подобная любовь вновь вспыхнула у населения Узбекистана? Началось все с того, что портреты Усатого появились почти во всех сапожных будках-мастерских. Цветные лики, где генералиссимус изображен воистину благородным, при всех регалиях и с орлиным взором. Кроме них встречались и фотоснимки с картины неизвестного художника, на которых Сталин стоит бок о бок с сыном-генералом, оба со Звездами Героев. У сапожников сталинскую эстафету перехватили водители грузовиков, они тоже стали вешать портреты Вождя в кабинах автомобилей. И пошло, и поехало. Если у человека появлялось хоть какое-то небольшое помещение, где он был "полноправным хозяином", такой обязательно вывешивал на всеобщее обозрение известный портрет. - А почему у тебя висит Сталин? - При Сталине был порядок! Была Справедливость! Он войну выиграл, каждый год зарплату повышал простым людям и так далее.
Иосиф Виссарионович исподволь стал героем, правда не главным, и некоторых художественных фильмов. Покажется Вождь на экране, ("Посол Советского Союза", "Освобождение"), и весь зал встает и как в былые времена ему громко аплодирует. Причем люди при этом руки поднимают над головой. Это для того, чтобы все вокруг обратили внимание. В 37-ом году, если сосед не заметил твоих хлопающих ладоней, то мог и донести куда следует.
Откуда такое берется в людях? Неужели сотворение кумиров и приверженность к рабскому повиновению передается через поколения на генетическом уровне? И ведь данное свойство присуще не только "советскому" народу. Прочитайте для интереса хотя бы первый десяток страниц романа Лиона Фейхтвангера "Лже-Нерон". Уж каким был злодеем этот, один из самых жестоких римских императоров, но буквально через несколько лет после его смерти нашлась масса людей его боготворящих. Вспомните также пьесу "Дракон" Евгения Шварца, как в ней народ сожалел о "бедном Дракоше". Вот я и решил – дай-ка попробую проэкстраполировать сегодняшнюю ситуацию и представить, - как будут вспоминать граждане нынешнего Узбекистана об Исламе Каримове через некоторое время, после того, как он "чинно стуча копытами, удалится в сторону моря"…
Только, пожалуйста, господа, не обвиняйте меня в отсутствии политкорректности. Хотя и не люблю я эту самую "политкорректность", но на этот раз, пожалуй, против нее не согрешил. Да и ничего страшного в сказанном нет, в конце концов,… все там будем.
Во-первых, слова "чинно стуча копытами" принадлежат не вашему покорному слуге, а российскому Нацлидеру, хотя и сказаны они совсем по другому поводу. Во-вторых, и сам уважаемый Ислам Абдуганиевич в последнее время при общении с коллегами не всегда ведет себя подобающим образом. Можно сказать – ехидничает, определенным образом подкалывает своего визави. И на то - вот вам пример.
Ислам Каримов направил Дмитрию Медведеву телеграмму по поводу теракта произошедшего во Владикавказе 9 сентября с.г. "…С чувством глубокой скорби воспринял весть о многочисленных человеческих жертвах в результате террористического акта во Владикавказе. Выражаю искренние соболезнования и прошу передать слова сочувствия родным и близким погибших". В конце телеграммы стоит дата отправления – 11 сентября! Неужто нельзя было все это написать 10 сентября, тем самым не связывая данный инцидент с одной из самых трагических дат последнего времени?
В подобных случаях вообще не принято говорить о "соболезновании", его выражают только родным и близким покойных. Если бы Каримов направил подобное послание президенту Северной Осетии, тогда другое дело. Обращаясь к президенту РФ следовало бы написать – "выражаю сопереживание", "разделяю боль", или, "сочувствую". Если уж "соболезнования", - то всему народу России. Так принято. Не знаю как вам, но в этих "соболезновании" и "глубокой скорби" кроме фальши, чудится мне даже некоторое глумление. Так, мол, тебе, Медведев, и надо! По крайней мере, искренность в этих словах явно отсутствует.
Но вернемся же к вопросу о том, как возможно станут вспоминать о Каримове будущие поколения. Какие при этом родятся новые мифы? Полагаю… Миф первый. Да, Ислам Каримов был жестоким правителем, но к этому его вынуждало "само время". В стране было много врагов народа, и Президент был вынужден всех их сажать в тюрьмы. А простых людей он не трогал.
Миф второй. При Каримове народу жилось очень хорошо, по несколько раз в году он своими Указами увеличивал зарплату. Построил для людей множество колледжей. За свои личные деньги приглашал зарубежных футболистов поиграть за местные команды.
Миф третий. В каримовские времена все стоило очень дешево. За один доллар на такси можно было объехать пол-Ташкента. На базарах продукты были, чуть ли не бесплатными.
Миф четвертый. Сам Ислам Абдуганиевич был добрым и отзывчивым. Но его окружали плохие чиновники, которые обманывали Президента, и, пользуясь его доверчивостью, вершили свои темные дела. А он их за это иногда снимал с работы.
Миф пятый. Каримов был необычайно справедливым. Узнав, что его дочь нечиста на руку он безжалостно разорил принадлежащую Гульнаре компанию "Зеромакс".
Миф шестой. Все близлежащие соседние государства буквально трепетали перед первым узбекским Президентом. Даже лидеры великих государств чрезвычайно уважали его за ум и рассудительность.
Миф седьмой. Ислам Абдуганиевич был выдающимся ученым-экономистом. Созданная лично им антикризисная программа, имеющая под собой научный фундамент, уберегла страну от Второго Великого мирового экономического кризиса.
Миф восьмой. Каримов очень заботился о придании современного облика городам и селам страны. Под его личным руководством были возведены величественные сооружения, ни в чем не уступающие знаменитым древним памятникам архитектуры.
Миф девятый. Ислам Каримов отличался необычайной скромностью в быту. Он никогда не носил дорогих наручных часов, из одежды у него всего-то было только два-три скромных костюма, а не расшитые золотом халаты. Никогда не награждал сам себя орденами и медалями, хотя и заслуживал их как никто другой.
Миф десятый. Весь народ страшно любил Каримова и всегда на выборах голосовал только за него. С его именем люди связывали царящие в стране мир, спокойствие и благоденствие. Еще немного и мы бы под его мудрым руководством вступили в Великое Будущее.
Можно было бы легко набросать эскизы еще пары десятков подобных мифов, оставляю их фантазии читателей.
Теперь представьте себе, что лет этак через ….надцать вы входите в затрапезную сапожную будку, а на стене висит портрет широко улыбающегося Ислама Каримова. Ну, как? Ядгор Норбутаев
|