"Washington Post": Тернистый путь мусульман в Америке 00:32 15.09.2010
"Washington Post": Тарик Рамадан о тернистом пути мусульман в Америке
Даже теперь мусульмане должны верить в Америку
Лишь недавно казалось, что Европа была частью Запада, где страхи перед исламом проявлялись самым очевидным образом, с их ожесточенной полемикой в отношении запретов на ношение головных платков или строительства мечетей во Франции, Германии, Нидерландах и Швейцарии. В то же время за последние недели, как представляется, произошло изменение отношений Америки с исламом. Сражение в отношении запланированного создания исламского общественного центра около "нулевого цикла" в Нью-Йорке и предполагаемого сжигания Корана пастором из Флориды выявило такие же опасения, и журналисты и интеллектуалы (включая, по иронии судьбы, и европейских) моментально среагировали на то, чтобы описать рост исламофобии в Америке. Опросы показывают, что почти половина американцев рассматривают ислам в неблагоприятном свете, и опасение, вызываемое этой верой в Америке, являются бесспорным. Но является ли оно столь же простым, как ксенофобия и расизм? Я в это не верю. Естественные и понятные опасения могут быть трансформированы в активное отвержение и открытый расизм, когда политические рассуждения и освещение в СМИ раздувают пламя пожара в идеологических, религиозных или экономических интересах. Именно это и происходит в Америке сегодня. Значительное большинство американцев знает мало что об исламе, но, тем не менее, опасается его как насильственного, экспансионистского и чуждого их обществу. Проблемой, которую предстоит преодолеть, является не ненависть, а невежество. Проблема для мусульман в Америке состоит в том, чтобы отнестись с уважением к опасениям простых людей, наряду с сопротивлением использованию таких страхов политическими партиями, лобби и секторами СМИ. Чтобы справиться с этой проблемой, мусульмане должны переоценить собственную причастность, поведение и вклад, вносимый в американское общество. Отрицательное восприятие ислама вряд ли является новинкой на Западе - оно уходят корнями ко временам средневековья, но не к 11 сентября 2001 года. В конце ХХ столетия оно было открыто продемонстрировано в моменты таких кризисов, как иранская революция и дело Салмана Рушди, что создало предположения о том, что ислам угрожал интересам Запада в сфере безопасности, а также таким основным ценностям, как свобода выражения мнения. Совсем недавно террористические атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон (так же как и в Бали, Мадриде и Лондоне) так же, как и фиаско с карикатурами в Дании, казалось бы, лишь подтвердили многим на Западе то, что ислам является врагом, навсегда отчужденным от них. Войны в Афганистане и в Ираке и продолжающийся израильско-палестинский конфликт подпитывают те же самые опасения. Новые реалии ситуации на внутренних фронтах в Европе и Америке также углубляют эти отрицательные чувства. То, что мусульмане становятся все более заметными - через одежду, мечети, даже цвет кожи - показывает, что западные общества меняются, и такие перемены часто вызывают страх. Гомогенные идентичности, будь то реальные или предполагаемые, становятся расплывчатыми, в то время, как американцы и европейцы задаются вопросом о будущем их стран и культур. Мусульманское присутствие также часто сходится воедино с гораздо более значительными дебатами по иммиграции. Будущее Соединенных Штатов видится весьма блеклым без поддержки иммигрантов экономике, но при этом существует глубокое культурное и психологическое сопротивление этой неизбежной действительности. Это касается не только латиноамериканцев, но и мусульман, которые уже являются, а в дальнейшем все больше будут становиться частью американского общества. Если мы добавим к этим факторам общую нестабильность, связанную с войной и с экономическим спадом, мы получим картину своего рода кризиса идентичности в Америке. И мы увидим, как страна иммигрантов, основанная на свободе выражения и религии, может в настоящее время оказаться разорванной сомнениями, недоверием и страхом. Не удивительно, что присутствие мусульман вызывает тревогу и почти прямо отвергается. Американские мусульмане должны понять источники этих опасений и должны вести себя соответствующим образом. Каковой бы ни была подпорченной атмосфера на сегодняшний день, Соединенные Штаты от природы не являются антиисламскими в религиозном или антимусульманскими в расовом смыслах. Наступило время для мусульман не быть в обороне, прекратить извиняться за свое мусульманство и быть более наступательными в отношении своих ценностей, обязанностей, прав и вклада в общество, в котором они живут. Наступило время для выхода из интеллектуальной, социальной, политической, экономической или культурной изоляций. Новые мусульмане-американцы (в основном прибывающие из Ближнего Востока или Азии) должны учиться большему из исторического опыта афроамериканцев - как мусульман, так и не мусульман. Когда-то оказавшиеся порабощенными и оклеветанными в Соединенных Штатах, они теперь вовлечены во все господствующие американские дебаты и виды деятельности, будь то образование, правосудие, политика, культура, искусство или спортивные состязания. Их борьба далека от завершения, но они показывают путь для продвижения вперед для американских мусульман. При более активном участии мусульмане могут получить более глубокое ощущение того, что значит быть американцем, чувствовать себя более уверенно, общаться и взаимодействовать со своими согражданами. Суть жизни заключается не только в предъявлении прав, но и в ощущении чувств коллективной уязвимости. Нет ничего невозможного в том, чтобы защищать чьи-либо права, в то же самое время признавая и понимая чаяния других. Это приводит нас в гущу основных дебатов, на настоящий момент касающихся ислама в Америке. Без сомнения, мусульмане имеют законное право на строительство общественного центра около "нулевого цикла". В то же время я полагаю, что такое решение не является мудрым, если учесть существующее чувство коллективной болезненности в американском обществе. Наступило время выйти за рамки прав и достичь общего знаменателя: построить его в другом месте, если это возможно, было бы благоразумным и символическим жестом. Поступить так не означает, что мы должны согласиться с ложной предпосылкой о том, что ислам несет ответственность за события 11 сентября 2001 года. И это не означает принесение в жертву общих прав популистским, неоконсервативным и религиозным фундаменталистским голосам, которые стремятся трансформировать проблему в новое столкновение цивилизаций. Все американцы, будь они мусульманами, евреями, христианами, индуистами, буддистами, атеистами или агностиками, которые настроены способствовать продвижению справедливого и плюралистического общества, должны сопротивляться сегодняшним безрассудным страхам. И по мере того, как я наблюдаю не только за сражением в Нью-Йорке, но и за реакцией на угрозу преподобного Терри Джонса сжечь Коран во Флориде во время годовщины 11 сентября, я ощущаю в себя оптимизм. Мы видели, что еврейские и христианские представители, как и интеллектуалы и художники со всех сторон политического и религиозного спектра, выражают поддержку исламскому центру, потому что это поможет навести мосты между религиями и гражданами. Эти голоса, во всем их разнообразии, представляют как эволюцию, так и позитивное суждение о ситуации со стороны Америки, и их необходимо услышать и ценить. Осуждение подавляющим большинством "Дня сжигания Корана", по всей возможности, мотивировалось, в частности, его потенциальными последствиями для солдат США в Афганистане (как генерал Дэвид Петрэус предупредил об этом). Но ясно и то, что многие американцы думают, что такой непочтительный акт пересек бы недопустимую линию. Опять-таки, мы услышали разнообразие голосов, призывающих к уважению и достоинству. Американское общество, включая мусульман, стоит перед выбором: им может двигать недоверие, фундаментализм и популизм, или оно может полагаться на конструктивные религиозные и гражданские организации, работающие на создание лучшего общего будущего. Борьба мусульман за уважение, правосудие и понимание в Соединенных Штатах только началась, и мусульмане не смогут выиграть ее самостоятельно. К счастью, страна полна формальных и неформальных союзов людей доброй воли, способствующих продвижению плюрализма и готовых поддержать их. Эта работа не является простой, и на это уйдет уйма времени, решимости и мужества. Но независимо от того, какие противоречивые моменты могут бушевать в Нью-Йорке, Флориде или в другом месте, мы должны верить в надежные, позитивные силы, находящиеся в действии в американском обществе. (Тарик Рамадан - профессор современных исламских исследований в Колледже Св. Антония в Оксфордском университете, является автором книги: "Поиск значения: развитие философии плюрализма". Его самое последнее эссе в разделе "Перспективы" газеты "Washington Post" под названием "Почему я запрещен в США", появилось в октябре 2006 года).
Тарик Рамадан "Washington Post", 12 сентября 2010 года Перевод – "Zpress.kg-UVU"
|