Я.Норбутаев: Кризис жанра. Узбекская литература в поисках современного героя 00:16 20.09.2010
Кризис жанра (стеб)
На днях в Ташкенте в здании Национального академического драматического театра состоялась научно-практическая конференция "На сцене – образ современного героя". Данное мероприятие почтило своим вниманием высокое начальство - министр по делам культуры и спорта Узбекистана Анвар Джаббаров, первый заместитель председателя Союза писателей Сирожиддин Саййид, генеральный директор творческо-производственного объединения "Узбектеатр" Омонулла Ризаев, а также другие высокопоставленные деятели от культуры и искусства. Об этом сообщило агентство "УзА" в статье "Создание образа современного героя - веление времени", автор Н. Усманова.
Конференция по своей сути больше напоминала обыкновенный административный разнос с последующей накачкой, правда пока без соответствующих принципиальных оргвыводов. Тем не менее, вопросы "Где?" и "Почему"? были поставлены ребром и со всей вытекающей прямотой.
- Где, уважаемые режиссеры и артисты, драматурги и просто писатели, - где, спрашивается, наши зрители могут увидеть на сцене образ молодого современника, созидателя Великого Будущего? В то время, как вся страна охваченная единым порывом под мудрым руководством Нашего Президента, …… а вы? Кто за вас, уважаемые служители Мельпомены и Талии, должен перед развивающимся ГАРМПОКОЛЕНИЕМ, ("гармоничным поколением" - Я.Н.), раскрывать ОБРАЗА героев новой формации? Вам же было ясно указано – само время велит их создавать! Так действуйте же! - Наш Президент, отмечая неоценимую роль театрального искусства, ничего не жалеет для вас, он неустанно строит все новые и новые здания театров, Дворцов Культуры и других "культурных заведений", причем все они соответствуют мировым стандартам… А вы? Как вы откликнулись на заботу Нашего Президента? Как, ответьте, в дальнейшем собираетесь еще больше повышать духовность нашей молодежи?
Нечего сказать, все высказанные упреки были абсолютно справедливыми, потому что соответствующих ОБРАЗОВ на сегодняшних сценических подмостках, да и за кулисами действительно нет. - Мы не виноваты – заявили в один голос режиссеры и артисты. – Мы были бы рады создавать образа с высокой духовностью, но у нас нет исходного материала, то есть сценариев. На одной классике сегодня далеко не уедешь. Само время требует новых сценариев. И это справедливо.
- Возьмем хотя бы того же Вильяма Шекспира… – пояснили режиссеры и артисты. Его Гамлет уже в первом действии конкретно заявляет: "Прогнило что-то в датском государстве"! Какие ассоциации могут вызвать такие безответственные слова у представителей нашего гармпоколения? Вдруг молодежь воспримет реплики Принца Датского как намек на наше родное Отечество? Потому мы, театральные работники, вынуждены подобные выражения снабжать соответствующими ремарками, которые гробовым голосом за сценой произносит Призрак. "Феодальная Дания в те годы по многим причинам не выбрала собственный путь национального развития, и потому-то до сих пор ее экономика и культура пребывают в упадке".
То же самое вышло и с постановкой пьесы "Бой ила хизматчи" ("Бай и батрак"). Чтобы не вызывать у зрителей ненужных аллюзий мы вынуждены были каждый акт предварять разъяснительной лекцией. Это, мол, раньше дехканам жилось очень плохо, а сейчас им живется очень хорошо. После того, как чтения предактовых лекций по продолжительности превысило само театральное действие, данную пьесу пришлось исключить из репертуара.
От себя добавляю, что полностью согласен с тем мнением Президента Узбекистана, когда он подчеркивает важность театрального искусства в деле воспитания молодежи. Хотя из всех видов искусств важнейшим для нас по-прежнему является телевидение, но и о театре забывать никак нельзя. В его камерной атмосфере можно обкатать новый спектакль, выявить реакцию зрителей, а уж затем на этой базе создать многосерийный телефильм воспитательного характера.
Так почему же отечественные драматурги и просто писатели до сих пор не создали ни одного эпического произведения достойного Эпохи Независимости? Для них, казалось бы, действительно созданы все условия, включая реконструкцию "Дома творчества" и спецполиклиники на 50 посещений в день, а они так и не откликаются на проявленную Президентом заботу. Не хватает у них таланта или же отдельные представители сценаристского цеха держат камень за пазухой? С последними, если потребуется, несомненно разберутся компетентные органы.
Со своей стороны скромный автор этих строк готов оказать посильную помощь представителям отечественной драматургии, так сказать – разбудить от летаргического сна и окрылить их таланты, указать на основные направления и предостеречь от возможных ошибок.
Лучше всего было бы написать пьесу в духе романа "Как закалялась сталь" Николая Островского. Приблизительно следующим образом.
…Молодой герой самоотверженно, не щадя своей крови и даже самой жизни борется с множеством врагов Государства и в конце концов одерживает над ними убедительную моральную победу. Он, герой, - храбр, честен, самоотвержен и потрясающе духовен. Не забывает национальных традиций, постоянно конспектирует труды Президента. Все же его противники напротив - жалки, убоги мозгами, трусливы и малограмотны. На сцене разворачиваются впечатляющие картины противостояния Добра и Зла. …При задержании шайки религиозных экстремистов наш Главный Герой совершает акт самопожертвования, бросается под колеса автомобиля начиненного взрывчаткой, причем за несколько минут до того, как по этой улице должен был проследовать кортеж Главы Государства. Тем не менее, Герой остается в живых, хотя и без рук, без ног и без кое-чего другого. Врачи долго борются за его жизнь, и их усилиям способствует письмо с пожеланием скорейшего выздоровления направленное лично Президентом. В финале спектакля Главный Герой на костылях и его верная возлюбленная встречают рассвет на берегу Анхора. Звучит радостная мелодия.
Сам по себе проект данного сценария не плох, но может быть забракован цензурой. Сегодня в нашей стране не может быть слишком много нехороших людей противостоящих Главному Герою. Это не типично. Но если врагов будет мало, то как же при этом достоверно высветить образ Главного Героя? Цензура же предпочитает чтобы на сцене Хорошее боролось лишь с Очень Хорошим. Поэтому предполагаемому автору сценария следует предварительно получить соответствующие справки из таких ведомств, как СНБ, МВД, МЧС, МО и аппарата Президента о допустимом количестве врагов Главного Героя и их конкретной подчиненности. То есть – кому эти враги служат на самом деле?
К сожалению, следует констатировать, что подобные документы потенциальному автору будущей пьесы вряд ли удастся получить. Брать на себя ответственность даже за небольшое количество врагов органы и чиновники не захотят, потому что это как бы умаляет эффективность их деятельности. Если допустить, что врагов много, то куда же они смотрят?
По такому случаю предлагается более облегченный вариант сценария. Что-то на подобии "Ромео и Джульетта".
…В одной махалле уже давно проживают два очень порядочных и уважаемых семейства, одно "М", а другое "К", назовем их условно так. Случилось, что много лет тому назад между ними пробежала собака и с тех пор образовалась натуральная вражда. Неожиданно юноша из семейства М по имени Р полюбил девушку из семейств К, по имени Д, а та трепетно ответила ему взаимностью. Молодые втайне от родных совместно занимаются, готовятся к поступлению в престижный вуз. Об этом узнает одна Зловредная Старуха и распускает слух про то, что, якобы, на самом деле молодые люди не штудируют труды Президента, а занимаются сексом по-западному, в самой извращенной форме. Узнав об этом брат девушки, по имени М, бросается с ножом на юного Р, но тот обезоруживает противника ловким приемом самбо, так как уже давно состоит в рядах "стражей махали". Напряжение отношений между семействами достигает своей кульминации, но тут в дело вмешиваются представители молодежной организации "Камалот" и махаллинские аксакалы. Они-то и выясняют, что причиной древней семейной вражды, а также всех нынешних сплетен, является та самая Зловредная Старуха. Ею заинтересовались Органы и выяснили, что данная Старуха является ярой ваххабиткой, мошенницей и спекулянткой кислым молоком. Оба семейства, М и К, наконец мирятся между собой и приглашают на свадьбу своих детей всю махаллю. В финале – свадебный туй, много танцев и радостной музыки.
Все вроде бы и неплохо, но и этот сценарий может не устроить придирчивых рецензентов. Мало в нем патриотичности, созидательного духа, ритма времени, да и сама интрига довольно мелковата, не берет зрителя за живое. Такую пьесу можно поставить в одном-двух провинциальных театрах и эти спектакли давать, исключительно перед праздником Навруз.
Тогда – другой вариант. Суровая современная драма.
…Молодая Героиня приезжает в столицу из далекого кишлака, чтобы поступить в институт, но, к сожалению, на вступительных экзаменах не добирает всего лишь одного балла. Ей стыдно перед родителями и односельчанами, девушка решает временно остаться в Ташкенте. Буду, мол, пока работать, а по вечерам посещать подготовительные курсы. Неожиданно невинная барышня попадает в лапы подкатившегося к ней Красавчика, на самом же деле отъявленного негодяя. Под видом трудоустройства он, оказывается, собирается продать Героиню в качестве сексрабыни в притоны Сан-Франциско. Если такое не устраивает, то можно написать – "…в грязные бордели казахского Капчагая". Юная девочка совсем запуталась. Но тут на помощь приходит успешный Функционер из молодежного общества "Камалот". Он-то и раскрывает Героине глаза на суть Красавчика. Тот оказался на самом деле – мелким жуликом, подлым наркоманом и безудержным эксгибиционистом, ни во что не ставящим национальные традиции. За ним в начале третьего акта приезжают сотрудники милиции и уводят. Героиня выходит замуж за Функционера. На свадьбу приглашается большое количество симпатичных камалодчиков и камалодчиц. Родители невесты рыдают от счастья. Много танцев и радостной музыки.
Что, и такой сценарий вам не подходит? Не достает эпичности? Ритм эпохи не выдержан? Тогда нате вам!
Проект эпохальной четырех актовой пьесы-эпопеи. Название – "Незабываемый 1992 год". В первом действии на сцене появляется разъяренная толпа. Люди идут кого-то бить и громить. Но вдруг перед ними возникает на лихом коне Президент Ислам Каримов, еще совсем молодой. - Стойте! Вы идете убивать своих братьев? Тогда убейте меня первым! Пораженная невиданным мужеством толпа быстро стихает, народ возвращается к трудовым будням. Далее следует последовательное изложение героических событий из жизни Президента за весь 1992 год. Можно и за 1993… В финале артист играющий Президента неожиданно обращается непосредственно к зрителям сидящим в зале: - Кто это передо мной? Чьи это юные счастливые лица? Нежели это и есть гармонично развитое поколение 2012 года? Это для вас мы с незабываемого 1992 года строили колледжи и Дворцы Форумов, проводили реформы по пяти принципам, укрепляли нашу национальную валюту и международный авторитет… Ну и так далее.
На роль президента хорошо бы пригласить какого-нибудь очень известного актера с повадками Омара Шарифа.
Если сценарий будет одобрен Главным Цензором республики, то бьюсь об заклад, что автору гарантирована самая престижная Государственная премия в области литература, а может быть, даже заодно и Орден дадут…
Так что – вперед, уважаемые драматурги и просто писатели! Пришпорьте свою фантазию и благословясь научными трудами Нашего Президента принимайтесь за работу. Родина ждет от вас литературного подвига!
Ядгор Норбутаев
|