К.Маликов: В Кыргызстане нет ни религиозной, ни светской элиты... 09:39 21.09.2010
Государство и религия – как сделать партнерство эффективным? - 20.09.2010
Кадыр Маликов директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика"
Государство без религиозных ценностей не может двигаться
- Кадыр, что означает, по вашему мнению, понятие "светское государство"? И каково место религии в таком государстве?
- Светскость, или сикурялизм – имеет три модели. У нас, к сожалению, работает французская система – атеистическая, оставшаяся после СССР. Это тотальное отделение религии от государства, от гражданина. Но такое физически невозможно: отделить веру от человека! Вторая система построена на сотрудничестве, партнерстве. И разделение происходит между отдельными институтами. У нас же каждый чиновник трактует понятие светскости по-своему. Этому способствует и то, что этот вопрос не до конца прописан в Конституции. А ведь мы наблюдаем необратимый процесс, который будет продолжаться: связанный с идентификацией государства и т.д. Необходимо, чтобы религиозные ценности заняли свою нишу в общественном положении, чтобы верующие заняли свое место в политической жизни государства. Везде мы наблюдаем влияние религии, даже в выборных процессах. Надо отделить религиозные организации от вмешательства государства.
К сожалению, наши политические элиты воспринимают такие модели не всегда положительно: высокопоставленные чиновники связывают понятие светскости с потерей своей власти. Хотя наоборот! Государство без религиозных ценностей не может двигаться. Оно нуждается в них. Государство у нас вроде бы дистанцируется от религии, но, тем не менее, вмешивается в ее дела. Например, государство взяло на себя функции регулирования хаджа. А оно должно было взять на себя еще и некоторые обязательства в таком случае: например, обеспечение социальных прав всех имамов мечетей, входящих в ДУМК. Пусть тогда берет на себя выплаты зарплаты, обеспечение пенсий. Это тонкая сторона, и мы к ней еще вернемся. Не надо закрывать глаза, этим проблему не решишь. Надо ее обсуждать и не бояться, давать выслушать друг другу, чтобы были гармоничные отношения между этими разными системами – светской и религиозной. Всегда можно найти мостик.
- Какой должна быть политика в отношении религии в Кыргызстане?
- С учетом сегодняшней ситуации – политической, экономической, социальной – политика государства должна быть направлена на поддержку традиционных религиозных ценностей, которые исторически сложились в Кыргызстане. Не вмешиваться, а помочь конфессиям и, в первую очередь, мусульманскому большинству, в реформировании религиозного образования, чтобы оно создавало условия для качественного развития интеллектуальной мысли, для снятия социального напряжения, чтобы ислам служил безопасности государства, решал социальные проблемы, укреплял семейные ценности… И, в первую очередь, был идеологическим щитом против радикальных течений. В этом направлении государство должно работать. Чиновники старых взглядов, сидящие во власти, боятся перешагнуть через эту черту: для них это тождественно потери власти. Политика должна строиться на этой основе и должна быть преемственной: на 30-50 лет вперед просчитанной. Но мы не успеваем: слишком быстро происходят политические события у нас и в мире. И самое главное – нет кадров. У нас нет ни религиозной, ни светской элиты.
- Постоянно возникают споры вокруг хаджа. На ваш взгляд, как и кто должен его организовывать?
- Согласно Конституции, хадж – это прерогатива ДУМК. Хадж – это религиозный обряд. Скандал после апреля вынудил государство вмешаться и в одностороннем порядке без совета улемов принять такое решение. Но сейчас, когда ситуация стабилизировалась и в муфтияте будет проведена реформа, государство обязано вернуть эти функции ДУМК. Либо Комиссия по делам религий должна поменять свой статус: стать Министерством по делам ислама, как в Турции.
- В какие вопросы может вмешиваться государство, а в какие – категорически нет?
- Комиссия по делам религий имеет право вмешиваться в деятельность любой религиозной организации, действующей на территории Кыргызстана, при существовании угрозы безопасности, терроризма и т.д. Даже если организация имеет внешнее управление. И, конечно, в рамках международных соглашений. Комиссия не должна вмешиваться в кадровые вопросы, а это, к сожалению, происходит часто. Комиссия по делам религий должна учитывать, что любой провал или плохое исполнение неких программ может обернуться большим скандалом внутри мусульманской общины. Должна быть прочерчена грань между простым контролем и вопросами безопасности.
- Равносильные ли понятия "духовность" и "религиозность"? Означает ли религиозность принятие внешней схожести, скажем, с арабскими мусульманами: бороды, хиджабы, балахоны?
- Не совсем. Религиозность – это практика той или иной религии. А духовностью может быть культура, основанная на традиционных ценностях. Она более обширна и может охватывать светскую часть общества. Религиозность подразумевает любую конфессию: иудейскую, православную, мусульманскую. Это практическое исполнение требований своей религии. Для иудеев, допустим, это обязательное исполнение субботы, ношение бороды и т.д. В исламе есть свои запреты, разрешения, обязанности. Если человек следует им – он религиозен.
- Как построить эффективное партнерство государства и религии?
- Необходимо выстраивать диалог внутри общества, между светскими людьми и религиозными. Нужно больше разъяснительной информации друг о друге, о правах и прочем. Нас объединяет наше гражданство, наша гражданская и национальная ответственность, общие культура, история. Это все – основа для объединения. И это нужно доводить до чиновников. К сожалению, должны смениться поколения чиновников, чтобы прийти к согласию, к тому, чтобы были искоренены двойные стандарты: верующий-неверующий. Власть должна относиться одинаково и к тем, и к другим. У нас, к сожалению, верующие оказались за бортом.
21.09.2010
|