Орхан Джемаль: Москва исламская, или Дамоклова мечеть 13:12 22.09.2010
Москва исламская
За последние 20 лет новые московские мусульмане создали фактически параллельный мир. Кого-то из "старых" москвичей это пугает, но есть и такие, кому оказалось комфортно сосуществовать с пришлыми иноверцами Прямо в центре Москвы, рядом с рестораном "Пекин", есть ателье NewHidjab. Его владелица Наталья Бохадури – русская мусульманка, вышедшая замуж за афганца. Здесь работают четыре женщины: ингушка Залина, черкешенка Динара, русская Надежда и узбечка Наргиза.
Дамоклова мечеть
Залина рассказывает, что еще недавно работала в Новогиреево в салоне штор. Но год назад приняла решение "закрыться", то есть носить хиджаб,-после чего ее сократили. Найти работу в другом магазине или в школе выпускница химфака не смогла. Тогда она дала объявление на сайте www.muslimboard.ru о том, что ищет работу, где можно носить платок и где не возражают, что сотрудники несколько раз в день прерывают работу на 15 минут, чтобы помолиться. Нашла исламское ателье. Правда, по словам Залины, православная Москва намного терпимее мусульманской Назрани: "Там за такой платок сразу же задержат, отведут в ФСБ, снимут отпечатки пальцев, поставят на учет".
Ателье NewHidjab – удачный пример небольшого исламского бизнеса, который оказался удобен всем. Но московским мусульманам требуется не только работа. В Москве появились детские сады и школы, считающиеся исламскими. Была такая репутация, например, у международной школы-интерната №56. На самом деле она была не исламской, а экспериментальной, с углубленным изучением иностранных языков, в том числе и турецкого. Ее ученики стабильно занимали призовые места на всех олимпиадах по биологии, которую преподавал турок Дуран-бей. В школе, естественно, было много и русских учеников. Интернациональная идиллия закончилась в прошлом году. В школе прошли обыски, у турецких преподавателей обнаружили информационные материалы экстремистского содержания. Их всех депортировали.
Один из центров неизвестной исламской Москвы – гостиница "Севастополь". В 90-е она превратилась в торговый центр, которым управляла многочисленная диаспора афганцев. Гостиничные номера превратились в маленькие магазинчики, где торгуют как мусульманскими товарами, так и обычным ширпотребом: косметика, бижутерия, кальяны, игрушки, замки, бинокли. Афганец Асад, например, продает гобелены, выпущенные в Иванове. Лик Иисуса Христа стоит 1200 рублей в розницу и 900 оптом, голландский пейзаж – столько же, а Путин в розницу идет всего по 1000 рублей. Свой бизнес Асад считает вполне успешным – ему хватает на жизнь и на то, чтобы иногда летать на родину в Афганистан.
На первом этаже гостиницы – кафе, где готовят из халяльного (дозволенного) мяса. По исламским нормам мусульманин может есть лишь мясо животных, забитых с соблюдением необходимых ритуалов. Мясной бизнес оказался, пожалуй, самым востребованным в Москве. В начале 90-х правильное мясо можно было найти лишь в маленьких магазинах при мечетях. А еще в супермаркетах были замороженные французские куры, забитые с учетом исламских норм. Потом почти на всех рынках появились мясные прилавки с вывеской "халал", затем соответствующими отделами обзавелись сетевые магазины "Ашан" и "Метро". Несколько лет назад менеджмент подмосковных мясокомбинатов осознал, что мусульман в регионе действительно много, и на многих производствах появились линии, выпускающие халяльные колбасы: "Татарская", "Восточная", "Байрам".
Половина покупателей халяльного мяса – вовсе не мусульмане, утверждает владелец подмосковного мясокомбината "Сафа" Ибрагим Насыров. В магазине при мечети на проспекте Мира в очереди всегда много русских. На вопрос, зачем им "мусульманское мясо", они обычно отвечают: где же еще взять парную баранину по таким ценам.
Как грибы стали расти специальные рестораны и кафе – причем именно для мусульман, а не для любителей восточной кухни. К примеру, на площади Ильича можно найти кафе, которое специализируется на европейских блюдах, сделанных с соблюдением исламских норм. Там, к примеру, подают халяльное карпаччо.
21.09.2010 Орхан Джемаль
|