"Associated Press": Незавидная участь африканцев в Кыргызстане. Бывшие эфиопские курсанты оказались в... 00:23 24.09.2010
Бывшие эфиопские курсанты оказались в бедственном положении в Кыргызстане
Tокмок, Кыргызстан. Мягко подпевая грустным напевам эфиопской музыки, Хайманот Тесгей и его друзья переносятся мысленно обратно на свою родину в Африке, расположенной далеко от этой страны в Центральной Азии, где они оказались в бедственном положении на протяжении двух десятилетий. За все это время они выдержали ужасающие расовые издевательства и приложили отчаянные усилия для того, чтобы найти средства к существованию - свидетельства тех путей, через которые безвозвратно меняются жизни, когда рушатся империи и режимы. Тесгей - в свое время честолюбивый летчик-истребитель - был одним из 80 эфиопских курсантов, отправленных на советскую базу военной подготовки, расположенную в отдаленной республике Кыргызстан в 1989 году, чтобы освоить искусство полетов на боевом самолете. "В то время в Эфиопии было военное правительство и из-за соглашения между Советским Союзом и Эфиопией они имели обыкновение обучать пилотов для военно-воздушных сил страны", объяснил Тесгей. На протяжении двух лет как Советский Союз, так и марксистский режим в Эфиопии прекратили свое существование, вынудив курсантов очень внимательно подумать о своих перспективах на будущее в странном и иностранном государстве. Почти 20 лет спустя и все еще опасаясь репрессий у себя на Родине за ту небольшую роль, которую он сыграл при зверском режиме свергнутого марксистского лидера Менгисту Хайле Мариама, Тесгей оказался здесь в безвыходном положении - за тридевять земель от семьи, которая значительно постарела без него. Часть эфиопов нашли способы уехать в первые же годы, эмигрировав или запросив политическое убежище, в то время, как другие рискнули вернуться домой. Считанное их число, которые решили остаться, были убиты. Только девять из них в настоящее время остаются в Кыргызстане, и они образуют сплоченную группу, часто встречаясь для того, чтобы поесть привычную еду, спеть старые песни и вспомнить прошлое. Слушая шелковистый, свободно текущий эфиопский джаз, Тесгей стремится сдержать слезы, охваченный тоской по настоящему дому. "Когда я ее слушаю, то схожу с ума. Я нахожусь в воздухе без компаса, и не знаю, куда я двигаюсь", сказал Тесгей. "Особенно в настоящее время для нас... У меня нет слов для того, чтобы объяснить это, все это идет отсюда", сказал он, указывая на свое сердце. Некоторые из эфиопов находят себе средства для существования, работая в качестве таксистов в Токмоке - небольшом городе, в котором когда-то размещалась военная база. Модель бомбардировщика "Ильюшин-28" все еще стоит на пьедестале около главной дороги в качестве напоминания автомобилистам, проезжающим через это сонное и пыльное место о его авиационном прошлом. Но бывшая учебная база, расположенная лишь на прогулочном расстоянии от тесной квартиры советской эры Тесгея, в настоящее время представляет собой заброшенную пустошь, покрытую сорняками и мусором. Кыргызстан представляет собой богатое смешение разнообразных этнических групп, включая узбеков, русских, корейцев, немцев и турок-месхетинцев. Но межэтнические отношения часто являются проблематичными, что лучше всего было продемонстрировано в ходе разрушительных межэтнических столкновений между кыргызами и этническим узбекским меньшинством в начале этого года, в результате чего погибли сотни людей, главным образом узбеков, и сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. В то время, как трения между кыргызами и узбеками являются свидетельством исторических обид из-за земли и власти, то некая широко распространенная нетерпимость, с которой эфиопы и многие другие африканцы сталкиваются в Кыргызстане, происходят от непонимания и невежества. После первого прибытия в Токмок, когда Тесгей и его компаньоны отваживались выйти за пределы гарнизона, преобладающей реакцией было замешательство. "В те времена люди в Советском Союзе, в Кыргызстане, думали о том, что мы были богатыми... и если они встречали нас вне гарнизона, то они хотели заполучить что-нибудь от нас", сказал Тесгей. Вместе с тем любопытство скоро переросло в нечто более сложное, и когда они лишились покровительства своих военных хозяев, нападения и издевательства превратились в обычное дело. Истории об ужасающих запугиваниях и насилии были рассказаны с обезоруживающей простотой, как будто они стали настолько обыденным делом, что степень их опасности больше уже не регистрируется. Другой бывший курсант Нассир Дайд говорит о соотечественнике по имени Хаптам, который был жестоким образом избит до смерти родственниками девушки, с которой он расстался. "Когда полиция обнаружила его, они не смогли заставить себя коснуться его тела из-за его кожи, вследствие чего они вызвали нас для того, чтобы доставить его в морг", сказал Дайд. "Они даже не хотели вымыть его тело, вследствие чего мы сделали это сами". Дайд после этого показал множественные шрамы на своем теле, куда ему нанесли удары или подвергли избиениям. В советские времена десятки тысяч африканцев также направились в Россию, в основном для того, чтобы обучаться в университетах. Тысячи остались, включая некоторых из них, которые прибыли совсем недавно. Большинство остается, потому что они боятся за свою безопасность в своей родной стране, например если там идет война, а другие остаются по экономическим причинам, сказал уроженец Руанды Валенс Манирагена, который возглавляет неправительственную организацию под названием "Ичумби", помогающую африканцам в Санкт-Петербурге в России. Африканцы в России подвергаются дискриминации и издевательствам, и некоторые из них были убиты в ходе расистских атак, но Манирагена сказал, что за последние годы ситуация там в некоторой степени улучшилась. В Узбекистане - густонаселенной стране к западу от Кыргызстана - тысячи афганцев испытывают такие же проблемы, живя в состоянии неопределенности со дня падения режима, поддерживаемого Советским Союзом в Афганистане, в 1992 году. Несмотря на страстное желание уехать за границу, бывшие эфиопские курсанты в основном смирились со своей судьбой и некоторые из них, включая и Тесгея, женились на местных женщинах и заимели детей. "Когда мы прогуливались по улице, проезжающие мимо люди имели обыкновение опускать стекла для того, чтобы уставиться или плюнуть на нас, но мы гордо шагали с нашим ребенком", сказала Дильнара Тесгей после раздачи тарелок с острой эфиопской чечевицей, которую она научилась готовить от своего мужа. Жестокая ирония в тяжелом положении эфиопов заключается в том, что сотни тысяч кыргызских граждан, вынужденных перебираться в Россию в поисках работы для себя, подвергаются частым словесным оскорблениям и физическому насилию со стороны расистов. Сисай Вондумагнеху - другой эфиоп, который приехал в Токмок для того, чтобы научиться летать на советском вертолете Ми-8 - сказал, что они неоднократно пытались добиться политического убежища, но каждый раз терпели неудачу. "Я хотел бы перебраться в другую страну, но я не могу выбраться и поэтому я нахожусь здесь".
Питер Леонард "Asoociated Press", 22 сентября 2010 года Перевод – "Zpress.kg-UVU"
|