Н.Сурков: Медведев помог Обаме с иранской проблемой. Хорошие отношения с США оказались важнее дружбы с Ираном 12:24 24.09.2010
США приветствовали решение России не поставлять в Исламскую Республику Иран (ИРИ) зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300. На этом фоне американские наблюдатели отмечают, что указ президента РФ Дмитрия Медведева положил конец спорам между сторонниками ужесточения санкций в отношении ИРИ и теми, кто ратовал за развитие сотрудничества с Тегераном. По мнению отечественных экспертов, Москва пытается поддержать Белый дом накануне голосования в Сенате по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений.
"Это решение свидетельствует о тесном сотрудничестве между Россией и США в целях защиты общих интересов и укрепления глобальной безопасности", – заявил официальный представитель Белого дома. Как отмечают американские СМИ, сейчас Сенат США обсуждает ратификацию нового договора с РФ о стратегических наступательных вооружениях и администрация Барака Обамы очень заинтересована в том, чтобы продемонстрировать высокий уровень взаимодействия с Москвой.
Со своей стороны министр обороны Ирана Ахмад Вахиди заявил, что Исламская Республика создаст собственный ЗРК, аналогичный С-300. Однако, по оценкам западных экспертов, в условиях международных санкций у Тегерана пока нет достаточного технологического и ресурсного потенциала, чтобы разработать подобную систему.
Напомним, в среду президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению резолюции СБ ООН 1929 от 9 июня 2010 года, вводящей дополнительные санкции против Тегерана за отказ приостановить обогащение урана. Согласно этому документу в Иран не могут поставляться не только комплексы С-300, но и другие виды военной техники: танки, бронемашины, боевые самолеты, вертолеты, корабли, артиллерийские системы большого калибра, ракеты и ракетные системы. Запрет распространяется на запасные части и любые другие материальные средства, связанные со всем вышеперечисленным. Также указом президента запрещается транзит подобных грузов в Иран через территорию России.
По информации РИА Новости, этим же указом Медведев запретил въезд на территорию РФ и транзит через российскую территорию ряду иранских ученых и чиновников, связанных с ядерной деятельностью Исламской Республики. Список лиц, упомянутых в указе президента России, соответствует списку иранских граждан из резолюции 1803. В нем, к примеру, значится бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди – бывший замначальника Генштаба вооруженных сил Ирана по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям. Он, по некоторым данным, активно участвовал в усилиях, направленных на то, чтобы обойти санкции, введенные в отношении Ирана первыми двумя резолюциями СБ ООН.
Помимо этого указ президента предусматривает запрет на оказание финансовых услуг российскими физическими и юридическими лицами, если есть основания полагать, что эти операции имеют отношение к ядерной деятельности Ирана. Они включают запрет на оказание услуг страхования и перестрахования. Запрещаются любые операции с активами, которые связаны с иранской ядерной программой.
Как предположил в интервью "НГ" проректор МГИМО профессор Алексей Богатуров, в данном случае у российского руководства сложилось мнение, что с точки зрения долгосрочных выгод целесообразно приостановить военно-техническое сотрудничество с Ираном.
Профессор рассказал, что Россия дорожит тем диалогом с США, который установился с приходом к власти Обамы, и в настоящее время Москва стремится не осложнять положение американского президента на международной арене. "Внутри США положение Обамы стало достаточно сложным. На него все стали нападать со времени аварии в Мексиканском заливе. К этому добавилась история со строительством мечети на Манхэттене. Противники Обамы сейчас ведут общее наступление на него. Сейчас ему только не хватало осложнений на международном уровне. А у нас на носу затянувшаяся ратификация нового договора о стратегических наступательных вооружениях", – пояснил Алексей Богатуров.
Собеседник "НГ" отметил, что, с одной стороны, сейчас имеет место попытка подать американцам ободряющий сигнал. "С другой стороны, Дмитрий Медведев хочет подчеркнуть, что его концепция модернизации во внешнеполитическом смысле ориентируется на опережающее развитие отношений с теми странами, которые могут помочь в осуществлении этой модернизации. Грубо говоря, это западные страны", – отметил эксперт.
2010-09-24 / Николай Сурков
|