В.Литовкин: Базовый клинч. Россия и США делят Киргизию 11:15 25.09.2010
Базовый клинч Россия и США делят Киргизию На базе "Манас" армия США пока чувствует себя более чем уверенно.
В понедельник, 13 сентября Москву посетил министр обороны Киргизии генерал-майор Абибилла Кудайбердыев. О результатах его визита информации очень мало. Но накануне встречи с гостем из Бишкека его российский коллега Анатолий Сердюков сообщил, что главной темой переговоров руководителей военных ведомств станет "создание в республике учебного центра по подготовке российских и киргизских военнослужащих и условия пребывания наших военных в Киргизии, а также параметры нашего договора".
Сердюков напомнил, что при прежнем руководстве, когда Россия предложила создать в киргизском городе Ош подобный центр, "нам выставили такие встречные условия по реализации этого предложения, которые для нас были неприемлемы". "Тогда мы приостановили дискуссию по этой теме. Сейчас со сменой министра обороны Киргизии мы получили информацию, что киргизская сторона готова вернуться к этому вопросу, с учетом интересов России", отметил министр. Есть сведения, что Бишкек готов предоставить эту базу в аренду Москве на 49 лет с возможностью продления ее потом еще на 25 лет. Но пока это соглашение не закреплено юридически, гарантировать ничего нельзя.
Интересно, что свое заявление Анатолий Сердюков о возможности создания новой российской военной базы в Киргизии сделал накануне своего визита в Вашингтон, намеченного на 15 сентября, и практически в те же дни, когда Госдепартамент США подтвердил информацию о том, что договор между Вашингтоном и Душанбе о размещении в Киргизии американской военной базы, так называемого "Центра транзитных перевозок" продлен еще на год. А перед этим помощник госсекретаря США по Центральной и Южной Азии Роберт Блейк в интервью одной из популярных московских газет сказал, что Соединенные Штаты не отказались от идеи открытия на юге Киргизии и тоже недалеко от города Ош (называют также Баткен – В.Л.) военного тренировочного центра. И что этот вопрос будет решаться с новым правительством страны. Правда, представители киргизского правительства пока опровергают такую перспективу.
Тем не менее, совершенно очевидно, что две страны, Россия и США, несмотря на объявленную перезагрузку, продолжат свою конкурентную борьбу за влияние на постсоветском пространстве и, в частности, в Центральной Азии, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении рычаги и козыри.
"МАНАС" – НА ПЯТЬ ЛЕТ И ЕЖЕГОДНО
Что будут представлять собой учебные центры, которые предлагают создать на территории Киргизии Россия и США, пока не совсем ясно. В американской печати появились сведения только о новой базе Пентагона. Предполагается, что там будут размещены казармы для солдат и общежития для офицеров. Они будут вооружены, помимо, стрелкового оружия, минометами и гранатометами. Тяжелых вооружений держать там не предполагается. Еще одна деталь – арендную плату предполагается платить 10 млн. долларов в год.
Так это будет или нет, узнаем чуть позже, а пока несколько слов об американской базе в бишкекском международном аэропорту "Манас", которую теперь называют "Центром транзитных перевозок". Это охраняемая территория в 23 километрах северо-западнее столицы Киргизии, на которой размещены 1200 военнослужащих Пентагона и несколько десятков военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков.
К примеру, С-17 Globemaster, С-130 Hercules и КС-135 Stratotanker, которые регулярно прилетают сюда из разных стран, отправляя в Афганистан и оттуда ежемесячно по 500 тонн груза и 15 тысяч солдат и офицеров ( а всего за время действия соглашения между Россией и США о транзите через российскую территорию "Северным маршрутом", по словам заместителя Государственного секретаря США Уильяма Бернса, в сторону Кабула было совершено около 500 авиарейсов и переброшено почти 60 тысяч военнослужащих).
Соглашение о создании авиабазы ВВС США в аэропорту "Манас" было заключено между Вашингтоном и Бишкеком в декабре 2001 года по мандату ООН для помощи антитеррористической операции "Несокрушимая свобода", которую США проводят в Афганистане совместно с Международными силами содействия безопасности этой стране (ISAF) и боевых операций коалиционных сил. Правда, 19 февраля 2009 года однопалатным парламентом Киргизии этот договор был аннулирован. 20 февраля президент страны Курманбек Бакиев подписал закон о денонсации соглашения об американской базе, а 6 марта он вступил в силу. К 18 августа американцы должны были покинуть республику.
Правда, уже в июле того же года тот же самый президент Киргизии подписал новый закон о создании в "Манасе" "Центра транзитных перевозок министерства обороны США для обеспечения военной операции в Афганистане". Перед этим Бакиев успел слетать в Москву, где на пресс-конференции в присутствии президента России Дмитрия Медведева заявил, что американской базы на территории его страны больше не будет. Но все решили
60 млн. долларов, которые Вашингтон "согласился ежегодно платить правительству Киргизии в качестве компенсации за согласованную двумя сторонами материально-техническую поддержку" Центра транзитных перевозок. При этом, согласованный в прошлом году новый договор, заключенный на пять лет – до июля 2014 года, предусматривает возможность ежегодного автоматического продления соглашения при отсутствии возражения со стороны его участников. Но и предполагает возможность досрочного расторжения. В таком случае уведомление об этом должно быть направлено партнерам за шесть месяцев до наступления срока окончания договора.
Надо сказать, что новое руководство Киргизии во главе с Розой Отунбаевой тоже пыталось играть с Вашингтоном и Москвой по поводу закрытия базы ВВС США в "Манасе", но президент Дмитрий Медведев, видимо, наученный неприятным опытом общения с предыдущим президентом Киргизии по этому поводу, не поддался на такое предложение. Наоборот, он дал понять, что у России и его правительства нет никаких возражений против работы американского Центра транзитных перевозок. В конце концов, решение по нему должен принимать Бишкек – это его суверенное право. И в столице страны после неоднократных визитов туда представителей американского Госдепартамента приняли решение о продолжении использования Центра транзитных перевозок в операции США и ISAF в Афганистане. Не исключено, из-за понимания той роли, которую играет эта база для борьбы с международными террористами. Но и потому, что новому правительству Киргизии крайне нужны финансовые средства для удержания обстановки в стране во взрывобезопасном состоянии.
Российские летчики на авиабазе Кант. Фото ИТАР-ТАСС
КАНТ, ОШ, "ДАСТАН" И ИССЫК-КУЛЬ
У России тоже есть свои интересы в Киргизии. Как геополитические, так и экономические, военно-технические и чисто военные. Начнем с того, что недалеко от Бишкека, возле города Кант находится 999-я российская военная авиационная база, где дислоцируются почти полтысячи военнослужащих и два десятка фронтовых бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей и вертолетов Су-24, Су-25, Су-27 и Ми-8, а также учебные Л-39. Эти самолеты и их экипажи входят в Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На их содержание, по некоторым сведениям, тратится до 130 млн. рублей в год. Весной и летом нынешнего года, когда в Киргизии произошли народные волнения, бесчинствующие толпы громили и грабили магазины и государственные учреждения, убивали людей, Москва по согласию местного руководства отправила на защиту российских объектов, в том числе посольства и авиабазы "Кант" батальон десантников из 31-й ульяновской бригады ВДВ. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин не раз заявлял, что наша страна готова расширить эту базу, если появится соответствующее предложение Бишкека. Но пока о таком предложении ничего не известно.
Зато известно, что на территории нашего союзника по ОДКБ в поселке Кара-Балта (Спартак, Чолдовар) Чуйской области находится 338-й узел дальней связи ВМФ России, который осуществляет радиосвязь с отечественными кораблями и подводными лодками, находящимися на боевой службе в мировом океане, а также проводит радиотехническую разведку и готов вести радиоэлектронную борьбу (РЭБ). По некоторым сведениям, за этот объект Россия должна платить Киргизии около 3 млн. долларов в год, но по взаимному согласию на эти деньги мы обучаем в своих военных вузах киргизских курсантов и офицеров.
В печати сообщается, что на территории Киргизии расположены станции системы сейсмического контроля сейсмической службы Минобороны России. В поселке Ичке-Суу Иссык-Кульской области и в населенном пункте Майлуу-Суу Джалал-Абадской области. Эти объекты предназначены для контроля за ядерными испытаниями, а также землетрясениями. За них Москва Бишкеку ничего не платит, но делится с ее специалистами полученной информацией, что для республики, расположенной в горах, где землетрясения не редкость, конечно же, иногда дороже денег.
Есть у России к Киргизии и другой интерес. Назовем его – деловым. В республике расположено предприятие, которое в советские и постсоветские времена серийно выпускало ракетно-торпедное вооружение для кораблей отечественного ВМФ. Знаменитый завод "Дастан", на акции которого (48 процентов) претендуют российские оборонщики. Продать их нам обещал и президент Курманбек Бакиев, но, как это было у него принято, слова своего не сдержал. Сейчас это обещают Москве Роза Отунбаева и ее министры. Но опять никакого движения к выполнению этого обещания нет. И до новых выборов в парламент республики, видимо, не будет. А что будет после выборов, если они состоятся, большой вопрос.
Существуют серьезные вопросы и по 954-му испытательному центру российского ВМФ "Каракол" на озере Иссык-Куль. Там в недавние времена вдалеке от чужих любопытных глаз проходили испытания отечественные разработки в области ракетно-торпедного оружия. В частности, и знаменитая с некоторых времен высокоскоростная торпеда "Шквал". По отзывам специалистов, центр не сильно пострадал в критические для республики годы и после небольшой модернизации мог бы еще послужить отечественной военно-морской науке и конструкторскому делу. Но опять же, возникает проблема собственности на этот центр или о его аренде на достаточно длительную перспективу, а так же о его реальной цене. Платить по непомерным аппетитам местных властных кланов в Москве не готовы. Но и в Бишкеке, говорят в отечественном военном ведомстве, должны задуматься о выживаемости нынешнего правящего режима. Без поддержки Кремля и других дружественных ему руководителей Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) сохранить власть в стране ему будет чрезвычайно трудно. Вашингтон, как бы в этом не был заинтересован, все же далеко, и от очередной замены президентов в одной из Центральноазиатской республики, в принципе, ничего не теряет. Он даже никак не вмешался в кровавые события, которые прошли летом нынешнего года на юге Киргизии, в Ошской и Джалал-Абадской области.
Впрочем, в те события никак не вмешалась и Москва, а также ОДКБ, хотя о такой помощи их просила и Роза Отунбаева, и другие ее министры.
Авторитета России и ОДКБ тот вежливый отказ от вмешательства во внутренние дела страны не добавил, но избавил их от упреков в попытке оккупации независимого государства. Тем более, что для оказания такой помощи не было согласия или санкций ООН, да и некоторые союзники по Организации договора по коллективной безопасности (их лишний раз называть нет необходимости) не согласились на участие миротворцев ОДКБ в Ошских и Джалал-Абадских событиях. Кроме того, в уставе ОДКБ не предусмотрена помощь в пресечении и ликвидации внутренних беспорядков в государствах-членах Организации. Сейчас руководители государств-членов ОДКБ, собравшиеся на неформальный саммит в Ереване, поставили задачу секретариату Организации подготовить поправки в устав, которые учитывали бы новые реалии. Эти поправки должны быть приняты к концу нынешнего года. И может тогда ОДКБ сумеет проявить себя уже не на словах, а на деле.
ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ
Но за разговорами об ОДКБ, России и США, их роли и присутствии в Киргизии как-то в тень уходит еще один, весьма активный игрок на Центральноазиатском поле и в республике. Это Китай. Он никак не проявил себя во время беспорядков в Бишкеке, Оше и Джалал-а-баде. Только высказал свою озабоченность погромами и гибелью людей. Нет никакой его официальной реакции и на перспективы открытия здесь новых российских и американских военных баз. Но это не значит, что его такой ход событий не волнует. Особенно присутствие самолетов Пентагона в аэропорту "Манас".
Пекин, готовый смириться с традиционным влиянием Москвы в этом регионе, очень ревниво относится к попыткам закрепиться здесь со стороны Вашингтона. В Поднебесной хорошо знакомы с американским методом – прийти, чтобы потом остаться очень надолго. Правда, никак внешне на это не реагируют. Ведут себя достаточно осмотрительно, как та мудрая обезьяна, что сидит на горе и наблюдает за схваткой двух тигров у ее подножья. Те ресурсы, которые есть у Китая, тот вклад, который он уже вносит в экономику Киргизии, позволяет ему надеяться, что рано или поздно он сумеет здесь заменить и Россию, и США.
Впрочем, не факт, что это произойдет в ближайшие годы. А по поводу двух новых военных баз, которые Москва и Вашингтон собираются разместить в Оше, есть смутное подозрение, что после визита Анатолия Сердюкова в США и его переговоров с министром обороны Робертом Гейтсом, может оказаться, что речь идет об одном и том же учебном тренировочном центре- российско-американском. Мысль, по-моему, – слишком рискованная, даже где-то дикая. А с другой стороны – почему бы и нет?!
Общая борьба с международным терроризмом, а еще "перезагрузка" вполне вписываются в такие альянсы.
17.09.2010 | Виктор Литовкин
|