"International Herald Tribune": Развивая "мягкую силу" Китая 12:50 28.09.2010
"International Herald Tribune": Китаю пора продвигать в мире собственную модель ценностей
Развивая "мягкую силу" Китая
Пекин. Соединенные Штаты выступают за свободу и демократию. Существует большой разрыв между риторикой и действительностью, но Соединенные Штаты действительно экспортируют свои политические идеалы за границу. И они действительно не просто полагаются на силу для этого. Они полагаются на такие финансируемые правительством фонды, как Национальный фонд за демократию, который распределяет гранты организациям, способствующим продвижению демократии за границей. Находящиеся в США такие неправительственные организации, как "Freedom House", дают оценки странам согласно их приверженности политическим свободам, подразумевая, что другие страны должны соответствовать идеалам, воплощенным в Конституции США. А за что в действительности выступает Китай? Этот вопрос возник в ходе недавнего диалога между конфуцианскими и африканскими мыслителями в Южной Африке, профинансированного Институтом Конфуция. Такие диалоги являются относительно новыми: они проводятся по не западным условиям и финансируются не западными организациями. Сегодня, когда у Китая есть больше богатства, он может позволить себе профинансировать диалоги, которые исследуют политические альтернативы западным ценностям. Но за какие ценности в действительности выступает Китай и как они могут быть продвинуты за границей? Конфуцианство может являться основной политической традицией Китая, но каковы ключевые конфуцианские ценности, у которых есть потенциал для того, чтобы улучшит мир? Как и либералы и христиане, конфуцианцы полагают, что у их ценностей должна быть универсальная аудитория, но Китай не принял достаточных мер для того, чтобы экспортировать свои политические ценности за пределы восточноазиатского региона. По мере того, как Китай становится глобальной политической властью, такие вопросы, скорее всего, приобретут большую значимость. Конфуцианская традиция является разнообразной и оспариваемой, но конфуцианцы сегодня, как правило, защищают две ключевые ценности: политическую меритократию и гармонию. Ценность политической меритократии несложно объяснить. У всех должна быть в такой же мере одинаковая возможность на получение образования, как и на участие в политике, но не каждый выйдет из этого процесса с равной способностью делать нравственно обоснованные решения. Следовательно, важная задача политической системы состоит в том, чтобы выбирать тех, кто обладает способностью выше среднего уровня. Китайская Коммунистическая партия, независимо от ее марксистской риторики, становится все более меритократической организацией. Самых лучших студентов поощряют вступить в ее ряды, и общий образовательный уровень кадров быстро растет. В той мере, в какой партия успешно выполнила экономическую модернизацию за прошедшие три десятилетия или где-то около этого периода времени, большая часть похвалы за это должна быть высказана в адрес кадров, подобранных по их достоинствам - подобно другим успешно действующим восточноазиатским странам с конфуцианским наследием. Вместе с тем, до сих пор попытки Китая экспортировать политическую меритократию в развивающиеся страны были относительно несистемными. Следовательно, существует потребность в создании финансируемой правительством организации - давайте назовем ее Национальным фондом за меритократию - которая финансировала бы эксперименты по продвижению политической меритократии в других странах. Западные державы, вполне возможно, не выразят интереса к этому, но будут последователи в Африке и в других местах. Такие программы вполне могут помочь улучшить управление в странах-получателях и заработать от них благодарность. Ценность гармонии, возможно, лучше всего продвигать через неправительственные организации, потому что официальная поддержка, скорее всего, вызовет политические подозрения. Следовательно, можно было бы представить неправительственную организацию - давайте назовем ее Домом гармонии - которая опирается на строгие эмпирические методы для того, чтобы определить степень гармонии в мире. Страны вполне могли бы оцениваться в соответствии с "Социальным индексом гармонии", по которому измеряются уровни совершения преступлений, лишения свободы, разводов и разрывов между богатыми и бедными. Страны, которые добиваются хороших показателей по индексу, вполне могли бы стать моделью для других стран. Китаю пора участвовать в глобальном диалоге о политических ценностях на собственных условиях. Вместо, того, чтобы, например, напрасно тратить время и деньги на подготовку исследовательских докладов, оценивающих степень нарушений прав человека в Соединенных Штатах, Китай может приносить больше пользы, продвигая политические ценности, которые вдохновляют китайских людей и могут помочь улучшить мир, если к ним отнесутся с большей серьезностью за границей. Все это не должно отрицать факта того, что у свободы, демократии и прав человека есть место в будущем Китае. Но такие исконные ценности, как меритократия и гармония, может быть, имеют гораздо большее место. И Китай должен приложить максимальные усилия для того, чтобы убедить остальную часть мира в своей ценности. Конечно же, он при этом также должен создать дома соответствующую модель для подражания. (Даниэль А. Белл является профессором политической философии в Университете Синьхуа. Его последняя книга называется "Новое конфуцианство Китая: политика и повседневная жизнь в изменяющемся обществе").
Даниель Белл "International Herald Tribune", 23 сентября 2010 года Перевод – "Zpress.kg-UVU"
|