А.Машнина: Охота на каркаралинское привидение. Слухи о духе "золотого человека" мешают фундаментальной науке 09:00 30.09.2010
Охота на каркаралинское привидение Слухи о духе "золотого человека" мешают фундаментальной науке Слухи о том, что возле раскопок, где летом обнаружили сакского правителя, появилось привидение, всерьез беспокоят археологов. Откопав в Каркаралинске древние золотые украшения, руководитель экспедиции Арман Бейсенов теперь нацелился на курган в Актогае. Есть вероятность, что там также находится царское захоронение. Однако местные жители, напуганные страшилками об объявившемся в соседнем районе призраке, уже настроены против археологов.
Поэтому Арман Бейсенов, человек практичный и невпечатлительный, задался целью привидение разоблачить. - Мне привидение неинтересно, – говорит Арман Зияденович. – Я зарабатываю свой кусок хлеба наукой. Все, чего я достиг, это благодаря моим научным познаниям, а не увлечением уфологией. Но дело вот в чем. Слухи о привидении сейчас нарастают как снежный ком. Если в самом Каркаралинске жители еще относятся к призраку с юмором, то в Актогайском районе люди по-настоящему перепуганы. Старейшины говорят мне: "У нас не копай, мы боимся. А вдруг и тут привидение выскочит".
ШАРООБРАЗНЫЙ И ВОЛОСАТЫЙ На прошлой неделе кандидат исторических наук специально объехал близлежащие села, изучая вопрос о каркаралинском призраке. По рассказам местных жителей составил словесный портрет аномалии. Привидение небольшого роста, около метра. Белого цвета с небольшим сиянием. С горящими глазами. Волосатое. Напоминает шар. Передвигается очень быстро, перекатываясь по сопкам. То исчезает, то появляется. Некоторые добавляют, что оно бродит по разным селам, стучится в окна и пугает людей. Арман Зияденович заподозрил, что на самом деле призрак – это не больше чем шалости каких-то подростков. Археолог помнит подобный случай, произошедший еще в 1985 году, когда он учился на историческом факультете КарГУ. Паника охватила тогда село Пушкино, что в Бухаржырауском районе. - Народ был так напуган объявившимся привидением, что с областной прокуратуры заставили сотрудника поехать и выяснить, в чем дело, – говорит Арман Зияденович. – И буквально через три дня поймали школьников, которые признались, что это они пугали людей. Надевали белый башлык, делали надрезы, ставили внутрь лампочку, батарейку крепили на пояс и ходили по улицам в темноте.
С ВЫКЛЮЧЕННЫМИ ФАРАМИ Надеясь на этот раз раскрыть тайну и каркаралинского призрака, археолог собрал свою команду, взял арканы, фонари. И отправился к селу Белдеутас – эпицентру страшных рассказов. Для чистоты эксперимента решил ехать инкогнито. Он рассчитывал привидение поймать, связать и вывести на чистую воду. - Охота за привидением – это ночная работа, – продолжает ученый. – Приезжаешь, останавливаешься в горном ущелье, гасишь фары и наблюдаешь. Главное, чтобы твою машину местные не видели. Я наблюдал, как жизнь села идет своим чередом, как подростки с девчонками гуляют. К сожалению, за те две ночи, что я караулил, никакого привидения не заметил. Потом через день в село заявился, будто только приехал. Говорю: "Найдите мне людей, которые своими глазами видели призрак". И вы знаете, что они отвечают? Мол, одна женщина, которая видела, якобы уехала в Караганду на базар. Другой очевидец, мужчина, как раз находится в очень далеких местах на сенокосе. А третий уехал в Астану лечиться. То есть обычная картина! Сначала утверждается, что все видели. А начинаешь разбираться, отмахиваются: "Это не я говорил, а сосед!" – "Где твой сосед?" – "В Астану уехал. Будет через пять дней". Но пять дней я не могу ждать, у меня дела.
В АМАНЖОЛОВО ВСЕ СПОКОЙНО Люди упрекают археологов, что те потревожили мертвеца, теперь его душа бродит по окрестностям и не может успокоиться. До сих пор напрасно кандидат наук пытается объяснить сельчанам, что нелогично связывать привидение с раскопками. Ведь копали у села Аманжолово, а бояться начали в 45-ти километрах от могильников – в селе Белдеутас. - Я у них ради шутки спрашиваю: "А чего это мое привидение по Аманжолово не ходит? Почему оно к вам прибежало?" Отвечают: "Мы не знаем. Но главное, что это ты выпустил его". Я интересуюсь: "Оно вам угрожает? Стекла бьет?" – "Нет, просто появляется и исчезает". – "А при чем тут раскопки? Деньги на них выделяет областной акимат. Вы чего тут заявляете?" – "Мы ничего не заявляем. Оно нам не мешает". И стараются от меня уйти. Но подождите! Я недавно ездил в Актогайский район по плановой работе, разведку проводил. Там уже чуть ли не паника. Местные жители мне сообщили, что мимо села проезжал какой-то их знакомый, останавливался на заправке и рассказывал, что после раскопок в селе Аманжолово появилось чудовище. Что все жители там побросали свои дома и разъехались кто куда. Мол, село Аманжолово опустело. Потом я специально спрашивал заместителя акима сельского округа, сколько семей уехало из Аманжолово. Он подумал и припомнил, что одна семья сменила место жительства – и было это еще в прошлом году!
КОСТИ БУДУТ ЗАХОРОНЕНЫ Через газету Арман Бейсенов обращается к сельчанам, взывая к их здравому смыслу. Ученый напоминает, что археология – это мировая наука, которая открывает народу забытые тайны. Всюду археология приветствуется. Отдельно обращается к людям старшего поколения, которые связывают раскопки с исламскими идеями о том, что мазары тревожить нельзя. - Это уже начинает угрожать фундаментальной науке. Тот факт, что некоторые наши старейшины связывают привидение с раскопками, мне не нравится. Таким людям я хочу посоветовать: пусть съездят в Турцию, мусульманскую страну. Турки там все раскопали. Они, наоборот, считают за честь вернуть забытое прошлое. Облагораживают свои памятники и открывают к ним доступ туристам. А что в Саудовской Аравии, на родине пророка Мухаммеда? Они там раскопали все свои старые медресе и мазары. Отреставрировали, поставили билборды и рекламные щиты. Вспомните про Египет. Кто не хочет посмотреть гробницы фараонов? А изучила все это археология! Так почему весь арабский мир ею планомерно занимается, а у нас этого нельзя? И еще хочу напомнить: сами погребенные в сакских курганах, которые мы раскопали у Аманжолово, жили за тысячу лет до возникновения мусульманства. Они были тенгрианцами, то есть многобожниками. Они поклонялись небу, земле и предкам. Причислять курганы к мусульманским святыням просто не научно.
Ученый также объясняет, что об осквернении могил речь идти не может. Все сакские курганы были разграблены задолго до того, как их раскопали наши ученые. Археологи нашли там разбитые, разбросанные кости. Целого скелета не было. Ученые сложили все останки в ящик. В течение года их будут изучать. Определят пол и возраст погребенного. А затем организуют специальную экспедицию, которая вернет кости на курган и предаст их земле.
Анастасия Машнина №38 (538) 29 Сентябрь, 2010 |
|