М.Образкова: Общинно-таборный строй. России тоже скоро придется депортировать цыган 07:53 01.10.2010
Общинно-таборный строй Ситуация с выселением кочевого народа из Франции может повториться в России через пару лет
ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Цыгане в России
На территории Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, проживают более 182 тыс. представителей цыганской национальности, хотя в качестве экспертных оценок приводятся значительно большие цифры – от 450 тыс. до 900 тыс. человек. В этническом отношении российские цыгане достаточно неоднородны. Исследователями среди них выделяются более 50 разных цыганских групп: колдерари, лувари, лахи, сервы, кишеневцы, келдерари и др. Наряду с этим цыгане отличаются еще и региональными особенностями. Так, например, в Псковской области проживает группа цыган, называемая северорусской (или "русска рома", "халадытка рома"; от слов "халедо" – "солдат" и "русский"). Северорусские цыгане относятся к балтийской диалектной группе цыган, куда входят также белорусско-литовские и латышские цыгане. Северорусские цыгане делятся на более мелкие территориальные группы, например, "смоленска рома", "питерска рома" и др. Во многих регионах России цыганское население сосредоточено или непосредственно в областных центрах, или в прилегающих к областному центру районах.
Одной из основных современных проблем, с которыми сталкиваются российские цыгане, является трудовая занятость. В целом в структуре занятости цыганского населения преобладают животноводство и особенно коневодство. Часть цыган по-прежнему занимается традиционными промыслами: ковкой железа и меди, а также строительно-реставрационной деятельностью.
В настоящее время цыгане, проживающие в сельской местности Краснодарского края, заняты в основном в сельскохозяйственном производстве. В Тверской области цыгане заняты на работе в строительных фирмах. Подрядным способом получают задания на изготовление арматуры, что обеспечивает им постоянный заработок. Часть мужского цыганского населения занимается кузнечным ремеслом на сельхозпредприятиях Кабардино-Балкарской Республики. Актуальной также остается проблема получения образования детьми из цыганских семей. Пример позитивного опыта обучения цыганских детей является реализация в Санкт-Петербурге проекта "Цыганская школа". В то же время остается невысокой роль национальных общественных объединений в жизни цыганского населения. В субъектах Российской Федерации насчитывается около 20 национально-культурных автономий цыган, из них 5 действуют без государственной регистрации. Региональные национально-культурные автономии объединены в рамках Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, которая занимается вопросами развития этнической культуры, повышением образовательного уровня цыган и входит в состав Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Минрегионе России.
Предпосылки истории с выселением цыган из Франции возникла довольно давно. Цыгане Румынии очень часто приезжали во Францию на заработки и ранее, но только сейчас их стали активно вытеснять из страны. Первый вице-президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Надежда Деметр отмечает, что заметна борьба только с цыганами, а не со всеми гражданами Румынии, которые приехали нелегально во Францию. Член правления Федерально-культурной автономии российских цыган, комиссар по вопросам Холокоста Международного союза цыган Вадим Бариев говорит, что цыгане - народ, уживающийся хорошо не везде. Он практически в любой стране мира имеет определенные социальные проблемы. Специалист отмечает, что процессы, касающиеся выселения, которые происходят в Европе сейчас, уже через год-два могут начаться в России.
При этом эксперты отмечают, что Европа наравне с выселением данной народности делает довольно много для их интеграции в современное общество. "Например, Джордж Сорос, Всемирный банк, правительства девяти государств, в том числе и Румыния, и Болгария, и Чехия, и Словакия, и страны бывшей Югославии тратят очень много денег на проекты, которые посвящены трудоустройству цыган, медицинскому обслуживанию, социальным вопросам, строительству домов и так далее. В каждой стране есть цыганское телевидение, радио, газеты", – говорит Деметр.
Есть в России целые поселки где проживают цыгане. Как правило, в этих поселениях нет света, воды, газа, не останавливается автобус. Школы тоже нет, а ближайшая находится в паре километров. Таким образом, полноценное образование получить довольно трудно. И дети в результате учатся только в начальной школе и не продолжают занятия дальше. В конечном итоге молодые люди не конкурентоспособны на рынке труда.
Бариев рассказывает, что в советский период цыгане были более уважаемы, был популярен цыганский театр "Ромэн". Лучше всего, по его словам, цыгане живут в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах очень разная ситуация.
На сегодняшний день нет ни одного института власти в стране, который бы предоставлял социальную защиту для цыган России. "Нам приходится обращаться в Минкультуры, Министерство регионального развития, отчасти нам выделили средства на создание журнала "Цыгане России". Это очень важно", – говорит эксперт.
Деметр отмечает, что за 500-летнюю историю проживания данной нации в России было законодательно принято только одно решение, касающееся цыган: в 1956 году им запретили кочевать и вести бродяжнический образ жизни. "И теперь кочующие цыгане живут только в Западной Европе", – говорит она.
Эксперты отмечают, что те цыгане, которых мы видим на вокзалах, это около 20% от общей массы. А остальные 80% вовсе не маргиналы. В частности, в Москве на вокзалах чаще всего встречаются выходцы из Подмосковья, Западной Украины и Молдовы.
Любопытно, что эта народность остается весьма консервативной относительно заключения браков. Как отмечают эксперты, семейные союзы создаются, как правило, только между предстателями цыганской нации, и это делается для сохранения традиций, в первую очередь для сохранения цыганского языка.
2010-10-01 / Марина Образкова
|