А.Тихановский: Последний казахский вольный хан Кенесары Касымов. Прошлое и настоящее. Часть 1-я 09:03 05.10.2010
Кенесары Касымов. Прошлое и настоящее Часть 1-я
Мир, как известно, тесен. Причем в самом житейском смысле. И проявляется это порой самым неожиданным образом. Как-то по случаю, перелистывая "творение" незабвенного Л.И.Брежнева под названием "Целина", наткнулся на весьма любопытные вещи, касающиеся нашей общей истории. Некоторые высказывания "дорогого" Леонида Ильича, которые в семидесятых годах прошлого века и внимания не привлекли бы (кто вообще эту книгу всерьез читал-то?!), в наше время заставляют вчитаться и задуматься. А слова такие: "...Замечу, что поборники национальной обособленности под предлогом защиты "чисто национальных традиций" обычно выступают изворотливо, редко в открытую. Напротив, ловко пользуясь любыми ошибками противников, они хотят выглядеть, как говорится, святее Папы Римского. Помню, какой шум был поднят вокруг роли некоего Кенесары. Вначале объявили его прогрессивным деятелем, выступавшим за объединение Казахстана с Россией. Потом нашли документы, показывавшие, что он был реакционер и объединения не одобрял... Не хочу ворошить старую историю, да и специалистом в этой области себя не считаю, а волнует меня другое. Баталии, которые навязывали некоторые демагоги, привели к тому, что из республики были вынуждены уехать такие выдающиеся люди, как писатель Мухтар Ауэзов и академик Каныш Сатпаев. Мы помогли им вернуться в Алма-Ату...".
Это же как круто! Мухтар Ауэзов и Каныш Сатпаев – знаковые фигуры в казахстанской политике, культуре и науке прошлых лет. Их и сейчас почитают и отдают должное их заслугам. Кто же такой, этот "некий Кенесары", из-за которого сорок и более лет тому назад в советском Казахстане копья ломали, а заодно и судьбы знаковых для республики людей? Давайте посмотрим, тем более что эта историческая личность имела прямое отношение и к истории нашего края.
Кенесары Касымов прожил совсем короткую жизнь, но оставил заметный след и в истории Казахстана, и в истории России середины девятнадцатого века, составной частью которой Степь была в те времена. Родился он в 1802 году, являлся шестым ханом Среднего жуза и двадцатым ханом казахов вообще. А погиб в 1847 году на чужой земле кыргызов, на озере Иссык-Куль. Кенесары – внук хана Абылая, сын султана Касыма, чингизид по происхождению, что и давало ему право на ханскую власть. Только дело было в том, что к тридцатым годам девятнадцатого века, а это еще времена Пушкина, Лермонтова, Гоголя, ханская власть на территории Степи была ликвидирована. Тогда уже ввели административные должности волостных управителей и султанов, хотя при этом, безусловно, весьма сильны были родо-племенные отношения и обычаи кочевников-степняков. В двадцатых годах девятнадцатого века были приняты основополагающие административные и политические документы, регулирующие порядок проживания на территории Степи, что пришлось весьма не по вкусу почему-то особенно султанам Среднего жуза, Касымовым. Да как им было не противостоять администрированию, когда при введении новых порядков в Степи родовой султан получал лишь официальное звание майора российской армии и соответствующее жалование. И они, Касымовы, объединившись с родственниками и некоторыми иными соплеменниками, с начала тридцатых годов стали активно воевать с российской администрацией, выступая за возвращение ханской власти и родо-племенных обычаев Степи на основах шариата. При этом, как ни странно может показаться, Кенесары Касымов и его родственники не провозглашали лозунгов об отделении Степи от России, а боролись лишь за возвращение прежних порядков власти хана и всех имевшихся у него и родни при этом привилегий.
Надо сказать, что эти действия, по сути, носили разбойничий характер (нападение на укрепления, на караваны, грабежи сопредельных сибирских территорий и своих же соплеменников, не желавших войны), а потому не нашли поддержки не только в народе, но и у верхушки Старшего и Младшего жузов.
(Продолжение – в следующем выпуске "Ретроскопа")
Анатолий Тихановский 5.10.2010
|