Радио "Свобода": В Таджикистане арабские имена вытесняют персидские 00:33 09.10.2010
В Таджикистане исламские имена входят в моду
До начала этого года один 19-летний студент из столицы Таджикистана Душанбе был известен своим друзьям и семье под именем Шохрух. Но недавно он решил оставить свое "чисто таджикское" имя и теперь отзывается на имя "Мухаммед" - имя исламского пророка. "Я пришел к этому решению постепенно", - говорит Мухаммед. "Я узнал об исламе и захотел подобрать для себя подходящее мусульманское имя". Он говорит, что слышал о том, что "в Судный День каждого будут называть по именам, поэтому я захотел взять имя Мухаммед". Так называемые исламские имена становятся все более и более популярными в преобладающе мусульманской стране. Как Мухаммед, многие из тех, кто выбрал новые имена, в большей степени являются молодыми парнями от 16 до 20 лет. И все больше родителей называют своих новорожденных исламскими именами. По словам экспертов, это тенденция отражает усиливающееся влияние ислама на таджиков.
Новая мода Почти каждый пятая новорожденная девочка в Душанбе получает исламское имя, и самым популярным именем девочки является имя Сумая, говорят сотрудники столичного отдела ЗАГС. "Другими популярными именами для девочек являются имена Асия и Оиша - таджикская версия арабского имени Аиша", - говорит Зебо Бобожонова, директор отделения ЗАГС в Душанбе. "Мы не знали таких имен пять лет назад, когда иранские и индийские имена как Гугуш, Анохито и Индира были самыми популярными именами", - говорит Бобожонова. Аиша – имя одной из жен пророка, тогда как Асия – имя мусульманской аристократки, упомянутой в Коране. Согласно исламскому учению Сумая была первой мученицей ислама. Имена известных исламских деятелей, как Мухаммед, Юсуф, Абдулло и Абубакр, стали модными именами для таджикских мальчиков. Некоторые местные муллы и имамы воодушевляют и советуют людям выбирать исламские имена для детей. Известный мулла и имам мечети в южном городе Кулоб Ходжи Мирзо Ибронов говорит, что являясь местным религиозным лидером, он обязан передавать хадисы - изречения и деяния пророка Мухаммеда – мусульманам. "Я говорю людям, что Аллах предпочитает такие имена, как Абдулла и Абдуррахмон, и в целом имена с сочетанием "Абд" (что означает на арабском "слуга"), а также другие имена, как Абдулкахор, Абдулманнон и Абдурраим", - говорит Ибронов. "Мы говорим людям, что по хадисам, Аллаху нравятся такие имена".
Усиливающийся религиозный запал Муллы и имамы пользуются большим уважением среди местных сообществ, поскольку ислам в стране набирает популярность. 6-7 летние мальчики обычно посещают вечерние молитвы в соседних мечетях после проповедей имамов. Компакт-диски с проповедями религиозных лидеров, объясняющих исламские ценности, можно приобрести на местных рынках. Специалист по культуре и искусству Дильшод Рахимов говорит, что такие проповеди и богатая религиозная литература имеют большое влияние на мышление молодых людей. "Молодые парни, которые меняют свои имена на исламские, ставят свою религиозную принадлежность превыше национальной. Каждый имеет право выбирать себе и своим детям понравившееся исламское имя, однако я думаю, что это несколько несерьезно", - говорит Рахимов. "Вам не надо иметь исламское имя, чтобы быть истинным мусульманином. К примеру, в Иранской Исламской Республике люди следуют своей религии, но им не обязательно носить арабские и религиозные имена".
"Зовите меня Мухаммед" Только несколько лет назад такие имена, как Сумая или Асия, были неизвестными в Таджикистане. Тогда многие родители предпочитали называть своих детей старыми персидскими именами. В 1980 и 1990 гг. самыми популярными именами девочек и мальчиков были имена персонажей эпопеи "Шахнаме" персидского поэта X века Абулкасима Фирдоуси. Сотни тысяч таджикских девочек были названы в честь персидских принцесс и королев, таких как Тахмина, Гурдофарид и Судоба, тогда как предисламские королевские имена Сийовуш, Фаридун, Джамшед и Безхан были популярными для мальчиков. В то время после распада Советского Союза местные СМИ призывали к возрождению древнего персидского наследия страны. Но сейчас некоторые из этих Джамшедов меняют свои имена на исламские, говорит Рахимов. Все-таки Джамшед был персидским монархом, который был последователем Заратуштры. Что касается 19-летнего Мухаммеда, он говорит, что еще не зарегистрировал официально свое новое исламское имя. Юридический процесс смены имени – это длительный, сложный и дорогостоящий процесс в Таджикистане. Для этого нужно получить письма и документа из различных правительственных агентств, включая местные органы власти, местные и центральные ЗАГСы, органы МВД и другие. Также от заявителей требуется предоставить справки об отсутствии всяких задолженностей с каждого места, где этот заявитель проживал после достижения 16-летнего возраста, а также письмо со школы или места работы. Помимо бюрократических препятствий, коррупция в государственных агентствах делает этот процесс еще более дорогостоящим. В Таджикистане давать взятки за своевременное получение документа или письма – обычное дело. Однако все это не имеет значения, говорит Мухаммед. "Мои друзья и семья называют меня по новому имени и этого пока что достаточно", - говорит он.
Фарангиз Наджибулла, Зарангез Навруджо Радио "Свобода", 6 октября 2010 года Перевод –
|