"Guardian": Частое изменение Конституции убивает демократию в Пакистане 09:50 18.10.2010
"Guardian": Частое изменение Конституции убивает демократию в Пакистане.
Пакистан – умирающая демократия
Постоянные изменения, вносимые в конституцию для того, чтобы подстроить ее под различных военных правителей предоставили мало возможностей для того, чтобы демократия пустила корни Если вспомнить прошедшие 63 года истории Пакистана, то демократия обнаруживается лишь только в качестве интервала времени до наступления следующего военного режима. Демократия была обречена, когда Лиакуат Али Хан, первый избранный премьер-министр был застрелен во время общественного мероприятия. С того момента и в дальнейшем баланс сил сместился в пользу вооруженных сил. Интересное сравнение демонстрирует такого рода изменение: с 1951 по 1957 годы в Индии были один премьер-министр и несколько армейских руководителей, тогда как во время того же самого периода в Пакистане были один армейский руководитель и несколько премьер-министров. От Айюб Хана до Первеза Мушаррафа военное правление разрушило в целом государственную структуру Пакистана, когда только элита получала пользу от системы и никакой выгоды не предоставлялось широкой общественности. Политика военных принесла стране международный и доморощенный терроризм, миллионы внутренне перемещенных лиц и обанкротившуюся экономику страны. По иронии мы всегда готовы приветствовать их снова. Хотя каждый человек в Пакистане, будь он на властной должности или нет, является весьма красноречивым о самой идее демократии, в то же время не видно предпринятия никаких коллективных усилий для того, чтобы установить ее в качестве института. Так как политическая и правительственная культура в Пакистане является продуктом ее связей с британским правлением перед моментом разделения территории полуострова, лидеры Пакистана знали лучше всего из этого наследования вице-королевскую систему, которая внесла незначительный или практически никакой вклад в просвещение или сопричастность общественности. Вследствие этого, даже после более чем половины столетия независимости страны, нас все еще связывают по рукам и ногам старые системы, основанные на феодализме, трайбализме и панчаяте. Феодализм является одним из ключевых факторов, ответственных за слабость демократической политики в Пакистане и верховенство бюрократии. Земельная аристократия всегда доминировала в политической, социально-экономической жизни Пакистана. Если Вы взглянете на историю, то она весьма ясно показывает, как земельные реформы, проведенные в 1953 году, сыграли ключевую роль в создании демократического Индийского государства. Напротив, в Пакистане никогда не проводилось никаких такого рода реформ – по причине чего бедные массы остаются под контролем феодализма. Учитывая тот факт, что феодализм распространен в сельских районах, в этих областях не позволяется осуществлять никаких инвестиций. В течение ограниченного промежутка времени, на протяжении которого с демократией были проведены эксперименты в Пакистане, необразованные, неквалифицированные и неподготовленные кандидаты со стороны феодального класса – абсолютно неспособные иметь дело с многообразными проблемами, с которыми сталкивается страна – избираются просто на основе их рождения в особой семье, касте или месте. Политические партии, выбранные во власть с целью институциализации демократии, дуют в свою собственную трубу и также делают это лишь только для своих собственных личных преимуществ. Это, в свою очередь, вымазало пакистанскую политику оргией коррупции, некомпетентности, растущего спада экономической активности и хаоса. Провал демократических правителей Пакистана является очевидным факта того, что там никогда не проводилось никаких аграрных реформ, направленных на отмену феодализма. Национальное притеснение продолжается как гноящаяся рана на теле государства в этой стране. Задача формирования современного этнического государства далека от того, чтобы быть достигнутой. Проявление проблем нехватки электричества, наводнений и террористической деятельности время от времени лишь только еще больше ухудшили ситуацию. Такого рода положение дел вызвало полнейшее разорение в социально-экономической жизни пакистанского общества. Даже существующая теория "примирения", инициируемая империализмом, является наиболее откровенной и коварной формой классового сотрудничества и ни в каком виде не служит цели. Сама ткань демократии, которая, вполне возможно, была бы движущей силой для того, чтобы эта страна стала одной из сильнейших и уважаемых стран в мире, теперь разрушается на наших глазах, и мы предпочитаем быть молчаливыми созерцателями. Отчуждение и отстранение от политики уже привели Пакистан к своему нижайшему уровню катастрофы и позора. Не поддается пониманию то, почему мы не в состоянии осознать потребность в активной гражданственности, особенно со стороны буржуазии, демонстрации ответственности или эффективного метода отзыва избранных представителей, если они не исполняют своих обязанностей. Сегодня, демократия в большей мере рассматривается в качестве мирного способа тирании и подавления; редукционистской версии правосудия, ошибочной идеи верховенства закона и обманчивого понятия равенства перед законом. Те, кто когда-то успокаивал себя тем, что демократическое правительство никогда не позволит всему этому случиться, вполне могут теперь отказаться от последнего заблуждения о том, что их свобода неприкосновенна. От свободы к равенству, от братства к суверенитету, от независимой судебной власти к правам людей, все они отвергаются и демонизируются дефектной демократической системой. Возможности для справедливого управления, истинной демократии и гражданского общества в Пакистане могут процветать только тогда, когда демократической практике предоставляется возможность преобладания по форме и сущности при верховенстве неизменной конституции. Постоянные изменения, вносимые в конституцию для того, чтобы подстроиться под существующего правителя, не оставляют положительной памяти и мало шансов для того, чтобы институты приспособились и поддержали ценности, лежащие в основе демократии. Роберт Хатчинс справедливо сказал: "Смерть демократии вряд ли представит собой убийство из засады. Это будет медленное исчезание от апатии, безразличия и истощения". Если не будут предприняты шаги в правильном направлении в ближайшей время, то мы присутствуем при моменте, когда демократия, если уже не мертва, то умирает в Пакистане.
Билал Хуссейн "Гардиан", 16 октября 2010 года, Перевод – Zpress.kg- UVU
|