Он весь дитя добра и света... Шокан Валиханов и выборность ордынских чиновников (история) 10:05 20.10.2010
Он весь дитя добра и света... (Окончание. Начало в №№124-125). В статье "О судебной реформе" Ч.Ч. Валиханов пишет: "Об административной реформе пока еще нет речи, и потому мы не будем затрагивать этот, по многим причинам, щекотливый для нас предмет. Административный вопрос для нас, киргиз (казахов - прим. Ш.В.), имеет слишком большой интерес, чтобы говорить о нем вскользь". В "Колоколе": Был слух, что правительство хотело Западную Сибирь разделить: Киргизскую степь присоединить к Оренбургскому генерал - губернаторству. Томскую губернию поручить Муравьеву. Тобольскую губернию поставить в условия Великороссийских губерний. И было бы превосходно". "... Очень полезно было бы взамен двух существующих больших частей Сибири разделить ее на три. Иначе нет возможности, например, Иркутскому генералу - губернатору управлять с успехом страной, которая больше Европы, или омским властям ведать Алтай, березовских остяков и дикокаменных киргизов. Вообще, степи было бы полезно соединить под одно управление". Очень интересна мысль Валиханова о повсеместном осуществлении выборной системы должностных лиц. "Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления, конечно, - пишет Валиханов в статье о судебной реформе, - заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства".
Развивая эту мысль в "Колоколе", Валиханов требует "выборных властей по всем судебным и хозяйственным управлениям, выборных не из дворян, а из той же массы податных свободных сословий, которые там обитают". В статье "О судебной реформе" и в "Колоколе" также говорится о тягостности кибиточного сбора, напротив, "ясака", платимого по числу скота. Теперь можем привести несколько примеров, свидетельствующих об идентичности мыслей и отдельных фраз в рассматриваемых статьях "Колокола", и известных нам произведениях ученого. Для удобства сопоставлений выдержки из рассматриваемых статей "Колокола" условно назовем "Колокол", а фразы, встречающиеся в легальных произведениях ученого, Валихановым.
"Колокол": "Неужели (курсив мой - прим. Ш.В.) двадцатилетнее иго генералов - губернаторов Западной Сибири и их правлений не кончилось?" Валиханов: "Скажите, ради бога, неужели этот господин... будет терзать степь?", "... законы пока у нас на Руси еще пишутся не для генералов", "Дай бог, чтобы старый год пожрал, как Сатурн своих чад, Дюгемаля и проч..." "Колокол": "В этом отдаленном крае гласность еще нужнее". Валиханов: "А ты дай этому побольше гласности, расскажи всем нашим друзьям, пусть разойдется по городу". Встречается употребление тюркизмов: "хан", "паша" для названия сибирских администраторов. "Колокол": "... в Сибири власть императора... узнается только по перемене одного паши другим". Валиханов: "Кто будет нашим ханом, еще неизвестно". "... Если бы Колпаковского сделали ханом". В заключение можно сказать, несмотря на то, что "прибавочный лист" к первому десятилетию "Колокола" вышел 1 августа 1867 г., т. е. через два года после смерти Ч.Ч. Валиханова, волновавшие Чокана мысли и здесь пробивают себе дорогу. "Колокол" бьет в набат, спрашивая, "чего должны ждать киргизы (казахи - прим. Ш. В.) от правительства? Будут ли заводиться школы или станут хлопотать о мечетях? Станут ли утверждать адат, шариат или же введут нечто вроде гасфортовской религии - смеси ислама и протестантства... Останутся ли по-прежнему приказы и канцелярии". "Колокол" утверждает, что "канцелярии с продажным чиновничеством - язва степи, и всегда будут ненавистны народу". Судьба казахской степи волновала лучшие умы России. Среди них был публицист Н.М. Ядринцев. Он говорил, что "духовное развитие "инородцев" является "естественным человеческим их правом", вопрос остро стоит "о спасении многих инородческих рас". "Едва ли мы придумаем сами средство помочь инородцам, - писал он, - если не выдвинем из их среды людей образованных, близких им по крови и племени, знающих характер и дух народностей, людей, связанных с историей народа, могущих отдать лучшие чувства, свое сердце, свою любовь для осуществления великой задачи эмансипации инородца и, посвятивших свою жизнь самоотверженно для спасения своих братьев". Он считал, что "одинокие личности, как Чокан Валиханов, Доржи Банзаров, пламенно любя свою народность, и светлыми, просвещенными очами европейской науки увидев всю безысходность, весь ужас положения инородца и, в то же время, ощущая непрочность под ногами новой почвы, как бы в отчаянии падали со своего пьедестала в прежнюю пропасть, пораженные горем" (С.С.В., 1985 г., т.5, с.288). Довольно объективная характеристика исторической ситуации, при которой приходилось работать первым светилам окраин. Может быть среди многих публицистических работ Н.М. Ядринцева В. И. Ленин имел ввиду и вышеприведенные работы, когда в 1918 году сказал сыну публициста: "Я высоко ценю деятельность Вашего покойного отца и рад, что Вы работаете в нашей газете" (Н. Вербицкий. "Советская печать", 1958 г., №4, с.8). В истории Казахской ССР написано, что "Ч. Валиханов не смог подняться до понимания необходимости радикальных мер для коренного переустройства общества... Он ошибочно полагал, что зло заключается не в колониальной системе в целом, а в отдельных представителях царской администрации". (1979 г., т. Ill, с. 332). С таким выводом трудно согласиться. Валиханов, рассуждая таким образом, никогда не писал бы, "что истина, как бы она ни была светла, не может изгнать самых неверных заблуждений, когда они освещены временем". (С.С.В., 1985 г., T.V, с.153), что "для правильного роста и развития народа, прежде всего, необходимы: свобода и знание" (С.С.В., 1961 г., т.І, с.614). Мы разделяем мнение академика Н.Н. Федосеева ("Навеки вместе", М. 1982 г., с. 9), утверждающего, что Валиханов был связан с революционно настроенной русской интеллигенцией, хорошо знаком с "Современником" Чернышевского и "Колоколом" Герцена. Это оказало сильное влияние на развитие его материалистических взглядов и освободительных идей". Каждая нация для своего наилучшего самовыражения выбирает надежных своих сыновей. Таковым для казахского народа является Ч.Ч. Валиханов. Он, находясь в ряду лучших сыновей прогрессивной России, дальше развил и национальные черты родного народа: верность дружбе, веру в добро и прогресс, свободолюбие и гуманизм. Валиханов - прошлое, настоящее и будущее казахского народа. Он всегда с нами, его лучше черты мы пронесем через века. Шота Валиханов, Почетный архитектор Казахстана, Лауреат Госпремии РК, Лауреат Независимой премии "Тарлан", академик Международной академии архитектуры стран Востока, Почетный президент Всемирной академии Чингис-хана, профессор, автор Государственного Герба РК и монумента Независимости в г.Алматы.
|