А.Оторбаева: Кыргызстан. Как превратить суд в судилище 12:15 21.10.2010
Кыргызстан. Как превратить суд в судилище
Одно из самых резонансных уголовных дел - по апрельским событиям 2010 года - легло в основу театрального действа, режиссируемого властями Кыргызстана?
8 октября Генеральная прокуратура республики известила общественность о завершении расследования "уголовного дела, возбужденного по фактам массового убийства, сопряженного с превышением должностных полномочий и имевшего место 7 апреля 2010 года возле Дома правительства и на центральной площади Ала-Тоо города Бишкека".
Согласно данным главного надзорного органа страны, по результатам следствия к уголовной ответственности привлечены Курманбек Бакиев, Жаныш Бакиев, Максим Бакиев, Мурат Суталинов, Данияр Усенов, Нурлан Темирбаев, Данияр Дунганов, Бактыбек Калыев и еще двадцать обвиняемых из числа бывших высокопоставленных чиновников и сотрудников Службы государственной охраны.
Стоит отметить, та же Генеральная прокуратура КР официально проинформировала, что окончание следствия и ознакомление сторон с материалами уголовного дела завершено еще 24 сентября 2010 года. 7 октября оно направлено в Военный суд Бишкекского гарнизона для рассмотрения по существу.
28 обвиняемых, более трехсот пострадавших плюс сами служители Фемиды, представители государственного обвинения, адвокаты - число участников одного из громких процессов действительно беспрецедентное. Не мудрствуя лукаво, власти решили провести суд во Дворце спорта.
На днях председатель Военного суда Нурланбек Ашимбаев, отвечая на вопросы ИА "24.kg", сообщил, что первое заседание, намеченное на 25 октября, переносится на неопределенный срок. Дескать, надо помещение подготовить к суду - решетки установить, определить места для суда, защиты... На это нужно время, ведь Дворец спорта не приспособлен для судебных заседаний. Аргументы, конечно, убедительные. Учитывая, как проходят процессы на юге Кыргызстана, когда адвокатов бьют прямо в судах, то вопрос безопасности для тех, кто окажется на скамье подсудимых по апрельскому делу, вовсе не лишний. Но, судя по всему, Нурланбек Ашимбаев слукавил. Пока он контролирует ход подготовки зала, само громкое дело вернулось в прокуратуру.
Обратный ход
В аппарате главного надзорного органа страны на условиях анонимности ИА "24.kg" признались, что материалы уголовного дела затребовало самое высокое начальство. Для продолжения расследования по вновь открывшимся обстоятельствам. Что это за вновь открывшиеся обстоятельства, никто толком в Генпрокуратуре не знает, отсылая в Военную прокуратуру, которая и осуществляла якобы надзор за ходом расследования. В Военной прокуратуре, в свою очередь, едва ли не падая в обморок от простых вопросов, отсылают обратно - в ГП КР.
Между тем причины так спешно потребовавшегося "дорасследования" лежат на поверхности. После того как стало известно, кто обошел партии власти на парламентских выборах, на Старую площадь Бишкека привычно потянулись любители акций протеста. Родственники погибших 7 апреля требовали от временного правительства не признавать итоги выборов и вообще изгнать партию-победительницу из Жогорку Кенеша, потому что в ее рядах сплошь бакиевские кадры.
У новых властей появилась еще одна головная боль. Как их изгнать, если мы трубим на весь мир о демократии, которой нет у соседей по региону. Как не допускать в парламент, если вот они, цифры-то Центризбиркома и ГАС "Шайлоо" - "Ата-Журт" набрал большое число голосов избирателей. И президент переходного периода Кыргызстана не придумала ничего лучшего, как успокоить родственников погибших. Роза Отунбаева пошла на сделку с совестью.
На состоявшемся 20 октября заседании Гражданского форума по защите прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов КР "За законность и справедливость" глава правовой клиники "Адилет" Чолпон Джакупова заявила, что "по делу "Альфы" она дважды встречалась с президентом переходного периода". По словам Чолпон Джакуповой, Роза Отунбаева заявила ей, что погибло много людей, кто-то должен за это ответить. "Я на это сказала, что она, как гарант Конституции, не должна говорить так, а отвечать должен тот, кто виноват", - справедливо отмечает глава клиники.
"Недавно у меня появились новые клиенты, - сообщила Чолпон Джакупова журналистам. - По их информации, теперь к ответственности за убийство демонстрантов намерены привлечь Оксану Малеваную, Эльмурзу Сатыбалдиева и прочих. Но привлекать Оксану Малеваную к ответственности по статье 97 УК КР ("Убийство") - бред. Нельзя же так произвольно назначать виновных".
Чолпон Джакупова права. Именно так выглядит сейчас обратный ход главного надзорного органа, который, забрав дело из суда, "колдует", как впаять ответственным руководителям бакиевского "Белого дома" убойную статью.
Уже очевидно: нас ждет не беспристрастный суд, а судилище - напоказ, с уже определенными сверху виновными.
Когда чужое горе - козырь
Никто никогда не поймет и не ощутит горе и боль родственников и близких тех, кто погиб в ту апрельскую кровавую среду в Бишкеке, в полной мере. Никакие льготы и субсидии не вернут им детей, братьев, мужей.
Родственники погибших, объединившись в общественную организацию, если кто не помнит, объясняли цели ее создания одной главной задачей - добиваться выдачи второго свергнутого президента и привлечения его к уголовной ответственности.
Минуло всего полгода со дня 7 апреля, а этих убитых горем людей кто только не использовал в своих целях. И власти тоже. Можно косвенно обвинить в этом и партию "Ата Мекен", практически проигравшую на последних парламентских выборах, точнее, отдельных ее представителей. Едва только вышли на митинг против "Ата-Журта" родственники погибших, как одной из первых их требования поддержали именно некоторые атамекеновцы. Зачем? Не для моральной же компенсации.
"Партия "Ата Мекен" поддерживает митингующих у Дома правительства в столице Кыргызстана", - заявила журналистам ее член Асия Сасыкбаева. По ее словам, члены партии пришли поддержать требования родственников погибших и пострадавших 7 апреля. "Когда мы получили протоколы избирательных комиссий, то поняли, что было много фальсификаций со стороны "Ата-Журта". Эта партия прошла в парламент через подкуп избирателей. Получается, во власть опять рвутся те, кто виновен в гибели людей в апреле этого года. Это все бакиевские чиновники", - сказала Асия Сасыкбаева.
Она отметила, что поддержать митингующих придут к Дому правительства и лидеры партии "Ата Мекен", в том числе Омурбек Текебаев. У последнего хватило благоразумия и порядочности не демонстрировать свои хмурые поствыборные настроения. А спустя пару дней он и вовсе сделал заявление.
"Избрание нового состава Жогорку Кенеша запускает в действие механизм парламентского правления, установленного на референдуме 27 июня. По итогам этих выборов "Ата Мекен" вместе с четырьмя другими партиями прошла в состав нового парламента. Это значит, что в ближайшие годы мы сможем вносить посильный вклад в развитие и укрепление нашей государственности. Мы уверены, что каждый из депутатов от нашей партии постарается оправдать высокое доверие избирателя и усилия, которые приложили в ходе предвыборной кампании. По признанию международного сообщества, выборы 10 октября стали первыми в нашей новейшей истории, результаты которых не были предрешены заранее", - заявил ее лидер, фактически признав итоги выборной кампании.
Ну и кому и зачем понадобилось подставлять Омурбека Текебаева? Кстати, "Ата Мекен" так и не представил в ЦИК акты о многочисленных нарушениях со стороны оппонентов.
Все билеты раскуплены
Суд над 28 обвиняемыми в апрельских событиях, можно не сомневаться, уже запланирован как показательный. Иначе и не назовешь подготовку к нему, обратный ход следствия в лице Генеральной прокуратуры.
По словам главы правозащитного центра "Кылым шамы" Азизы Абдирасуловой, она и ее коллеги были категорически против решения проводить процесс в помещении, предназначенном для увеселительных и спортивных мероприятий: "Потому что это будет не судебное заседание, а самое настоящее судилище, сродни средневековому".
Лидеры гражданского общества недоумевают, как слушания могут быть объективными, если сам суд будет находиться под прессингом эмоций с двух сторон - потерпевших и обвиняемых.
"Судья не должен обеспечивать порядок во время заседания. Он должен внимательно слушать участников процесса. Как он сможет сосредоточиться, если в зале будет более двух тысяч человек, включая сотрудников правоохранительных органов, которых наверняка привлекут обеспечивать этот самый порядок. А как они будут за порядком следить, если - и этого не стоит исключать - родственники погибших будут в пылу эмоций отпускать реплики в их адрес или даже бросаться на них?", - задается вопросами Азиза Абдирасулова.
По ее словам, она встречалась с генеральным прокурором Кубатбеком Байболовым, который также категорически против суда во Дворце спорта. "Он показал нам свое письмо, адресованное президенту переходного периода. Генеральный прокурор объясняет Розе Отунбаевой, что ни при каких обстоятельствах нельзя устраивать процесс в таком помещении. Он понимает, чем это чревато", - сказала Азиза Абдирасулова.
Мнение коллеги разделяет и глава правозащитного центра "Граждане против коррупции" Толекан Исмаилова. "Правозащитное сообщество абсолютно не согласно с таким решением, потому что мы обеспокоены угрозой общественной безопасности, без обеспечения которой жертвой может стать любой из граждан", - отмечает Толекан Исмаилова.
По ее мнению, "власть должна нести политическую ответственность за такие решения". "Власть, взявшая на себя ответственность за страну и ее народ, ответственна за жизнь каждого человека, без какой-либо дискриминации по отношению к тем, кто находится по ту сторону решетки. Заявляя о демократических принципах, стремлении к честности и справедливости, такие решения не делают чести самой власти, ибо она закладывает конфликт сторон", - полагает глава центра "Граждане против коррупции".
По данным лидеров гражданского сообщества, решение властей провести суд в месте, для этого не предназначенном, и проанонсированный показательный его характер обеспокоили и международное правозащитное общество.
Как бы не пришлось президенту переходного периода Кыргызстана вновь оправдываться перед миром.
21/10/2010 Асель ОТОРБАЕВА
|