Ф.Самиев: Таджикские власти не ведают, что творят... 10:30 23.10.2010
НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ…
В последнее время складывается ощущение, что официальные власти в Таджикистане все дальше и дальше отдаляются от своего электората. Чиновники через СМИ, да и вообще везде, где это только возможно продолжают вещать о том, что все вокруг завидуют нам и строят козни, но наши судьбы находятся в верных руках выдающегося человека наших времен…
Вместо новых рабочих мест мы получили, колоссальный отток работоспособного населения и специалистов в своей области, за место государственной идеи, получили утопическое будущее, которое нам рисуют, а у рядового гражданина, вся идея сводится к сведению концов с концами… И подобное состояние есть ничто иное, как идеальная почва для разного рода экстремистских организаций, которые не прочь воспользоваться сложившейся ситуацией, особенно на границе с Афганистаном. Словом, мы получили обычную формулу: "Духовный вакуум + рыночные отношения + бедность = факторы, которые ведут к исламизации общества", так считает доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета Кадыр Маликов.
Для многих жителей Таджикистана усиление позиций исламской религии стало нормой. В обществе есть сторонники укрепления ислама и их оппоненты, но и те, и другие признают: для радикальной исламизации сложились благоприятные условия.
В Таджикистане действуют около 4 тысяч мечетей. Но можно заняться и самообразованием. Купить книги по исламу можно на любом рынке, в магазинах и возле каждой мечети есть аудио- и видеозаписи проповедей известных в стране священников.
Доведенный до накала народ, просто свергнет нынешнюю власть, установит свою "справедливую", "исламскую", которая может быть на первых порах и сделает, что-либо для виду, но по сути окажется не совсем той, как ее представляли. Само существование теократического государства в современном мире это есть угроза в первую очередь для свободы человека, для его прав… Очень часто такие записи слушают сразу несколько человек. Садясь в общественный транспорт, можно невольно услышать голос муллы, звучащий из магнитофона в салоне машины. "Сегодняшнее состояние таджикистанского общества можно определить усилением религиозного сознания. Оно, соответственно, ведет к активизации какой-то деятельности. Ведь религиозное сознание – это, прежде всего, культовая и некультовая деятельность", – отмечает исламовед, доктор философских наук Зарина Диноршоева.
Религия крепчает, когда наука слабеет, считает аналитик. "Налицо пассивное состояние научного мировоззрения. Сейчас общество не противопоставляет ничего религиозному сознанию. Оно наоборот подпитывает его…".
Темпы "исламизации" страны набирают обороты, пока власти бездействуют, исламисты стараются не упустить своего шанса по "порабощению" умов обывателей. Доказательством тому является недавнее выступление одного из активистов и сторонников исламизации Абу-Умар Ахмедова на сайте Радио Свободы (www.rferl.org), в котором говорится, что таджикские чиновники ведут жесткое наблюдение за преподаванием ислама. Также отмечается, что большинство студентов в возрасте 8 – 16 лет, посещающие уроки исламских правил и этики, являются детьми тех родителей, у которых только благие намерения, и которые пытаются уберечь своих детей от неприятностей.
А между тем, экономическо-социальная катастрофа, разразившаяся в Таджикистане в 1992 году и удерживающая страну на дне финансовых рейтингов, повлекла за собой хаотичное распространение неофициальных, а порой и вовсе запрещенных религиозных течений. Обрушившаяся экономика повлияла на кошельки таджикистанцев и, в силу известных закономерностей, обнищавшее население в массовом порядке вступает в ряды самых разных религиозных течений и сект. Вроде бы все логично – человеку свойственно искать выход из тяжелых жизненных ситуаций в религии.
Кроме того, религия, помимо райского блаженства, вменяет верующему праведный образ жизни, который как нельзя более на руку непрофессиональному правительству Эмомали Рахмона. Именно по этой причине, видя в распространении религиозных идей возрождение национального самосознания и традиций, таджикское правительство изначально приветствовало их развитие. Кроме того, основная религия в Таджикистане – ислам, как религия терпимости по отношению к власти, также вполне устраивает таджикского лидера, поскольку помогает ему сдерживать антиправительственные настроения и сохранять относительное спокойствие.
Но руководство республики, ошиблось, переложив ответственность за спокойную обстановку на плечи религиозных деятелей. В стране, на протяжении 70 лет просуществовавшей на правах колониального угла большой державы, совершенно утеряны исконно нравственные нормы и устои религиозного воспитания. В результате, создавшийся вакуум стал быстро заполняться неведомо откуда появившимися, новыми течениями, выражающими свои претензии на истинные религиозные ценности. Пятимиллионная армия бедных людей, весьма приблизительно представляющих себе устои традиционного ислама, но все-таки верящая, что эта религия – религия отцов и дедов прекрасное поле для прорастания самых разных течений, среди которых "Хизб-ут-Тахрир", "Джамоати Таблиг", течение "салафитов" – поле для битвы за умы таджиков.
Так к чему же все это приведет в Таджикистане? Что творится у соседей нам уже продемонстрировали. Например ситуация в Кыргызстане немногим отличающееся от нашей: пару революций за короткий временной промежуток, обескровливание и так уже спадающей экономики, "разборки" на национальной почве, религиозная нестабильность, толпы голодных и безработных… Уж не нам ли знать цену спокойствию и миру, нам которые пережили все горести гражданской войны, неужели власти хотят того же? Почему предпринимаемые шаги больше носят популистский характер, а не действенный? Ясно, что надвигающиеся президентские выборы дают о себе знать, только вот одна проблема, до них может ведь и не дойти. Доведенный до накала народ, просто свергнет нынешнюю власть, установит свою "справедливую", "исламскую", которая может быть на первых порах и сделает, что-либо для виду, но по сути окажется не совсем той, как ее представляли. Само существование теократического государства в современном мире это есть угроза в первую очередь для свободы человека, для его прав…
ФАРАНГИЗ САМИЕВ 2010/10/22
|