КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 24.10.2010
23:28  В Израиле араб пытался убить экс-президента США Джимми Картера
22:56  На прием к владыке морскому. Алмазбек Атамбаев принял спецпредставителя президента РФ Владимира Рушайло
18:03  Команда "Казахи" заняла первое место в полуфинале КВН
17:42  М.Рофиев: Хочешь открыть клинику - отсиди восемь лет (письмо из Истаравшана)
13:11  Т.Ортиков: Как служба национальной безопасности Узбекистана помогла мне сесть в тюрьму (письмо в редакцию)
11:15  Китайский сухогруз "Pu Wang Hai" протаранил российский теплоход "Балтийский-106" в порту Шанхая
10:14  МИСИ "Vector": "Демократия" как социально-политический феномен современного общества

09:24  Юрий Мухин: Русофобия антисталинизма
00:33  Умер от рака премьер-министр королевства Барбадос Дэвид Томпсон
00:22  В Бишкеке вышли в свет фронтовые мемуары и стихи поэта Сооронбая Жусуева
00:05  Америка от сайта WikiLeaks узнала кровавую правду об Ираке. "Носители демократии" нечаянно убили 66 тысяч мирных граждан
00:03  М.Пак: Европейский след и исламский путь Казахстана
00:01  В.Парамонов: Экономические отношения между Россией и ЦентрАзией - общий фон
Суббота, 23.10.2010
20:27  В Киргизии совершено нападение на дом лидера партии "Ата-Журт" Камчибека Ташиева
15:15  А.Баширова: Хиджаб и мини-юбка – две крайности одного вопроса
14:42  "Economist": Монголы быстро уходят от кочевого прошлого
13:45  В Жамбылской области сгорели четыре... танка Т-72
13:40  К.Субанкулов: "Сартам у нас не место". Антиузбекские настроения в Кыргызстане
12:16  А.Габуев: Россия и Туркмения оставили спрос открытым. Со строительством Прикаспийского газопровода подождут до лучших времен Европы
11:07  Д.Медведев договорился с Г.Бердымухамедовым заморозить стройку Прикаспийского газопровода
10:30  Ф.Самиев: Таджикские власти не ведают, что творят...
10:28  Б.Карамалиев: В поисках "неуловимого муллы", или "Охота на ведьм" в Таджикистане
09:42  Узбекистан разблокировал доступ к сети Facebook
09:35  25/10 военный суд в Бишкеке начнет слушать дело "по событиям 7 апреля". 28 подсудимых, 129 свидетелей
08:46  А.Власов: Проблема Аральского моря - есть ли пути решения?
08:14  Ш.Исенбаев: Жителям Кыргызстана угрожает голод
07:43  С.Палий: Судьба газотранспортной системы Украины
06:39  МИСИ "Vector": Экономические пути преодоления региональной конфликтогенности в контексте современного мирового кризиcа
00:25  В.Парамонов: Китай в Центральной Азии - угроза или возможность? (новая книга)
00:23  Киргизия ждет от России еще $135–150 млн. долл. "Галоши, что выслали прошлой неделе, Мы давно уже съели!"
00:21  Юрий Караш: Станет ли Китай космическим партнером США
00:18  Эдвард Радзинский: "История перестала быть наукой и все больше становится товаром"
Пятница, 22.10.2010
20:32  Я.Разумов: Сто пятьдесят лет Узун-Агачскому сражению. Как русские и казахи били кокандцев (фото)
17:41  Ю.Мазыкина: Кыргызстанские силовики. Кто кого?
17:29  12 сторонников политической партии "Бутун Кыргызстан" объявили голодовку в Бишкеке
17:26  "Роснефть" может войти в оффшорный нефтяной проект в Туркмении
15:47  Кургон. Кыргызские пограничники попытались выкрасть из Узбекистана узбекского гражданина
15:23  "Къ": Таможенный союз против двойного регулирования. Споры о таможенном деле в РФ вышли за ее пределы
15:20  "КП": Дмитрий Медведев отведал туркменских лепешек
14:42  М.Калантаров: СПИДный день. Таджикистан во власти смертельного вируса
14:37  Т.Таиров: Шумеры - кто они и где они? Еще в Советское время археологи находили в Туркменистане...
14:32  С.Михеев: Кыргызскую Конституцию создали американцы. Кому не терпится испортить отношения с Россией?
14:08  А.Мирасова: Казахстанский Жанаозен забастовал из так называемой товарищеской солидарности
13:19  Т.Дуйшеналиев: Скрытая угроза наяву – Вооруженные Силы Кыргызстана на грани развала!
13:03  В Таджикистане уменьшилось число браков и увеличились разводы
12:59  А.Адыкулов: Политические лидеры и смена элит в Кыргызстане
12:43  Конрад Блэк: Беспорядочное отступление США. Из Ирака, из Афганистана и вообще отовсюду
12:37  CNN: В Таджикистане убита первая женщина-член ИДУ
12:04  Ю.Жихорь: Дочковтирательство. КазДепутаты призывают разобраться с квазигосударственным сектором
12:01  "НП": Факультет ненужных вещей. Нужна ли Казахстану наука?
11:46  Д.Тимофеев: Казахстанский Жанаозен опять забастовал
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
МИСИ "Vector": "Демократия" как социально-политический феномен современного общества
10:14 24.10.2010

"Демократия" как социально-политический феномен

современного общества

Международный Институт Стратегических Исследований "Vector" предлагает экспертному сообществу обсудить проблемы, вязанные с современными процессами демократизации. В качеств! е основания для дискуссии представляется статья "Демократия" как социально-политический феномен современного общества.

В современном мире издано огромное количество литературы о демократии, где в большинстве случаев доказывается, что этот институт общественной жизни является доминантным, не имеющим цивилизационной альтернативы.

Контент-анализ текстов выступлений лидеров ведущих государств, входящих в так называемую "большую восьмерку", также свидетельствует, что наиболее употребляемыми ими терминами являются: "демократия", "борьба за демократические ценности", "преодоление недемократических подходов в различных сферах общественной жизни" и т.п. Аналогичную ситуацию отражает и анализ докладов участников всемир! ных давосских форумов, других крупнейших международных саммитов политических и экономических лидеров ведущих стран мира.

На постсоветском пространстве с понятием "демократия" связываются надежды на положительные тенденции в современных процессах государственной идентификации. Фактически во всех конституциях (Основных законах) стран СНГ имеется прямое указание на построение "демократического общества".

В масс-медиа понятие "демократия" также имеет самое широкое распространение, особенно в США, Евросоюзе, странах Восточной и Центральной Европы. Среди наиболее встречающихся терминов и высказываний в рамках публикаций на общественно-политические темы являются следующие: "демократия – это прогресс", "демократия – это власть народа и для народа", "альтернативы демократическим ценностям не! т", "построение демократического общества - главная задача всех развивающихся стран", "только демократия спасает государство от деградации и тоталитарного развития", "демократия – это уважение и защита прав и свобод граждан", "демократия – самая главная ценность современной цивилизации" и т.п.

В целом, в общественном мнении большинства людей сформировано предельно положительное представление о демократии как ключевом критерии развития современной человеческой цивилизации. Такая точка зрения, как правило, распространяется безальтернативно.

С другой стороны, контент-анализ позиций значительной части экспертного сообщества показывает, что понимание демократии в том виде, в каком она представляется современному общественному мнению, не всеми принималось и принимается однозначно. Очевидно, небезынтересными являются альтернативные точки зрения на понимание "демократии", высказанные известными историческими личностями, общественными и государ! ственными деятелями. Некоторые из таких позиций свидетельствуют о следующем. К примеру, Оскальд Уайльд говорил, что: "Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа". Джон Берри: "Демократия: говоришь, что хочешь, делаешь - что велят". Альфред Нобель: "Любая демократия приводит к диктатуре подонков". Вольтер: "Настоящая демократия есть деспотия черни". Гете: "Нет ничего отвратительней большинства". Дидро: "Настоящая демократия легко переходит в анархию". А. Токвиль: "При сов! еменных демократиях центр принятия решений перемещается от политических партий и органов государственной власти к финансовым корпорациям. Партии и органы власти становятся финансовыми корпорациями". Д. Орли: "Демократия – подарок волчьей стаи овечьей отаре самим выбирать, кем они должны быть съедены". О. Кузнецов: "Демократия – это когда умные вынуждены выслушивать не только мнение дураков, но и считаться с ним". Уинстон Черчилль: "Лучший аргумент против демократии – это пятиминутная беседа со средним изби ателем". Бертран Рассел: "В демо! ратии честный политик может быть терпим, только если он очень глуп. Ибо лишь очень глупый человек может искренне разделять предрассудки большей половины нации". Дж. Шоу: "Демократия – это уже когда власти не назначаются безнравственным меньшинством, а выбираются безграмотным большинством". Роберт Кеннеди о власти большинства: "Одна пятая часть народа – против чего бы то ни было, когда бы то ни было". Ежи Лещинский: "При демократии "отдав" свой голос, мы затем лишаемся голоса, это вполне логично". А в извес! тной монографии "Проект Россия" о демократии говорится, что "На практике демократия сводится к борьбе финансовых группировок за власть. Остальное – риторика, призванная дурачить обывателей".

Что же действительно, по мнению специалистов МИСИ "Vector", представляет собой институт демократии как социально-политический феномен?

При всей актуальности рассмотрения демократии в полной мере научный анализ данного явления все еще не осуществлен. Здесь, к сожалению, доминируют масс-медийные клише, способные формировать соответствующее общественное мнение, но не научные оценки. Мы также не претендуем на решение данной проблемы, но в общих чертах попытаемся рассмотреть "демократию" как социально-политический феномен с точки зрения генез! иса и современного развития.

Первое. Понятие "демократия" впервые введено в научный оборот в Древней Греции. В соответствии с древнегреческим пониманием "демократия" определялась как "власть народа". При этом контекст такого определения содержал более негативные, чем позитивные оценки. В частности, Платон указывал: "Тирания возникает, конечно, не из каког! о иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство". Близок к этой точке зрения был и Аристотель. Он, в свою очередь, говорил, что демократию и тиранию "едва ли кто-либо станет вообще считать видами государственного устройства, а если считать их таковыми, то уже наихудшими из всех". По мнению древних греков, крайними формами организации общества являются именно "тирания" (диктатура) и "демократия". Если "тирания" (диктатура) – насилие меньшинства над ! ольшинством, то "демократия", наоборот, насилие большинства над меньшинством. Две эти формы организации общественной жизни перерастают друг в друга. Но наихудшей, по мнению древних греков, является "демократия".

Проблема демократии дошла до нас как историко-философский факт эллинской культуры, и не более. Последующее развитие человечества отрицало возможность использования принципа демократии как общественной организации жизнедеятельности людей. Так, римляне апеллировали к "диктатуре права" и "правовому государству", а в Средневековье, социальная практика и соответствующие теории – к рел! игии. Более тысячи лет человечество о "демократии" фактически не вспоминало, вплоть до эпохи Возрождения, когда стали формироваться социально-экономические институты новой формации, по-разному называемые в настоящее время – капитализмом, индустриальным обществом, рыночной экономикой и т.п. Именно в это время и была востребована "демократия". Несмотря на то, что идеи демократии были рождены эллинской культурой, факт реализации демократических принципов в жизнь – это прерогатива исключительно капитализма. Свобода р! ынка, или рыночной экономики, определявшая сущность капитализма, требовала наиболее адекватных форм политической надстройки. И таковой стала "демократия". Классическое понимание демократии как института, отражающего и закрепляющего институты рыночной экономики и соответствующих социальных сил, было представлено Дж. Локком и Ш. Монтескье. Демократия, по их мнению, в наибольшей степени обеспечивает эффективность функционирования трех важнейших ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной в форме максимальн й свободы и, прежде всего, свободы эко! омической. По их мнению, это институт, закрепляющий достижения наиболее целесообразных форм общественного производства и управления социумом в целом.

Почему именно капитализм востребовал демократию как институт самоорганизации? Это предмет отдельного анализа. И прежде всего, больше социально-экономического, поскольку истоки всякого социального лежат в его базисном, экономическом содержании, а точнее, в системе материального производства.

Второе. Становление демократии в европейских странах было в существенной степени прогрессивным. Прогрессивность его состояла в преодолении средневековых форм архаичного управления, которые тормозили ход общественного развития. Для европейских стран "приход демократии", особенно в XVI-XVII веках, принес с собой прогресс фактически во все сферы жизнедеятельности людей. В экономике "демократия" создавала предпосылки бурному росту производительности труда, что обеспечивалось развитием свободных рыночных экономических отношений. В политической сфере стали доминировать тенденции, более адекватно отр! жающие развитие тех или иных социальных организаций и обществ. В гуманитарной сфере "демократия" обеспечила прорыв в реализации таких важнейших ценностей социальной жизни людей, как свобода слова, совести, собраний, передвижений, равенство всех перед законом и т.д. В то же время, именно с величайшим прогрессом, который означал демократизацию всей общественной жизни европейских народов, демократия стала приобретать и противоположное содержание. Впервые это в глобальном масштабе проявилось в политике колонизации.

Путем насилия и уничтожения многих народов и их культур начался так называемый процесс "демократизации во всем мире". Еще сто лет назад небольшое количество европейских государств колонизировало и управляло большинством стран мира. Во имя "рынка и демократии" безжалостно уничтожались целые страны. В данном контексте "демократия" для европейцев превращалась в "диктатуру" и насилие для все! го другого мира.

Такая традиция "демократизации общественных отношений" сохраняется по настоящее время. Однако, объективной научной оценки она еще не получила, особенно в рамках использования диалектического метода. Даже среди научных работников современные социальные проблемы не рассматриваются в контексте диалектики "демократии" и "диктатуры", о которой говорили еще древние греки. Гитлер, Муссолини и многи! другие диктаторы пришли к власти именно демократическим путем, но в последующем уничтожали саму демократию. Современные "западные демократии" также под флагом демократизации во всем мире осуществляют насилие и даже государственный террор. По нашим расчетам, сотни военных конфликтов, развязанных западными странами после Второй мировой войны, в большинстве своем проходили именно под видом защиты "демократии и свободы", "демократических ценностей и прав человека".

В настоящее время так называемая "политика демократизации" также принципиально не изменена, а приобрела свои специфические формы, соответствующие современным реалиям. А современные реалии в экономике и политике свидетельствуют о тотальном наступлении информационной революции, которая преодолевает капиталистический способ производства и привносит в систему рынка качественные его преобразования, основ! нные на принципах научной обоснованности, рациональности и целесообразности организации общественного производства. Как когда-то феодализм преодолевался капитализмом, так и сегодня человечество вступило в процесс преодоления капитализма наступающей новой формацией, которую уже устойчиво называют "информационной". Информационная революция самым радикальным образом содействует переходу индустриального общества к постиндустриальному, основанному на совершенно иных принципах, чем это было и есть при капитализме.

Информация – ключевая категория современных концептуальных моделей развития экономики, политики, гуманитарных и даже духовных отношений. А кто владеет, как известно, информацией, владеет миром. Поэтому современная борьба за покорение мира ускоренными темпами осуществляется, в том числе, и с использованием раскрученного бренда "демократия", которая рассматривается как цель и как средство современных со! иальных преобразований. В настоящее время "демократия" в борьбе правящих элит за власть, приобретает де-факто форму диктатуры и неоколониального порабощения современного мира. Под современные процессы демократизации попадает и агрессия в Ираке, и военная операция в Афганистане, и даже безжалостные бомбардировки Белграда, которые рассматривались как одно из средств демократизации этой страны.

Третье. Древнегреческое и современное понимание "демократии" - это факты, с которыми необходимо считаться. Современные демократические ценности являются важнейшей составляющей всего аксиологического понимания современного мира. И отрицать их невозможно. В то же время, в построении современных моделей общественного развития необходимо исходить не с позиции преимущественно "импорта ! емократии". Это путь, скорее, неоколониальной зависимости, а с позиции использования иных, новых, отвечающих современным реалиям экономических, социальных, политических и духовных основ организации общественной жизни. Они не отрицают "демократию" как принцип, но должны определить ей соответствующее место в современной государственной идентификации на этапе перехода человечества к новой общественно-экономической формации.

Закон ускорения истории развития общества говорит, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Каждая последующая общественно-экономическая формация короче предыдущей в три-четыре раза. Самым продолжительным по времени был первобытнообщинный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Чем ближе к современности, тем общество развивалось быс! рее и динамичнее, уплотняясь в историческом времени. Если всю историю человеческого общества спрессовать до суток (24 часа), то поздний период каменного века – неолит - как утверждают специалисты, начался совсем близко к концу суток, в 23.55. В 23.56 - начался бронзовый век. Государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились на земле всего лишь три минуты назад.

Общество ХХI века – это уже не только стремительно развивающаяся система, но и система, которая не менее стремительно приобретает все более сложные связи и отношения. Такая специфика развития современного общ! ества объективно предполагает необходимость адекватного, научно обоснованного управления всеми протекающими в социуме процессами. И соответствующее управление становится востребованным лишь тогда, когда оно отвечает интересам не просто большинства или меньшинства населения, а общества в целом. Это касается современных глобальных процессов, которые принято называть общечеловеческими, отдельных стран и их объединений. Традиционное понимание демократии "как формы власти, при которой подчиняется меньшинство большинству и про! возглашается равенство прав и свобод граждан" становится все больше неприемлемым. "Демократия" трансформируется из "общества большинства" в общество в "интересах всех". Именно такие процессы, повторим, продуцируются современной информационной революцией, которая не противоречит гуманитарным демократическим ценностям, но принципиально отрицает социально-политическую сущность демократии как "власти большинства".

Диалектика современной жизни общества направлена не на становление или совершенствование демократии как социально-политического феномена, а наоборот, на постепенное ее отрицание. В условиях перехода человечества к "постиндустриальному обществу", демократия с неизбежностью приобретает форму первоначально "демократического централизма", который, в свою очередь, обусловлен необходимостью перехода ! научно обоснованным принципам управления всеми общественными отношениями в интересах всего общества в целом. Опыт передовых стран уже проявляет тот факт, что наука, научное управление обществом становится решающей производительной силой. И именно эта производительная сила определяет будущее развитие человечества и его социальную организацию.

В современных условиях не только декларируемая "власть большинства" теряет свой изначальный смысл, но и основные процедуры ее формирования. Так, "всеобщие" и другие формы выборов с неизбежностью должны уступить место представительству профессионалов. Альтернативы этому нет. С ростом научно-технического прогресса предоставление власти профессионально неподготовленным людям не просто не рациональн! , а социально опасно. Ведь не можем же мы простым голосованием избрать командира космического корабля, руководителя атомной станции или даже просто водителя такси. Современные подходы в определении выборной системы нуждаются в реформировании. Особо реформы необходимы в формировании специально подготовленных людей и привлечения их к управлению сложными социальными системами.

Таким образом, рассматривая демократию как социально-политический феномен современного общества, следует учитывать ее специфические особенности, которые в наиболее общем виде проявляются в следующем.

- Демократия – явление исторически приходящее. В наибольшей степени она востребована в условиях капиталистического, или индустриального общества как система социальной организации и рыночных экономических отношений.

- В современных трансформациях общественной жизни, вызванных информационной революцией, переходом человечества от индустриального к постиндустриальному обществу, роль и значение демократии существенным образом изменяется. Научно-технический прогресс объективно преодолевает "власть большинства", что лежит в основе демократии, меняя ее на "власть в интересах всех", что лежит в основе современной инф! ормационной революции.

- Искусственное навязывание, или некритическое заимствование отдельными странами демократии как института социальных политических трансформаций является ничем иным, как поддержкой современной неоколониальной политики или игнорирования общих закономерностей развития общества.

В целом, демократия - явление необычайно сложное и требующее к себе более рационального и более взвешенного отношения, а не "слепого копирования" исторически устаревших подходов, методов и оценок.

Источник - МИСИ "Vector"
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1287900840


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх